В условиях рыночной экономики на смену жесткому директивному планированию, при котором утвержденный план экономического развития страны приобретал силу закона, приходит индикативное планирование.
В основу этого метода заложены важнейшие народнохозяйственные макроэкономические показатели (индикаторы), к достижению которых должно стремиться общество.
Принципиальное отличие индикативного планирования, системы его показателей - это их рекомендательный характер. Вместе с тем индикативное планирование остается одним из важнейших методов государственного регулирования экономики.
Предлагаемые в индикативном плане показатели достигаются через меры государственного воздействия - регуляторы. На макроуровне в качестве индикаторов используются показатели, характеризующие: динамику развития региональной и отраслевой экономики; финансов, денежного обращения, товарного, финансового и валютного рынков; ожидаемого движения цен, использования трудовых ресурсов, уровня жизни населения; внешнеэкономических связей, экспорта и импорта; объема и структуры инвестиций, их эффективности и т.д.
В индикативном плане предусматривают также регуляторы и нормативы (обязательные и рекомендуемые), посредством которых государство намерено управлять экономикой: нормы амортизационных отчислений, налоговые ставки, процентные учетные ставки национального банка и т.д.
К системе показателей индикативного планирования инвестиций следует отнести три группы показателей, характеризующих: общий объем инвестиций и их структуры; объемы проектно-изыскательских работ; объемы строительно-монтажных работ.
Планирование объемов инвестиций в индикативном плане тесным образом коррелирует с основными индикаторами развития национальной экономики в соответствии с потребностями общества и установленными приоритетами. Объем инвестиций рассчитывается исходя из ожидаемого прироста производственных мощностей и основных фондов всех производственных отраслей, объектов социальной сферы, просвещения, науки, культуры, здравоохранения.
Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы - основной показатель индикативного плана инвестиций, который выражает конечную продукцию в соответствующих натуральных единицах измерения (например, тысяч киловатт электроэнергии, тысяч тонн мясопродуктов в год, количество ученических, посадочных или койко-мест, квадратных метров жилой или полезной площади и т.д.).
В производственных отраслях ожидаемый ввод мощностей может дифференцироваться в соответствии с ожидаемой структурой инвестиций: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих производств.
В соответствии с этим индикатор ввода в действие производственных мощностей в плановом периоде М может быть определен по формуле
Мг = МНЛ + АМН.С + АМД.П ~МВ,
где Мнп- величина производственной мощности на начало планового
периода; АМНс- увеличение мощности за счет нового строительства;
АМДП- прирост мощности на действующих предприятиях за счет
реконструкции, технического перевооружения и расширения производства; Мв- уменьшение мощности из-за выбытия устаревших нерентабельных производств.
Индикаторы развития социальной сферы рассчитываются на основании прогноза повышения жизненного уровня населения. Аналогично определяются индикаторы развития коммунального хозяйства и бытового обслуживания, объектов народного образования, культуры, здравоохранения и пр. Индикаторы ввода в действие производственных и непроизводственных основных фондов определяются в стоимостном выражении. При этом следует иметь в виду, что ожидаемая стоимость вводимых в действие производственных фондов примерно на 7% (непроизводственных на 5%) меньше реальных инвестиций. Разница образуется за счет сметных затрат, которые не создают основные фонды. Это, например, стоимость временных сооружений, затраты на подготовку эксплуатационных кадров на новостройках, затраты по техническому надзору и контролю, экспертизе инвестиционных проектов и пр. Это затраты инвестора, которые необходимы, но не увеличивают стоимость основных фондов.
Индикатор незавершенного строительства определяется по реальным инвестициям и основным фондам - стоимости незавершенных и не сданных в эксплуатацию зданий и сооружений, не смонтированного и не установленного оборудования.
Этот индикатор показывает ожидаемый уровень использования, освоения инвестиций и отражается на балансе инвестора (заказчика).
По государственным инвестициям могут также планироваться лимиты — ресурсные индикаторы, определяющие предельную величину вложений под предусмотренный ввод в действие производственных мощностей, объектов непроизводственной сферы, создание необходимых строительных заделов, которые не должен превышать заказчик при финансировании объектов за счет бюджетных ассигнований.
Необходимые объемы инвестиций в индикативных планах определяются по государственным инвестициям - на основании утвержденной проектно-сметной документации, в частности, сводного сметного расчета, по негосударственным - на основании инвесторских смет.
