Налоговые льготы по НДС установлены статьей 149 Налогового кодекса РФ.
Перечень достаточно обширный. Но в большинстве своем затрагивает реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, выполнение работ и услуг на территории Российской Федерации социального обусловленного характера.
Среди них:
– медицинские товары и услуги;
– услуги в сфере образования по проведению некоммерческими организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования) или воспитательного процесса;
- –
- услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом;
- –
- ритуальные услуги;
- –
- реализация почтовых марок и лотерейных билетов, проводимых по решению уполномоченного органа;
- –
- услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
- –
- услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства в сфере культуры и искусства;
- –
- реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
- –
- осуществление ряда банковских операций;
- –
- оказание услуг адвокатами;
- –
- совершение нотариусами нотариальных действий;
- –
- услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и другие.
Некоторые виды деятельности, которые льготируются по НДС, подлежат также лицензированию. В этом случае, чтобы применять льготу, нужно иметь специальное разрешение – лицензию. В противном случае нужно будет платить НДС в общем порядке (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, приведены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – федеральный закон № 128-ФЗ). Скажем, лицензируются услуги по обязательному медицинскому страхованию, которые оказывают медицинские организации или учреждения, а также частной практики.
Правда, названный закон регулирует лицензирование не всех видов предпринимательства. В статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ приведен перечень видов деятельности, которые регулируются отдельными законодательными актами. В частности, речь идет об образовательной деятельности. Например, указанная деятельность подлежит лицензированию на основании пункта 6 статьи 33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ № 3266-1). Порядок и условия лицензирования образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796.
Ниже мы приведем перечень льготируемых видов деятельности, для которых необходима лицензия.
№ п/п | Операции, которые не облагаются НДС | Норма законодательства | Норма Налогового кодекса |
---|---|---|---|
1. | Медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой. В частности: – услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию | Подпункт 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ | Подпункт 2 пункта 2 статьи 149 |
– услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ | |||
– услуги по сбору у населения крови, оказываемых по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями | |||
– услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению | |||
– услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного | |||
– услуги патологоанатомические |
№ п/п | Операции, которые не облагаются НДС | Норма законодательства | Норма Налогового кодекса |
---|---|---|---|
– услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным | |||
2. | Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. Добавим, что образовательная деятельность в виде разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающейся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, и индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируются | Пункт 11 статьи 28, статья 33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» | Подпункт 4 пункта 2 статьи 149 |
3. | Услуги по перевозке пассажиров: | ||
городским пассажирским транспортом общего пользова | Подпункт 62 пункта 1 ста | Подпункт 7 пункта 2 | |
ния (за исключением такси, в том числе маршрутного) | тьи 17 Федерального зако | статьи 149 | |
на № 128-ФЗ | |||
морским, речным, железнодорожным или автомобиль | Подпункты 56, 58, 62, 63 | ||
ным транспортом (за исключением такси, в том числе | пункта 1 статьи 17 Феде | ||
маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке | рального закона № 128-ФЗ | ||
4. | |||
Услуги в сфере образования по проведению некоммерче | Пункт 11 статьи 28, ста | Подпункт 14 пунк | |
скими образовательными организациями учебно-произ | тьи 26, 33 Закона РФ | та 2 статьи 149 | |
водственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений | № 3266-1 | ||
5. | |||
Ремонтно-реставрационные, консервационные и восста | Подпункт 41 пункта 1 ста | Подпункт 15 пунк | |
новительные работы, выполняемые при реставрации па | тьи 17 Федерального зако | та 2 статьи 149 | |
мятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельность по контролю за качеством проводимых работ | на № 128-ФЗ |
№ п/п | Операции, которые не облагаются НДС | Норма законодательства | Норма Налогового кодекса |
---|---|---|---|
6. | Услуги аптечных организаций по изготовлению лекарст | Подпункты 47, 48, 50, 51 | Подпункт 24 пунк |
венных средств, а также по изготовлению или ремонту | пункта 1 статьи 17 Феде | та 2 статьи 149 | |
очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи | рального закона № 128-ФЗ | ||
7. | Осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе: – привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; – размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет; – открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные собслуживанием банковских карт; – осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; – кассовое обслуживание организаций и физических лиц; – купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты); – осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; – по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками следующих операций: – выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; – оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала; – получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем | Статья 13 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон № 395-1) | Подпункт 3 пункта 3 статьи 149 |
