Общие положения
Банк может открывать (и закрывать) два класса своих структурных подразделений: а) территориально обособленные от головной конторы внешние подразделения: филиалы и представительства; б) территориально удаленные от головной конторы и/или филиала подразделения — операционные кассы вне кассового узла банка (филиала); обменные пункты (пункты обмена валют)1; дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы.
В соответствии с ГК РФ и Законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 22) филиал банка — обособленное подразделение, которое создается в поряд-
1 Такие пункты могут работать и в помещении самой головной конторы банка или филиала.
ке, установленном в законах и нормативных правовых актах Банка России, и вправе проводить от имени создавшего его банка все или часть операций (сделок), разрешенных данному банку в лицензии, полученной им от ЦБ. Число филиалов, которое может открыть один банк, формально ничем не лимитируется. Не ограничиваются и относительные объемы операций филиалов. Банк, если найдет это целесообразным, может сосредоточить значительную, подавляющую или даже всю свою операционную деятельность не в головной конторе, а в одном или нескольких филиалах.
В 2003 г. число филиалов действовавших на территории РФ кредитных организаций составляло (в том числе филиалов Сбербанка): на 1 января — 3326 (1162); на 1 июля — 3261 (1124). См. также табл. 13.2.
Таблица 13.2 Филиалы банков в федеральных округах РФ
Федеральные округа |
Количество филиалов |
|||
на 1.06.2001 |
на 1.01.2003 |
на 1.07.2004 |
на 1.01.2005 |
|
Центральный округ |
848 |
737 |
720 |
722 |
Московский регион |
360 |
303 |
289 |
282 |
Из них в Москве |
н/д |
146 |
137 |
133 |
Северо-Западный округ |
392 |
382 |
372 |
364 |
Из них в С.-Петербурге |
111 |
112 |
121 |
122 |
Южный округ |
492 |
480 |
463 |
468 |
Приволжский округ |
764 |
682 |
633 |
648 |
Уральский округ |
437 |
419 |
405 |
394 |
Сибирский округ |
440 |
417 |
422 |
433 |
Дальневосточный округ |
232 |
209 |
206 |
209 |
Всего по России |
3605 |
3326 |
3221 |
3238 |
Банк, нарушающий законы, нормативные акты и предписания Банка России, допускающий иные серьезные нарушения, может быть лишен на срок до одного года права открывать филиалы (ст. 74 Закона «О Центральном банке РФ»1).
Представительство банка — это такое его обособленное подразделение, которое создано в порядке, установленном в законах и нормативных правовых актах Банка России, и вправе представлять и защищать интересы банка на определенной территории. Представительство банка не имеет права проводить банковские операции. Число представительств, которое может открыть один банк, не лимитируется.
В 2003 г. число представительств действовавших российских кредитных организаций составляло (в том числе на территории РФ): на 1 января — 205 (162); на 1 июля — 202 (155). В частности, во II и III кварталах года открыли новые представительства (все на территории РФ) соответственно 14 и 16 банков (некоторые из них — больше одного представитель-
См. также письмо ЦБ «О запрете открытия филиалов кредитным организациям, имеющим серьезные недостатки в деятельности» от 24 ноября 1997 г. № 05-15-3-4/1245.
ства). ВIV квартале того же года банки открыли 25 представительств (в том числе один из банков — сразу семь представительств), из которых два — за рубежом. В I квартале 2004 г. соответствующие цифры составили: 34 (в том числе один из банков открыл сразу 18 представительств) и одно; во II квартале — два (оба представительства зарубежные), в IV квартале — 35 и 0.
Филиалы и представительства банка создаются (и ликвидируются) решением органа управления банком, которому такое право предоставлено в его уставе. Обязательное решение о внесении соответствующих изменений или дополнений в устав принимает очередное (годовое) общее собрание участников банка. Они не являются юридическими лицами, действуют на основании положений, утверждаемых создавшим их банком, а их руководители назначаются руководителем банка и действуют на основании выданных им в установленном порядке доверенностей.
В Законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 22) установлен уведомительный порядок организации филиалов и представительств банков на территории РФ, т.е. здесь они открываются «с момента уведомления Банка России» (оговаривается, что в уведомлении должны содержаться адрес филиала или представительства, его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемой деятельности, а также оттиск печати и образцы подписей его руководителей). На деле Банк России трактует этот порядок иначе (см. далее).
За открытие банком филиала взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены в гл. 25.3 Налогового кодекса РФ.
