Активное государственное регулирование инвестиционной
деятельности необходимо государству с любой системой хозяйствования. Необходимо такое регулирование и в странах переходного периода, тем более оказавшихся в состоянии экономического кризиса. Оживление деловой инвестиционной активности - непременное условие начала выхода из кризиса. Первоосновой оживления инвестиционной активности в условиях Украины является государственная поддержка инвестиций и предпринимательства в целях развития рыночных отношений и конкуренции в инвестиционной сфере. Именно регулирование инвестиционного процесса -важнейший инструмент государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В странах с разным уровнем развития рыночных отношений государство, независимо от формы собственности инвестора, вмешивается в его инвестиционную деятельность. В теории существует два крайних подхода относительно вмешательства государства в инвестиционный процесс. В первом случае государство берет на себя как можно большую часть функций инвестора (концентрацию капитала, обеспечение проектно-сметной документацией, материально-техническими ресурсами, распределение доходов от инвестиций и пр.), во втором - предоставляет максимальную свободу действия инвесторам. В этом случае государство влияет на инвестиционный процесс только лишь через макроэкономические регуляторы: налоговую, амортизационную, кредитную политику, систему санкций и субсидий.
В проблеме регулирования инвестиционного процесса ключевым является вопрос определения доли бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций. Именно государственные инвестиции в структуру бюджета во многом влияют на его исполнение и уровень дефицита.
Сокращение государственных инвестиций и увеличение доли вложений предприятий за счет собственных фондов не изменило соотношения форм собственности, но привело к сокращению государственной поддержки традиционно малорентабельных инвестиционных отраслей: машиностроения, деревообработки, промышленности строительных материалов.
Сокращение производства в этих отраслях вызвало падение в еще больших размерах производства в капитальном строительстве. Поэтому в настоящее время инвестиционная сфера и тесно связанные с ней отрасли производства требуют значительной государственной поддержки.
Вместе с тем бюджетные ассигнования как источник инвестиций не должны составлять львиной доли, как это было в 80х годах (около 90%).
Разработка методики определения перспективной структуры инвестиций по формам собственности - это важнейшее направление макроэкономического регулирования инвестиционного процесса. При этом следует иметь в виду, что государственные инвестиции в условиях рынка, как правило, не являются обособленным источником финансирования. Новые методы государственной инвестиционной политики — это участие в совместном финансировании проектов, предоставление кредитов по сниженным учетным ставкам, финансирование проектов за счет выпуска ценных бумаг, формирование портфелей финансовых инвестиций. Все меньшее место в этих методах должно занимать прямое дотирование и субсидирование со стороны государства. Главным критерием государственных вложений в экономику должны стать их эффективность, скорейшая отдача.
Вместе с тем всегда будут отрасли и производства, невыгодные для коммерческого капитала, особенно в переходном периоде. Это, прежде всего, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Однако по мере развития этой сферы их инвестиционная привлекательность будет повышаться, например за счет строительства платных автомагистралей. По другим объектам инфраструктуры, где достигается только социальный эффект, назрела необходимость разработки специальной методики его определения. Новые подходы к участию госбюджетных средств в финансировании инвестиций требуют также улучшения деятельности органов, отвечающих за эффективность их использования. В целом рациональное соотношение административных и рыночных методов регулирования инвестиционной деятельности в переходном периоде постепенно будет изменяться через замещение старых методов новыми.
Первоосновой государственного регулирования инвестиционной деятельности является определение приоритетов вложений, т.е. направление инвестиций в те сферы и отрасли, которые обеспечат расширение воспроизводства, скорейшую отдачу и повышение жизненного уровня населения. В основу определения приоритетов распределения государственных н привлечения негосударственных инвестиций положены следующие принципиальные ориентиры:
— постепенный переход к экономически обоснованному направлению инвестиций и сокращение вложений на поддержку убыточных малорентабельных производств;
— полный отказ от финансирования социальной сферы по остаточному принципу, первоочередное направление инвестиций в производство товаров народного потребления;
— переход от административных методов управления инвестиционной сферой (включая государственных инвесторов) к рыночным методам через налоги, амортизацию, кредиты;
— замещение полного госбюджетного финансирования проектов долевым участием государства;
— финансирование этих проектов за счет финансовых инвестиций через выпуск и размещение ценных государственных бумаг.
