Перечень поступлений, которые не учитываются для целей налогообложения, содержится в статье 251 НК РФ. Операции по получению указанных средств не рассматриваются в качестве льгот по налогу на прибыль, не рассматриваются и в качестве прибыли (дохода), то есть вообще не формируют налоговую базу по налогу на прибыль.
Пункт 1 статьи 251 НК РФ содержит перечень операций по получению отдельных видов средств, не подлежащих налогообложению. Пункт 2 статьи 250 НК РФ содержит перечень целевых поступлений, не подлежащих налогообложению. Перечень операций по получению средств, перечисленных в пункте 1 комментируемой статьи, касается любых организаций, перечень же операций по целевому поступлению средств, перечисленных в пункте 2 указанной статьи, в основном касается деятельности некоммерческих организаций и бюджетополучателей.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются:
1. Доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Положение данного пункта касается только тех организаций, которые определяют доходы и расходы для целей налогообложения по методу начисления.
В данном подпункте указывается, что при определении налоговой базы не учитываются в составе доходов суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления. Таким образом, имущество, имущественные права, работы или услуги, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты, не являются налогооблагаемыми доходами для налогоплательщиков, применяющих метод начисления.
Организации, использующие кассовый метод признания доходов и расходов, обязаны включать в состав налогооблагаемых доходов суммы поступившей предварительной оплаты и отражать указанные средства в составе доходов, подлежащих налогообложению в момент их получения. Это следует из положений пункта 2 статьи 273 НК РФ, где указано, что датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, то есть при определении доходов в выручку от реализации товаров (работ, услуг) включаются авансы полученные.
Например, признаются авансами и не учитываются у лизингодателя при налогообложении прибыли в момент их получения лизинговые платежи, уплаченные сверх размера, установленного графиком уплаты лизинговых платежей (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/79).
2. Доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.
Согласно статье 334 ГК РФ залог – это способ обеспечения обязательства, в соответствии с которым должник (залогодатель) передает имущество (имущественные права) кредитору (залогодержателю) по обеспеченному залогом обязательству. В случае неисполнения должником этого обязательства кредитор имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.
При этом необходимо учитывать, что данное положение касается только случая передачи заложенного имущества. В соответствии со статьей 338 ГК РФ имущество остается (считается оставшимся) у залогодателя, а потому не может рассматриваться в качестве переданного, в следующих случаях:
- заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором залога;
- при залоге имущества, на которое установлена ипотека (недвижимое имущество);
- при передаче предмета залога на время во владение или пользование третьему лицу.
Задатком согласно статье 380 ГК РФ признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. В силу схожести аванса (предварительной оплаты) и задатка, а также с учетом того, что организации, применяющие для целей налогообложения кассовый метод, учитывают предварительную оплату в составе налогооблагаемых доходов, необходимо различать указанные понятия. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка всегда должно быть совершено в письменной форме. При этом согласно пункту 3 статьи 380 ГК РФ в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.
ВНИМАНИЕ! В соответствии с пунктом 32 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога.
3. Доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером).
Действующим гражданским законодательством формирование уставного (складочного) капитала (фонда) предусмотрено для таких разновидностей юридических лиц, как:
- хозяйственные товарищества и общества (полные и коммандитные товарищества (товарищества на вере);
- общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества;
- производственные кооперативы (в производственных кооперативах за счет имущества их членов формируется паевой фонд);
- унитарные предприятия.
В соответствии с действующим законодательством вкладом в уставный (складочный) капитал (фонд) организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (пункт 6 статьи 66 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача имущества, если такая операция носит инвестиционный характер, в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов.
Доход (не учитываемый для целей налогообложения прибыли) в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью может возникнуть в результате увеличения уставного капитала общества. Согласно статье 28 Закона № 208-ФЗ, уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Решение об увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций принимается решением общего собрания акционеров или советом директоров, если последнее предусмотрено уставом. При этом увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций, путем увеличения номинальной стоимости акций может осуществляться только за счет имущества общества. Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций, в результате которого образуются дробные акции, не допускается.
Кроме того, сумма, на которую увеличивается уставный капитал за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
Эти акции размещаются среди всех акционеров. При этом каждому акционеру распределяются акции той же категории, что и акции которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций.
Увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается только после его полной оплаты за счет имущества общества и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества или за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество (статья 17 Закона №14-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона №14-ФЗ при увеличении уставного капитала общества за счет его имущества пропорционально увеличивается номинальная стоимость долей всех участников общества без изменения размеров их долей.