Дополнительный офис (дополнительная контора) — это такое обособленное подразделение банка или филиала банка, которое создается в порядке, установленном в нормативных актах Банка России, и вправе проводить от имени создавшего его банка (филиала) все или часть операций (сделок), разрешенных данному банку (филиалу) в лицензии, полученной им от ЦБ (в Положении о филиале). Дополнительный офис не имеет отдельного баланса и не может сам открывать счета для ведения операций. Число дополнительных офисов, которое может открыть один банк (один филиал), не ограничивается.
Практически единственный документ Банка России, относящийся к дополнительным офисам (не считая Инструкции «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109) — это разъяснение от 11 ноября 1996 г. № 26-0/112 (т.е. документ ненормативного характера), в котором тем не менее следует обратить внимание на такие моменты:
• понятие «внутренние структурные подразделения кредитной организации, расположенные вне места ее нахождения», распространяется и на созданные ею (ее филиалами) дополнительные офисы;
• дополнительный офис может располагаться только на территории того же населенного пункта, где располагается создавший его банк или филиал банка;
• если дополнительный офис будет вести кассовое обслуживание клиентов, то к занимаемому им помещению предъявляются требования в части технического оборудования и укрепленное™ кассового узла;
• к руководителям дополнительных офисов квалификационные требования, установленные в Законе «О банках и банковской деятельности» и инструкциях Бан-
ка России, не предъявляются; назначение руководителей дополнительных офисов — внутренний кадровый вопрос банка;
• дополнительный офис банка (филиала) может вести операции, предусмотренные в лицензии банка, полученной от Банка России, или в Положении о филиале; все операции, проводимые таким офисом, должны ежедневно отражаться на счетах баланса банка днем их проведения или на утро следующего дня (если офис инкассирует и хранит денежную наличность);
• решение об открытии дополнительного офиса принимает орган управления банка, которому это право делегировано в уставе;
• устав банка не должен содержать сведения о месте нахождения (почтовом адресе) его (его филиалов) дополнительных офисов, однако эти сведения банк должен представлять в ТУ Банка России по месту своего нахождения и месту нахождения филиалов.
Теперь почти все эти характеристики дополнительного офиса вошли в новую Инструкцию ЦБ № 109. Но есть и новый момент: из п. 9.5 Инструкции следует, что дополнительный офис уже не «привязывается» к одному месту, а может располагаться в любом населенном пункте на всей территории, подведомственной ТУ Банка России, надзирающему за деятельностью соответствующего банка (филиала).
Кредитно-кассовый офис — новый вид банковского подразделения, впервые зафиксированный в Инструкции № 109, где он характеризуется следующим образом (п. 9.6): кредитно-кассовый офис вправе проводить только операции предоставления денег субъектам малого предпринимательства1 и физическим лицам, а также их возврата (погашения), осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц; такой офис, открытый филиалом банка, может проводить указанные здесь операции, если они предусмотрены в Положении о филиале; кредитно-кассовый офис может располагаться и вне пределов территории, подведомственной ТУ Банка России, надзирающему за деятельностью соответствующего банка (филиала).
Известен банк, который в 2003 г. имел семь дочерних банков, более 20 филиалов и свыше 330 офисов в 70 российских городах.
В последнее время некоторые банки стали открывать так называемые универсальные дополнительные офисы, специализированные центры кредитования (ипотечного и потребительского), мини-офисы, автоматизированные зоны самообслуживания, почтово-банковские отделения, правовое положение которых неизвестно.
Конкретные вопросы открытия и закрытия банками своих подразделений на территории РФ (кроме обменных пунктов) регламентируются главным образом нормами раздела II Инструкции ЦБ № 109 (глав 9—12), а также следующих его документов:
• Положения «О порядке рассмотрения структурными подразделениями центрального аппарата Банка России документов, представленных для регистрации,
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также юридические лица, отвечающие критериям, установленным в ст. 3 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
реорганизации кредитной организации и/или получения лицензии на осуществление банковских операций...» от 26 мая 1997г. № 454;
• письма «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 29 июля 1997 г. № 493.
Если открытие нового филиала банка связано с расширением круга его акционеров или пайщиков, что случается относительно часто, то используются все те нормативные документы, основные из которых уже были рассмотрены в главе 4 учебника.
Открытие и закрытие филиала в РФ
Банк, открывающий филиал на территории РФ (если он не лишей временно такого права на основании ст. 74 Закона о Центральном банке), должен: соблюдать требования законов и нормативных актов Банка России; в течение последних шести месяцев являться финансово устойчивым; располагать подходящим помещением для размещения филиала; представить для согласования на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кандидатуры, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым Банком России..
Филиал банка должен иметь печать, в которой кроме фирменного наименования и местонахождения банка должны быть указаны также наименование филиала и его местонахождение.