№ п/п | Операции, которые не облагаются НДС | Норма законодательства | Норма Налогового кодекса |
---|---|---|---|
8. | Услуги, связанные с обслуживанием банковских карт | Статья 13 Федерального закона № 395-1 | Подпункт 3.1 пункта 3 статьи 149 |
9. | Операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами | Статья 13 Федерального закона № 395-1 | Подпункт 4 пункта 3 статьи 149 |
10. | Оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами | Статья 32 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», подпункт 91 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ | Подпункт 7 пункта 3 статьи 149 |
11. | Организация тотализаторов и других основанных на рис | Подпункты 76, 77 пункта 1 | Подпункт 8 пункта 3 |
ке игр (в том числе с использованием игровых автоматов) | статьи 17 Федерального за | статьи 149 | |
организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса | кона № 128-ФЗ | ||
12. | Реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку РФ и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Цен | Пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», статья 13 Федерального закона № 395-1 | Подпункт 9 пункта 3 статьи 149 |
№ п/п | Операции, которые не облагаются НДС | Норма законодательства | Норма Налогового кодекса |
---|---|---|---|
тральным банком РФ и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка РФ или хранилищах банков). Лицензия нужна банкам, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями | |||
13. | Реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности Лицензия нужна банкам, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями | Пункт 4 статьи 15 Федерального закона № 41-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 395-1 | Подпункт 10 пункта 3 статьи 149 |
14. | Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности | Подпункт 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ | Подпункт 18 пункта 3 статьи 149 |
15. | Проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров | Подпункт 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ | Подпункт 19 пункта 3 статьи 149 |
16. | Реализация лома и отходов черных и цветных металлов Лицензия не требуется, если организация реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства (см. Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 766) | Подпункты 81, 82 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ | Подпункт 24 пункта 3 статьи 149 |
Отдельные виды льгот
Реализация металлолома не облагается НДС
Согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса НДС не облагается реализация лома и отходов черных и цветных металлов.
Отметим, что организациям, которые торгуют металлоломом, следует руководствоваться Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А также Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369, и Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 370.
Согласно указанным правилам организации могут принимать металлолом только у его собственников при предъявлении документов, удостоверяющих их личность. У лиц, сдающих не принадлежащий им металлолом, помимо документов, удостоверяющих личность, должна быть соответствующая доверенность от собственника металлолома.
При приеме лома цветных металлов лицо, сдающее этот лом, должно предоставить принимающей организации соответствующее письменное заявление. В этом заявлении необходимо указать, на каком основании у заявителя возникло право собственности на сдаваемый лом. Заявления должны храниться на объекте по приему металлолома в течение пяти лет.
Лом цветных металлов нельзя принимать от физических лиц, не достигших 14 лет. У лиц в возрасте от 14 до 18 лет такой лом может приниматься при наличии письменного согласия их законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. Однако можно принимать лом цветных металлов от физических лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводиться по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности. Организации, принимающие металлолом, обязаны проводить радиационный контроль и осуществлять входной контроль каждой партии металлолома на взрывоопасность.
При приеме металлолома должен быть составлен приемосдаточный акт. Формы этого акта установлены в приложениях № 1 к Правилам обращения с ломом черных и цветных металлов. Приемосдаточный акт составляется в двух экземплярах: один передается лицу, сдающему лом, а второй остается у принимающей организации.
Обратите внимание, что приемосдаточные акты являются документами строгой отчетности. Поэтому их регистрируют в книге учета приемосдаточных актов. Страницы книги должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Книга учета, а также приемосдаточные акты хранятся на объекте по приему металлолома в течение 5 лет со дня внесения последней записи о приеме лома.
В процессе переработки металлолома организации обязаны отбирать из лома черных металлов сопутствующий лом цветных металлов. Соответственно из лома цветных металлов надо отбирать сопутствующий лом черных металлов. При отборе сопутствующего лома цветных металлов должен составляться акт по форме, установленной в приложении № 2 к Правилам обращения с ломом черных металлов.
Налогообложение подарков
Согласно подпункту 25 пункт 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ дополнен. Согласно этому подпункту НДС не облагаются передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Отметим, что данная льгота имеет скорее негативные последствия для налогоплательщиков.
Дело в том, что на том, чтобы начислять НДС при раздаче подарков в рамках рекламной компании настаивают Минфин России и ФНС России. Примером тому, письма Минфина России от 28 марта 2005 г. № 03-04-11/66 и от 25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209. В них указано, что в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса РФ под реализацией понимается передача права собственности, в том числе и на безвозмездной основе. В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров облагается НДС. Налоговая база при этом равна рыночная цена товаров.