Руководствуясь этими принципами, можно выделить основные приоритеты, которые являются регуляторами при распределении государственных инвестиций и воздействуют на привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственного сектора.
Приоритетное финансирование предполагает преимущественное направление инвестиций в те или иные отрасли и производства. С этой точки зрения Украина, по нашему мнению, имеет ряд отличий от Российской Федерации.
Государственная инвестиционная политика Украины на современном этапе развития экономики должна руководствоваться следующими группами приоритетов:
1 Развитие и модернизация топливно-энергетического комплекса, создание собственной базы и инфраструктуры энергоносителей, внедрение энергосберегающих технологий.
2 Структурная перестройка народного хозяйства, научно обоснованная конверсия производства. Развитие инфраструктурных отраслей с использованием инновационных проектов. Реконструкция и создание новых, экологически чистых производств.
3 Инвестирование отраслей и производств, способствующих расширению конкурентной среды, развитию приватизации и предпринимательства.
4 Вариантное инвестирование и государственная поддержка производств, нуждающихся в обновлении фондов и имеющих значительный инновационный потенциал, который может обеспечить технический и технологический прорыв, существенный прирост объемов производства.
5 Инвестирование производств, где возможно их эффективное перепрофилирование, санация или вертикальное слияние.
6 Инвестирование ликвидации неперспективных, технологически отсталых, заведомо убыточных производств.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с соблюдением последовательности вышеизложенных приоритетов при оценке инвестиционных проектов. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на микроструктурном уровне осуществляется через систему нормативов и преференций (льгот).
Нормативы амортизационных отчислений призваны обеспечить повышение эффективности использования основных фондов, их быстрое обновление, т.е. стимулировать инвестиционный процесс.
По ряду причин амортизация в последние годы перестала выполнять свою воспроизводственную функцию. Неверно начисленная амортизация существенно влияет на размеры прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предприятия сегодня сами определяют направления использования прибыли, и это вольно или невольно приводит к ее переливу в фонд потребления, т.е. к "проеданию" средств, предназначенных на воспроизводство основных фондов. Эта тенденция присуща всем странам переходного периода, однако у нас она угрожает полным развалом материальной базы производства.
Вероятно, необходимо изучить вопрос о временном возврате к практике нормирования прибыли, направляемой в фонды развития производства.
Амортизационных отчислений становится сегодня недостаточно для финансирования замены выбывающих фондов новыми. Это происходит потому, что базой для нормирования является первоначальная стоимость фондов, которые постоянно обесцениваются.
Для восстановления воспроизводственных функций амортизации нужна систематическая переоценка основных фондов, причем переоценка опережающая, определяющая их будущую восстановительную стоимость. Это позволит формировать на предприятиях реальные источники воспроизводственных процессов, создавать предпосылки движения к современным рыночным контурам экономики.
Международный опыт свидетельствует о высоких результатах проводимой амортизационной политики. Так, в 70х годах в США расширение налоговых льгот и применение норм ускоренной амортизации способствовало быстрому списанию устаревших средств производства и сосредоточению ресурсов на структурной перестройке - инвестировании новой техники и технологии. С начала 8Ох годов не действуют налоговые ограничения амортизации, что привело к исчислению реальных сроков службы и сроков возмещения стоимости. Так, сроки возмещения стоимости легковых автомобилей, грузовиков, исследовательского оборудования составляют порядка 3 лет, других видов машин и оборудования - 5 лет, производственных зданий и сооружений - от 10 до 15 лет.