Увеличение уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц регламентировано статьей 19 Закона №14-ФЗ. При этом сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет его имущества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации установлены статьей 277 НК РФ.
4. Доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Данное положение преимущественно относится к полным товариществам и товариществам на вере, а также обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью. В отношении акционерных обществ указанная норма НК РФ применяется только в случае распределения между акционерами имущества общества при его ликвидации.
Действующим законодательством понятие выхода участника из акционерного общества законом не предусмотрено (выйти из числа участников акционерного общества можно только при продаже или ином отчуждении принадлежащих акционеру акций).
Согласно статье 26 Закона № 14-ФЗ участник вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников или самого общества. При этом общество обязано выплатить выходящему участнику действительную стоимость его доли (пункт 2 статьи 14 Закона № 14-ФЗ) определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в котором было подано заявление о выходе, либо с согласия участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. Выплата должна быть произведена в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в котором подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом.
Исключение участника из общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью допускается только в судебном порядке по требованию других участников, доли которых в совокупности составляют не менее 10 процентов уставного капитала. При этом должно выполняться условие, что исключаемый участник грубо нарушает свои обязанности участника либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет (статья 10 Закона №14-ФЗ).
Основываясь на пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №14 от 9 декабря 1999 г. «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», основанием для исключения участника из общества может служить систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем, собрании участников общества, лишающее общество возможности принимать решения по вопросам, требующим единогласия всех его участников.
Статьи 76-78 ГК РФ регулируют порядок выхода и исключения участника из полного товарищества и товарищества на вере.
Согласно статье 23 Закона № 208-ФЗ распределение имущества ликвидируемого акционерного общества между его акционерами производится только после завершения расчетов с кредиторами общества, а также после выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены на основании статьи 75 названного закона, и выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям.
Первоначальный взнос определяется применительно к товариществам и обществам с ограниченной (дополнительной) ответственностью, исходя из номинальной стоимости вкладов участников-учредителей, указанной в учредительном договоре товарищества (общества). При этом необходимо учитывать, что стоимость вклада участника может увеличиться в связи с осуществлением дополнительных взносов либо за счет иных источников, в частности за счет добавочного капитала. В последнем случае для расчета дохода необходимо принимать во внимание стоимость первоначального взноса без учета повышения номинальной стоимости доли.
Применительно к акционерным обществам первоначальный взнос определяется исходя из совокупной номинальной стоимости акций первого выпуска, приобретенных акционером при учреждении общества.
ВНИМАНИЕ! Пунктом 3 статьи 270 НК РФ, установлено, что не признаются расходы в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество (то есть как первоначальных, так и последующих).
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией:
«передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками».
Минфин РФ в Письме от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/2/81 разъясняет:
«В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» четко разграничены для участника общества две различные хозяйственные операции: выход из общества (в этом случае речь идет о действительной стоимости доли) и продажа (реализация) своей доли обществу или третьим лицам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
В смысле указанной нормы под «первоначальным взносом» имеется в виду взнос участника в уставный капитал общества при его учреждении.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Соответственно, согласно пункту 3 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество.
По мнению Департамента, под вкладом (взносом) участника хозяйственного общества, полученным при его выходе из общества или при ликвидации общества, следует понимать взносы в уставный капитал общества (как при его учреждении, так и при увеличении его уставного капитала) или в случае приобретения доли у других участников. Вклады участников в имущество общества в рассматриваемую категорию вкладов в уставный капитал не входят.
Доходы участника общества, полученные сверх суммы вклада при выходе из общества, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль. Убыток, полученный участником при выходе из общества (в случае превышения стоимости вклада в уставный капитал над действительной стоимостью доли), не признается убытком, учитываемым для целей налогообложения».
5. Доходы в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
Доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах взноса участником договора простого товарищества в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества не учитывается при определении налоговой базы. Доходы, полученные сверх взноса, для целей налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами.
Раздел имущества, находящегося в общей долевой собственности товарищей, а также возникших у них общих прав требования, производятся в порядке, установленном статьей 252 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей, имущество может быть разделено между участниками по соглашению между ними. При этом участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них, участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся, собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.
Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности его доле в праве собственности, устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. Выплата участни
ку долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия.
В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена, и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию. С получением компенсации собственник утрачивает право на долю в общем, имуществе товарищества.
6. Доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Не учитываются при определении налоговой базы доходы в виде средств и иного имущества, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Согласно указанному закону не подлежит налогообложению безвозмездная помощь, техническая помощь, гуманитарная помощь.
Определения безвозмездной помощи, технической и гуманитарной помощи содержатся в статье 1 Закона №95-ФЗ:
Безвозмездная помощь (содействие) – средства, товары, которые предоставляются Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Техническая помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по зарегистрированным в установленном порядке проектам и программам.
Гуманитарная помощь (содействие) – вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
При этом необходимо учитывать, что принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию) подтверждается соответствующим удостоверением. Форма и порядок составления данных удостоверений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. № 1046 «Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».
При применении указанного положения необходимо учитывать, что не могут относиться к безвозмездной гуманитарной и (или) технической помощи (содействию) подакцизные товары (продукция).
Анализ понятий безвозмездная помощь, техническая помощь, гуманитарная помощь показывает, что при получении средств в виде технической помощи (содействия) распространяется только на непосредственных получателей технической помощи (содействия), имеющих удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи, от донора технической помощи, указанного в удостоверении.
Указанные средства, использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), отражаются налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, следует представлять в налоговые органы в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период (год).
7. Доходы в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей.
Данное положение затрагивает две категории налогоплательщиков:
- организации, получающие основные средства и нематериальные активы в соответствии с международными договорами;
- организации, эксплуатирующие атомные станции и получающие безвозмездно основные средства и нематериальные активы для повышения их безопасности и использующие их в производственных целях. При нецелевом использование средств, полученных из бюджета, у таких организаций возникает внереализационный доход (статья 250 НК РФ).
8. Доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными организациями по решению органов исполнительной власти всех уровней. При этом орган исполнительной власти может обеспечить учреждение необходимым имуществом, как в натуральном выражении, так и путем выделения объема бюджетных ассигнований.
В том случае, если имущество, закупленное за счет бюджетных средств, будет использоваться для осуществления предпринимательской деятельности, это будет не правомерно.
Отчет об имуществе, полученном бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, представляется налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций («Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования»).
9. Доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
К доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся:
- имущество (включая денежные средства) в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору;
- суммы денежных средств в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
10. Доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Заемные отношения, а также отношения, связанные с предоставлением кредитных средств, урегулированы соответственно параграфами 1 и 2 главы 42 ГК РФ. Основное различие между займом и кредитом состоит в том, что, во-первых, предметом кредитного договора могут быть только денежные средства, в то время как предметом договора займа — деньги и другие вещи, определяемые родовыми признаками. Во-вторых, если кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление банковской деятельности, то заимодавцем по договору займа может быть любое физическое или юридическое лицо. Кроме кредитного договора и договора займа для оформления долговых отношений могут быть использованы долговые ценные бумаги (векселя и облигации), договор товарного кредита (статья 822 ГК РФ).
Согласно статье 807 ГК РФ по договору одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Это означает, что если заемщик получил по договору займа 10 тонн пшеницы, то вернуть он должен именно 10 тонн пшеницы, причем того же сорта и того же качества, что и полученная им по договору займа пшеница. Если возвращаются материальные ценности иного рода (например, получено зерно, а возвращаются пиломатериалы), то договор квалифицируется как договор мены.
Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Если займодавец – юридическое лицо, то независимо от суммы договор займа должен быть заключен в письменной форме.
Согласно статье 819 ГК РФ кредитный договор – договор, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. К отношениям по данному договору применяются правила, предусмотренные для займов, если иное не предусмотрено правилами статей 819–821 ГК РФ и не вытекает из существа кредитного договора. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Не соблюдение данных условий влечет недействительность кредитного договора. Согласно, статье 820 ГК РФ такой договор ничтожен.
Таким образом, у налогоплательщиков любой категории к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся как поступления средств в виде заимствований, так и поступления в виде возврата средств по вышеуказанным договорам. При этом доход, полученный в виде процентов по таким договорам, будет относиться к доходам, учитываемым при определении налоговой базы.
Предлагаем точку зрения Минфина Российской Федерации по вопросу отражения в налоговой базе по налогу на прибыль организаций получения беспроцентного займа.
Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/128:
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли полученного беспроцентного займа и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Таким образом, сумма займа, полученного налогоплательщиком, не отражается в его налоговой базе по налогу на прибыль организаций.