Об открытии филиала банк направляет уведомление установленного образца (см. приложение 11 к Инструкции № 109) в ТУ Банка России по месту открытия филиала и ТУ, надзирающее за деятельностью банка либо только в последнее (если филиал открывается на территории, подведомственной тому же ТУ). Вместе с уведомлением требуется отправить целый пакет документов (см. п. 11.6 Инструкции № 109), включая Положение о филиале и копию платежного документа об оплате сбора за открытие филиала (100 МРОТ).
Одновременно банк может представить документы для регистрации соответствующих изменений в учредительные документы (см. раздел IV той же Инструкции).
Однако далее уведомительный принцип открытия филиалов банков трансформируется в принцип разрешительный. То есть Центробанк (его ТУ) может разрешить, а может и не разрешить открыть филиал (не согласовать кандидатуры руководителей филиала, не признать помещения, в которых располагается филиал, соответствующими установленным требованиям, и т.п.). Аргументы, которыми при этом руководствуется Банк России, понять можно (целесообразность любых мер, способных позитивно влиять на устойчивость банковской системы). Но закон нельзя подменять никакими аргументами даже из самых лучших побуждений.
Итак, ТУ ЦБ по месту открытия филиала в течение трех недель: рассматривает полученные документы; согласовывает кандидатуры руководителей филиала; дает заключение о соответствии помещения, в котором располагается филиал, требованиям Банка России (может быть проведена проверка с выходом специалистов на место); готовит и направляет свое заключение в ТУ, надзирающее за деятельностью банка; по одному экземпляру анкет кандидатов на должности с отметкой о согласовании направляет в адрес банка, открывающего филиал, совершает другие стандартные действия.
После получения указанного положительного заключения ТУ, надзирающее за банком, в течение одного месяца проверяет соответствие Положения о филиале требованиям законов, нормативных актов Банка России, уставу и лицензии банка, присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и направляет: в центральный аппарат Банка России — информацию об открытии филиала; по одному экземпляру Положения о филиале — в адрес ТУ ЦБ по месту открытия филиала, в адрес банка, открывшего филиал, и в адрес филиала.
Филиал вправе начать банковские операции с даты внесения записи о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера.
Решение о закрытии филиала, принятое полномочным органом управления банка, реализуется по следующей схеме.
1) После принятия решения о закрытии филиала банк в письменной форме уведомляет об этом всех известных кредиторов закрываемого филиала, сообщив им, в частности, номер корреспондентского счета банка (или корреспонденггского субсчета его другого филиала), на который перечисляются остатки средств со счетов закрываемого филиала.
2) После направления последнего из уведомлений, указанных в предыдущем пункте, передачи активов и пассивов филиала на баланс головной конторы или какого-либо другого своего подразделения банк уведомляет об этом обслуживающее его ТУ ЦБ, приложив также копию решения о закрытии филиала, передаточный акт и справку из РКЦ о дате закрытия корреспондентского субсчета филиала. Одновременно банк может представить и документы, необходимые, для регистрации соответствующих изменений в его уставе.
3) ТУ, получив указанные документы, рассматривает их и затем вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций запись о закрытии филиала и направляет сообщение с соответствующей информацией в центральный аппарат Банка России, в ТУ, надзиравшее за филиалом, а также в банк, закрывший филиал. Датой закрытия филиала будет считаться дата направления банком уведомления о намерении закрыть филиал.
Открытие и закрытие представительства банка в РФ
Банк, открывший свое представительство на территории РФ, обязан в тот же день направить уведомления об этом в территориальные учреждения Банка России — надзирающее за деятельностью банка и по месту открытия представительства. К уведомлениям прилагается должным образом утвержденное Положение о представительстве.
Банк, принявший решение закрыть свое представительство на территории РФ, должен в 10-дневный срок с даты его закрытия (закрытия его текущего счета) уведомить об этом указанные выше ТУ ЦБ. При этом в ТУ, надзирающее за деятельностью банка, дополнительно представляется справка из РКЦ ТУ Банка России (из кредитной организации, в которой был открыт счет представительства банка), содержащая информацию о дате закрытия указанного счета.
ТУ по местонахождению представительства банка в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления вносит сведения об открытии
(о закрытии) представительства в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Как видно из изложенного, открытие, закрытие и даже изменение реквизитов филиалов и представительств банков требует от них прохождения такой непростой и затратной процедуры, как внесение соответствующих изменений в уставы и государственная регистрация таких изменений. Эта процедура прописана в главе 16 Инструкции № 109. Представляется, что в случае с представительствами, которые, как известно, банковские операции не могут вести, банки следовало бы освободить от такой процедуры.