В западных странах существует также практика применения более высоких норм амортизации на начальном периоде эксплуатации оборудования с последующим их снижением, что позволяет корпорациям в первые годы эксплуатации увеличивать издержки производства и снижать величину прибыли, подлежащей налогообложению. Ускоренная амортизация стимулирует интенсивное обновление средств производства, препятствует их моральному износу и сдерживает инфляционные процессы. Практика ускоренной амортизации в наших условиях позволит активизировать обновление основного капитала, вывести из производственных схем часть устаревшего оборудования, существенно интенсифицировать воспроизводственный процесс.
Большое значение в деле государственного регулирования инвестиционной деятельности имеет гибкий налоговый механизм. Налогообложение инвестиций - это форма воздействия государства на сокращение сроков и повышение качества в инвестиционной сфере. Налоги на инвестиции могут стимулировать активность инвесторов, но могут и сдерживать ее. Как правило, государство через налоги стимулирует производство новых видов продукции, развитие объектов производственных и социальных инфраструктур, влияет на сокращение объемов незавершенного строительства.
Многие государства создали обширную законодательную базу льгот и стимулов инвестиционной деятельности. Например, в Финляндии действует закон, согласно которому разрешается аккумулирование средств на инвестиции в сельском хозяйстве до 30% годового дохода, в промышленности - до 20%. Во Франции в рамках индикативных планов правительство управляет практически половиной всего валового национального продукта.
В развитых западных странах широкое распространение получил инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый для ускорения обновления производственного аппарата и снижения налогооблагаемой прибыли на сумму инвестиций направляемых на приобретение новой техники и технологии. По своей сути инвестиционный налоговый кредит - это форма субсидирования приобретения и установки новейшего оборудования, например, налоговая скидка в размере 6% на оборудование со сроком службы 3 года, в размере 10% - на инвестиции в крупное технологическое оборудование и т.д.
Таким образом, в мировой практике система налогообложения является основным рычагом воздействия государства на деятельность предприятий и корпораций, регулирования пропорций производства, обмена, распределения и потребления. Она стимулирует деловую и инвестиционную активность, инициативу товаропроизводителей, повышение эффективности производства.
Обложению налогом подлежит нераспределенная прибыль, то есть прибыль, полученная в течение года, за вычетом из нее амортизационных отчислений, платежей в счет ссудных процентов, расходов на благотворительные цели, различного рода выплат в связи с неустойками и потерями в ходе хозяйственного процесса. Каждая из разновидностей этих вычетов регламентируется государством, чтобы размеры нераспределенной прибыли искусственно не занижались.
Принципиальным отличием систем налогообложения от административно устанавливаемых нормативных систем является тот факт, что они всегда регламентируются налоговым законодательством. Законы о налогах определяют виды налогов, категории плательщиков, объекты налогообложения, принципы определения расчетной базы, минимальные ставки налогов, перечень и размер льгот.
Исходя из вышеизложенного макроэкономическое регулирование инвестиционных процессов в Украине со стороны государства должно основываться на гибкой амортизационной политике, совершенной системе налогообложения инвестиций, включая налоговые льготы на инвестиции в социальную сферу, производство товаров народного потребления и оказание услуг населению.
Что касается финансово-кредитной политики государства и ее влияния на инвестиционный процесс, то она осуществляется через установление центральными банками пониженных учетных ставок (рефинансирование), что приводит к снижению процентных ставок по депозитам в коммерческих банках и оживлению инвестиционной активности.
Другой мерой, стимулирующей инвестиционную активность, является увеличение норм обязательных резервов для коммерческих банков, что способствует привлечению ресурсов для инвестирования.
Выпуск государством ценных бумаг и размещение их в коммерческих банках (госзаем) с последующей продажей на вторичных рынках также осуществляется для формирования источников инвестиций.
Прямые субсидии государства в частный сектор экономики осуществляются крайне редко. Да и инвесторы из-за высоких налогов на инвестиции предпочитают пользоваться банковским кредитом.