Так как глава 25 Кодекса не предусмотрен в составе доходов, подлежащих налогообложению, такой вид доходов, как материальная выгода, полученная от пользования беспроцентным займом, налогоплательщик не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму такой выгоды.
При возврате беспроцентного займа налогоплательщик, на основании пункта 12 статьи 270 Кодекса, не отражает в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение такого займа».
11. Доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;
- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;
- от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
Нормы данного подпункта затрагивают только налогоплательщиков – российские организации. При этом воспользоваться данным положением можно при выполнении следующих условий:
- учредитель должен иметь в уставном капитале организации долю, превышающую 50%;
- полученное имущество (за исключением денежных средств) в течение года не должно передаваться организацией третьим лицам.
Так в Постановлении ФАС Московского округа от 30 декабря 2004 г., 28 декабря 2004 г. № КА-А41/12311-04-П рассматривались материалы дела о том, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организация не включила денежные средства, полученные от организации на расчетный счет, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что организация правомерно не включила в налоговую базу по налогу на прибыль денежные средства, так как указанные денежные средства получены от организации, владеющей более чем 50% уставного капитала получающей стороны.
Имущество (в том числе денежные средства), которое было получено дочерней организацией от материнской организации, доля которой в уставном капитале дочерней организации составляет более 50 процентов, по договору займа, в случае если обязательство по договору займа было впоследствии прекращено прощением долга, не учитывается для целей налогообложения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 апреля 2006 года №03-03-02/79).
12. Доходы в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями статей 78, 79 НК РФ 176 и 203 НК РФ из бюджета (внебюджетного фонда).
Согласно статьям 78–79 НК РФ к указанным средствам относятся проценты, полученные налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов из бюджетов и внебюджетных фондов в случае несвоевременного возврата им излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов.
Возврат сумм излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Возврат сумм излишне взысканного налога производится за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога, в течение одного месяца со дня принятия решения налоговым органом или судом. При этом проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии со статьей 176 НК РФ к указанным средствам относятся проценты, полученные налогоплательщиками за несвоевременный возврат сумм НДС по обычным операциям, а также по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов.
В соответствии со статьей 203 НК РФ к указанным средствам относятся проценты, полученные налогоплательщиками за несвоевременный возврат акцизов.
Проценты, начисленные налоговыми органами за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога или сбора, а также проценты, начисленные за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость и возвращаемые налогоплательщикам (плательщикам сборов) органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, отражаются в учете по коду классификации дохо
дов бюджетов Российской Федерации и по виду налога (сбора), по которому начислены проценты за несвоевременный возврат (возмещение) Это указание Приказа МНС Российской Федерации № БГ-3-10/345, Минфина Российской Федерации № 74н от 12 сентября 2001 г. «О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость».
13. Доходы в виде сумм гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемых при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 32/пс «Об утверждении положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации». Согласно пункту 6.1 Положение о клиринговой деятельности для обеспечения исполнения сделок с ценными бумагами, в отношении которых осуществляется клиринг, и снижения рисков ликвидности, системных рисков и рисков неисполнения сделок с ценными бумагами клиринговая организация формирует гарантийный фонд и разрабатывает систему мер снижения рисков осуществления клиринговой деятельности в соответствии с требованиями Федеральной службы по финансовому рынку Российской Федерации (ФСФР).
Минимальный размер гарантийного фонда устанавливает ФСФР РФ по согласованию с ЦБ РФ в зависимости от порядка осуществления клиринговой деятельности. Источниками формирования гарантийных фондов могут быть денежные средства и ценные бумаги участников клиринга, находящиеся на их банковских счетах в расчетной организации и на специальных разделах счетов депо в расчетном депозитарии, правом распоряжения которыми в соответствии с Правилами осуществления клиринговой деятельности обладает клиринговая организация.
Использование денежных средств гарантийного фонда допускается только для обеспечения исполнения обязательств участника клиринга в случае недостаточности у него ценных бумаг и (или) денежных средств для исполнения сделок клирингового пула в порядке, определенном пункт 6.8.3 Положения о клиринговой деятельности.
На основании пункта 6.7 Положения о клиринговой деятельности контроль за формированием, размещением и использованием средств гарантийных фондов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления клиринговой деятельности.
14. Доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Следует учесть, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования:
• Доходы в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Согласно статье 161 БК РФ бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
• Доходы в виде полученных грантов.