Открытие и закрытие операционной кассы вне кассового узла, дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса банка (филиала банка)
Открытие и закрытие обменных пунктов банка (филиала банка). Об этом см. гл. 12 Инструкции ЦБ № 109.
Данный процесс регламентируется Инструкцией Банка России «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» от 28 апреля 2004 г. № 113-И1.
Банк, имеющий лицензию на работу с валютами (уполномоченный банк) либо филиал такого банка, открывающий, закрывающий обменный пункт или меняющий его адрес, номер телефона и иные сведения о нем, уведомляет об этом ТУ Банка России, надзирающее за деятельностью банка (филиала банка), и ТУ ЦБ по месту открытия (новому адресу) обменного пункта по установленной форме (см. приложение 1 к Инструкции № ИЗ). К уведомлению прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (аренды, субаренды) банка (филиала банка) на готовое помещение, в котором располагается обменный пункт, а также документы, предусмотренные в подпункте 3.1.10 Инструкции № 109.
ТУ по месту открытия (новому адресу) обменного пункта: в течение двух недель проверяет указанное помещение (с выходом специалистов на место), готовит заключение о его соответствии требованиям, установленным в нормативных актах Банка России, направляет заключение в банк (филиал банка), вносит сведения об обменном пункте в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Обменный пункт при открытии, изменении адреса вправе начать работу только после получения указанного положительного заключения ТУ ЦБ.
ТУ вправе не выдать банку (филиалу банка) свое положительное заключение по следующим основаниям:
• несоответствие помещения для совершения операций с ценностями требованиям, установленным в нормативных актах Банка России;
• наличие не исполненных предписаний Банка России (ТУ) об устранении нарушений валютного законодательства, выявленных в деятельности банка;
Документ исходит из того, что банк (филиал банка) открывает (закрывает) обменный пункт, изменяет реквизиты обменного пункта и иные сведения о нем в основном в том же порядке, который установлен в Инструкции № 109 для операционных касс вне кассового узла.
• наличие не исполненных предписаний Банка России (ТУ) об устранении нарушений банком требований законодательства РФ при проведении в обменном пункте отдельных видов банковских операций (сделок) с наличной валютой и рублями, чеками в валюте с участием физических лиц;
• наличие не оплаченного банком штрафа, наложенного в соответствии со ст. 74 Закона о Центральном банке, а также в соответствии со ст. 15.25 и 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
• наличие предписания Банка России (ТУ) о введении ограничения либо запрета на проведение банком операций с валютой, срок действия которых не истек.
Обменный пункт подлежит закрытию по следующим основаниям:
• принятие органом управления банком (филиалом банка), которому это право предоставлено в уставе банка (в Положении о филиале банка), решения о закрытии обменного пункта;
• издание Банком России приказа: об отзыве у банка лицензии; об аннулирования лицензии банка;
• издание Банком России (его ТУ) предписания: о введении ограничения на проведение банком операций с валютой; о введении запрета на осуществление банком операций 6 валютой.
Если иное не установлено Банком России, то обменные пункты не могут открывать банки (филиалы банков) за пределами территории РФ и иностранные банки на территории РФ.
Об открытии и закрытии подразделений банков на территории других государств
Российские банки вне территории РФ в принципе могут открывать (и закрывать) подразделения двух видов: представительства и филиалы.
Представительство. Единственный документ ЦБ, посвященный данной проблеме, — адресованное его ТУ разъяснение от 2 февраля 1999 г. № 48-Т.
Филиал. Проблематика открытия и закрытия филиала банка на территории иностранного государства непосредственно регламентируется Инструкцией Банка России «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» от 24 августа 1998 г. № 76-И (разделы 1, 2 и 9). К ней имеют отношение также Инструкция ЦБ «О порядке... надзора за банками, имеющими филиалы» от И сентября 1997 г. № 65 и некоторые другие документы. Вопросы участия российских банков в уставных капиталах заграничных банков и приобретения ими за границей дочерних банков (иных дочерних кредитных организаций) здесь не рассматриваются.
Разрешение на создание зарубежного филиала российского банка в офшорной зоне Банк России выдает только при наличии двустороннего соглашения между ЦБ РФ и органом банковского надзора соответствующей страны, предусматривающего обмен информацией в области надзора. При этом банки должны иметь в виду также следующие документы Банка России:
• Указание «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций...» от 12 февраля 1999 г. № 500-У;
• приложение 1 к Указанию № 1317-У от 7.08.2003 г. (список офшорных зон);
• Указание «О формировании и размере резерва под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» от 7 августа 2003 г. № 1318-У.