Вместе с тем индикативный план разрабатывается, как правило, в условиях, когда утвержденная проектно-сметная документация еще отсутствует, а негосударственный инвестор еще не определился со своими затратами. В этом случае используются реальные удельные инвестиции, определяемые на основании передовых отечественных и зарубежных аналогов инвестиционных проектов.
Необходимый объем инвестиций И0б определяется по формуле
Ио6=Иу-АМ + Зн,
где Иу- удельные реальные инвестиции на единицу мощности в плановом
периоде в стоимостном выражении; AM- индикатор прироста мощности в соответствующих физических
единицах измерения; Зн- необходимый задел по строительству объектов, рассчитанный в
стоимостном выражении.
Важным разделом индикативного плана инвестиционной деятельности является разработка структуры источников финансирования инвестиций.
Индикативное планирование источников инвестиций необходимо по ряду факторов:
— формирование государственного бюджета (доходной, расходной частей, дефицита);
— определение долевого участия различных инвесторов в финансировании проектов;
— создание государственных ресурсных резервов;
— прогнозирование деятельности финансово-кредитных учреждений;
— определение индикаторов развития инвестиционной сферы: объемов проектно-изыскательских работ, подрядных строительно-монтажных работ, развития предприятий и отраслей строительной индустрии;
— определение размеров и периодов государственных займов (финансовых инвестиций).
Индикативное планирование технологической структуры реальных инвестиций, т.е. определение ожидаемых затрат на строительно-монтажные работы, приобретение технологического оборудования, инструмента и инвентаря, другие нужды, включая проектно-изыскательские работы, позволяет определить индикаторы объемов строительно-монтажных и изыскательских работ.
Ожидаемые объемы строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ служат основой для разработки планов работ и бизнес-планов подрядных строительных, монтажных, проектных организаций, предприятий строительных материалов, объединений и фирм разных форм собственности инвестиционной сферы. Эти индикаторы позволяют предприятиям инвестиционной сферы ориентироваться на региональных инвестиционных рынках, готовиться к участию в тендерах, участвовать в конкурсах на получение госзаказа и т.д.
Индикативное планирование проектно-изыскательских работ призвано предусмотреть своевременную разработку проектно-сметной документации как для предусмотренных в плане объектов строительства, так и для прогнозируемых в будущем, за пределами индикативного периода.
Кроме проектно-сметной документации для текущего и перспективного строительства проектные организации должны разрабатывать схемы развития и размещения отраслей и регионов народного хозяйства, схемы и проекты районных планировок, типовые проекты и нормативные документы, необходимые для осуществления проектирования в стране.
Поэтому индикативные планы проектно-изыскательских работ должны разрабатываться на два периода: предпроектный (долгосрочный - 10-15 лет) и текущий проектный (краткосрочный - 1-3 года).
Индикаторами предпроектного плана являются:
— лимиты инвестиций на проектно-изыскательские работы, которые финансируются за счет государственного бюджета (разработка отраслевых и региональных схем развития, районных планировок, типовых проектов, нормативных документов по проектированию и строительству);
— лимиты инвестиций на проектно-изыскательские работы для государственных производственных и социальных объектов в отраслевом и территориальном разрезах;
— объемы проектно-изыскательских работ, которые будут осуществляться за счет всех источников финансирования, кроме госбюджета.
В текущем проектном плане объемы проектно-изыскательских работ детализируются по источникам финансирования, конкретным объектам и проектным организациям.
Основными документами для разработки индикативных планов проектно-изыскательских работ являются титульные списки проектно-изыскательских работ.
Разработка индикативного плана строительного производства необходима для своевременного обеспечения инвестиций мощностями строительных монтажных предприятий, организаций и фирм.
В этом плане могут быть предусмотрены следующие индикаторы:
— объемы строительно-монтажных работ (по сметной стоимости), выполняемые подрядным и хозяйственным способами;
— объемы строительно-монтажных работ по государственным объектам строительства, в том числе по вводимым в действие объектам в плановом периоде;
— объемы строительно-монтажных работ, детализированные по конкретным инвесторам (заказчикам, кроме государственных) и исполнителям работ, в том числе по объектам, подлежащим вводу в планируемом периоде;
— ввод в действие производственных мощностей и объектов нового строительства или расширение действующего производства;
— ввод в действие производственных мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
— ввод в действие объектов социальной сферы: жилья, объектов коммунального хозяйства, культурно-бытового назначения, образования, здравоохранения и т.д. в соответствующих единицах измерения.