Но далеко не все специалисты согласны с такой точкой зрения. В качестве возражения приводится довод о том, что раздача товаров является составной частью рекламных расходов организации. При этом нельзя документально подтвердить, в какой момент право собственности на подарки переходит от компании к одариваемым. Зачастую такие аргументы помогали налогоплательщикам в арбитражных судах доказать, что раздача товаров в рекламных целях не должна облагаться НДС (см., например, постановление ФАС Московского округа от 13 января 2003 г. № КА-А40/8381-02 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. № А05-3624/04-22).
Новелла, внесенная в статью 149 Налогового кодекса РФ, косвенно подтверждает, что подарки, себестоимость единицы которых превышает 100 руб. должны облагаться НДС. Доказать в суде иное будет непросто.
Обратите внимание: при рекламной раздаче товаров, себестоимость которых не превышает 100 руб., предприятие обязано организовать раздельный учет НДС по приобретенный товарам (работам, услугам). Это требование пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Однако если себестоимость товаров, розданных в рамках рекламной акции, не превышает 5 процентов от величины совокупных расходов на производство, к вычету можно принять весь НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, а также имущественным правам.
Раздельный учет
Пункт 4 статьи 149 определяет: если организация одновременно осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и те, которые льготируются, она обязана вести раздельный учет. В том числе и «входного» НДС по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Добавим, что конкретный порядок ведения раздельного учета налоговым законодательством не установлен. Поэтому организация вправе сама разработать принципы ведения такого учета и закрепить их в своей учетной политике.
Распределять нужно «входной» НДС только в том случае, если приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права одновременно используются в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. И еще: когда невозможно однозначно определить, какая часть приобретенных товаров (работ, услуг) будет использована в деятельности, облагаемой НДС, а какая – в деятельности, не облагаемой этим налогом. Следовательно, нельзя рассчитать, в каком размере «входной» НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком – учтен в стоимости товаров (работ, услуг).
В этом случае Налоговый кодекс предписывает определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Исходя из этой пропорции часть «входного» налога принимается к вычету, а часть учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).
Обратите внимание: чиновники настаивают, что, рассчитывая пропорцию, стоимость товаров нужно брать без учета НДС. В частности, такое мнение было высказано в письме МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-108/1191/15@. Однако, арбитражные суды с таким подходом не согласны. В качестве примера можно привести постановления ФАС Московского округа от 15 июля 2003 г. № КА-А40/4710-03, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 января 2005 г. по делу № Ф04-9499/2004(7826-А70-18), от 2 августа 2004 г. № Ф04-5288/2004(А45-3291-25).
Заметим, что при отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц – если речь идет о предпринимателях), не включается. Сумма «входного» списывается за счет собственных средств (абз. 8 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Впрочем, раздельный «входного» НДС можно не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5 процентам от общей величины совокупных расходов на производство.
Но учтите, что, решая вопрос о необходимости ведения вами раздельного учета такие показатели, как стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) или объемы выручки от не облагаемой НДС деятельности, не принимаются во внимание. В данном случае следует учитывать объем ваших затрат на осуществление не облагаемых НДС операций.
Следовательно, даже если доля выручки от не облагаемых НДС операций составляет меньше 3 процентов от общей выручки, но при этом расходы на осуществление этих операций превышают 5 процентов, вы не можете быть освобождены от ведения раздельного учета.
Отказ от льгот по НДС
Организация или предприниматель могут отказаться от льгот, если сочтут, что их применение для себя невыгодно. Однако учтите отказаться можно не от всех льгот, а только от тех, что предусмотрены пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Причем если компания или коммерсант осуществляет несколько видов льготируемых операций, то они вправе отказаться от использования льгот как в отношении всех или нескольких видов операций, предусмотренных различными подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Порядок отказа от использования льготы установлен в пункте 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
А вот отказаться от применения остальных льгот, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной выше статьи, налогоплательщики не вправе.
Добавим, что отказ от льгот распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые в рамках льготируемого вида деятельности. То есть не может действовать в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Период, в течение которого льгота не будет использоваться налогоплательщиком, не может быть меньше года. Следовательно, отказаться от льготы на меньший срок, скажем, на квартал, нельзя.
Чтобы отказаться от льгот, организация или предприниматель должны подать в налоговую инспекцию по месту своего учета соответствующее заявление в срок не позднее 1-го числа налогового периода, начиная с которого они намерены отказаться от льготы. Составляется такое заявление в произвольной форме. Однако в любом случае в этой бумаге следует указать:
Пару слов о чип тюнинге .
– перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в отношении которых организация отказывается от использования льготы;
Подробности .
- –
- налоговый период, начиная с которого фирма планирует отказаться от льготы;
- –
- срок, в течение которого вы не будете пользоваться льготой (но не менее года).