Гранты – целевые средства, предоставляемые иностранными благотворительными организациями организациям в денежной или натуральной форме (в том числе, основные средства, материалы, товары и так далее) на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
Перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. № 923.
Гранты предоставляются:
- на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований»;
- на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением ему отчета о целевом исполь
зовании гранта.
Есть несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание.
Первый – гранты от иностранных физических лиц теперь подлежат налогообложению.
Второй – нет необходимости доказывать иностранным и международным организациям и объединениям статус некоммерческой организации в соответствии с российским законодательством.
Третий – освобождаются от налогообложения гранты, на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез) – никакие другие направления охраны здоровья населения не освобождаются от налогообложения.
Четвертый – освобождаются гранты на осуществление конкретных программ в области защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации – направление гранта должно иметь ссылку хотя бы на конкретную статью Конституции Российской федерации.
Пятый – освобождаются гранты на осуществление конкретных программ в области социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан – конкретная программа должна быть в наличии.
• В виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приватизируемые организации, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, расходуют их в порядке, предусмотренном инвестиционной программой. Если указанные средства используются не по целевому назначению, то в этой части они подлежат включению в налоговую базу в общем порядке.
• В виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.
Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируется международными договорами, ГК РФ и Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности.
При этом к капитальным вложениям относятся инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих организаций, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Понятие «иностранный инвестор» и «иностранная инвестиция» определены в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»:
Иностранный инвестор – иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства в котором она учреждена и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, являются средствами целевого финансирования только при условии использования их в течение одного календарного года с момента их получения.
• В виде аккумулированных на счетах организации застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
В данном случае рассматриваются средства, получаемые организацией-застройщиком от дольщиков (юридических и физических лиц) в порядке финансирования долевого участия в строительстве, которые целевым образом расходуются на строительство. Данный подпункт затрагивает только одну категорию налогоплательщиков – организации, являющиеся заказчиками-застройщиками. На основании договора заказчик-застройщик распоряжается денежными средствами инвестора (инвесторов), передаваемыми для финансирования строительства производственных объектов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, жилых домов. Заказчикзастройщик несет перед инвестором имущественную и иную предусмотренную действующим законодательством ответственность за рациональное использование выделенных ресурсов и материальных ценностей для строительства.
Полученные заказчиком согласно заключенным договорам денежные средства от организаций-дольщиков в порядке долевого участия на строительство объектов, в том числе жилья, являются источником целевого финансирования и не облагаются налогом на прибыль, при условии, что размер денежных средств, полученных от каждого дольщика на долевое участие в строительстве, в момент подписания актов выполнения этапов работ либо сдачи объекта «под ключ» (в зависимости от условий договора между заказчиком и инвесторами строительства) не превышает фактических затрат по строительству переданной части объекта организации-дольщику.
Доходы в виде средств дольщиков, аккумулированных на счетах организации-застройщика, подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически не использовал такие средства до момента завершения строительства объекта в сроки, установленные в договоре о долевом участии в строительстве.
Заказчики-застройщики должны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии указанного учета средства, полученные в рамках целевого финансирования, подлежат налогообложению с даты их получения.
Вместе с тем следует иметь в виду, что доходы налогоплательщика в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются налоговыми внереализационными доходами (Письмо Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 03-11-04/2/33).
Согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином Российской Федерации.
В этой связи средства, полученные от инвесторов, включая разницу между суммой средств, полученных от инвесторов, и суммой затрат на строительство, при их нецелевом использовании будут учитываться в качестве налоговых внереализационных доходов.
• В виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций-членов общества взаимного страхования. В соответствии со статьей 968 ГК РФ общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями, которые осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов.
Граждане и юридические лица (члены общества взаимного страхования) страхуют свое имущество и имущественные интересы путем объединения средств в указанных обществах. Полученные обществом взаимного страхования от своих членов средства для названной выше цели не облагаются налогом на прибыль.
• В виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
К доходам, которые не учитываются при налогообложении, относятся средства, полученные налогоплательщиками из следующих фондов:
- –
- Российского фонда фундаментальных исследований;
- –
- Российского фонда технологического развития (Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации»;
- –
- Российского гуманитарного научного фонда;
- –
- Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;
- –
- Федерального фонда производственных инноваций.
• В виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
В перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, включены доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
• В виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационноопасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.
Особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты – это организации независимо от форм собственности, а также воинские части, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, хранением, транспортировкой, утилизацией ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий.
• В виде средств, сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Во всех перечисленных выше случаях организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
Отчет о целевом использовании полученных средств составляют налогоплательщики в форме листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
В отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но неиспользованным средствам, срок использования которых не истек.
- В виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
- В виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Средства, получаемые медицинскими организациями от страховых организаций в рамках обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам, включаются в состав доходов, не подлежащих налогообложению.
Согласно разъяснениям Минфина в Письме от 16 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/203 статья 2 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определяет, что медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Согласно статье 20 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Таким образом, медицинское учреждение с любой формой собственности, являющееся самостоятельно хозяйствующим субъектом, которое аккредитовано в установленном порядке, имеет соответствующую лицензию и действует на основании договора со страховой медицинской организацией, не включает в налоговую базу по налогу на прибыль организаций средства, получаемые за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
15. Доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе).
Дополнительные акции могут быть получены организацией-акционером от акционерного общества в следующих случаях:
- при увеличении уставного капитала акционерного общества путем выпуска дополнительных акций;
- при распределении акций, ранее выкупленных или приобретенных акционерным обществом у своих акционеров в соответствии со статьями 72–77 Закона № 208-ФЗ;
- при распределении акций, приобретенных закрытым акционерным обществом в результате осуществления права преимущественной покупки акций, отчуждаемых одним из акционеров общества. Следует отметить, что закрытое акционерное общество пользуется правом преимущественной покупки отчуждаемых акционером (акционерами) акций в том случае, если это предусмотрено уставом общества и другие акционеры отказались от приобретения акций (статья 7 Закона № 208-ФЗ).
- При этом необходимыми условиями применения данной нормы НК РФ являются:
- распределение акций среди акционеров по решению общего собрания акционерного общества;
- соблюдение принципа пропорционального распределения акций (дополнительные акции распределяются между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций).
ВНИМАНИЕ! Согласно пункту 31 статьи 270 НК РФ у организации-эмитента не учитывается в каче стве расхода стоимость переданных налогоплательщиком-эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих
им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала.
16. Доходы в виде положительной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни.
Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государственное регулирование в области отношений, связанных с драгоценными камнями, осуществляется также посредством организации государственного контроля за ценами путем утверждения обязательных классификаторов и прейскурантов цен.
17. Доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Порядок уменьшения уставного (складочного) капитала организации урегулирован, в частности, статьей 20 За
кона № 14-ФЗ, статьями 29, 30 Закона № 208-ФЗ статьей 114 ГК РФ. Приведем случаи, когда организация обязана произвести уменьшение своего уставного капитала:
- согласно пункту 4 статьи 35 Закона № 208-ФЗ, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.
- согласно пункту 3 статьи 26 Закона № 14-ФЗ действительная стоимость доли участника, выходящего из общества, выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала. Если такой разницы недостаточно для выплаты действительной стоимости доли выходящего участника, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.
18. Доходы в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
Данное положение затрагивает только организации, выводящие из эксплуатации объекты по производству химического оружия. У данной категории налогоплательщиков стоимость материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, которая заключена в городе Париже 13 января 1993 года, относится к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы.
19. Доходы в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней.
Доходы налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде стоимости полученных мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенные за счет средств бюджетов всех уровней (федеральных, региональных, местных), относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы.
В соответствии с главой 26.1 НК РФ в целях налогообложения прибыли сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, доля выручки от реализации этой продукции составляет менее 70 %.
Не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (зверосовхозы, животноводческие комплексы, птицефабрики, тепличные комбинаты и другие), оп
ределяемому по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
20. Доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, которые получены организациями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации от операций с материальными ценностями государственных запасов специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов и направлены на восстановление и содержание указанных запасов.
У организаций государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации, имеющих право, в установленном порядке совершать операции с материальными ценностями указанных государственных запасов, поступления в виде имущества и (или) имущественных прав от этих операций признаются доходом, не учитываемым при определении налоговой базы, при условии, что эти доходы направлены на восстановление и содержание государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации.
21. Доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 13 января 2006 г. № 03-03-02/5 «Об учете сумм пеней и штрафов по задолженности перед бюджетом при налогообложении прибыли».
22. Доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Согласно Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом, осуществляющим образовательный процесс, то есть реализующим одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающим содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Негосударственное образовательное учреждение может создаваться в организационно правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Отчет о целевом использовании полученного имущества представляется налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
23. Доходы в виде основных средств, полученных организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно