В соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99 выручка от продажи основных средств является прочими доходами организации.
На основании пункта 11 Положения по бухгалтерском учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, связанные с продажей основных средств (включая остаточную их стоимость) расходы, признаются прочими расходами организации.
В ситуации, когда сумма выручки от продажи основного средства меньше его остаточной стоимости вместе с расходами на продажу, тогда убыток от реализации относят на уменьшение финансового результата. Это отражается записью:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91
– отражены убытки от прочей деятельности организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации объекта основных средств (за вычетом налога на добавленную стоимость), для целей налогообложения прибыли, признается доходом от реализации того отчетного (налогового периода), в котором право собственности на объект перешло к покупателю.
Остаточная стоимость проданного объекта (по правилам налогового учета) и расходы по его продаже, в соответствии с пунктом 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ признаются расходами на его реализацию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ, полученный убыток, то есть превышение расходов над доходами включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, равными долями в течение срока, определяемого как разница между установленным для целей налогообложения прибыли сроком полезного использования этого объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса РФ, доходом для целей налогообложения признается цена, согласованная сторонами договора. И эта цена признается рыночной, до тех пор, пока не доказано обратное.
На основании пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы только в четырех случаях обладают правом проверки правильности применения цены для целей контроля за полнотой исчисления налогов:
1) заключение договоров между взаимозависимыми лицами;
2) товарообменные (бартерные) операции;
3) внешнеторговые сделки;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых организацией по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
В ситуации, когда объект основных средств продается по цене заведомо ниже своей остаточной стоимости, у налоговой инспекции, может возникнуть вопрос о том, почему , организация так дешево продает принадлежащий ей объект? И нет ли здесь заведомого занижения цены с целью ухода от налогов?
Налоговой инспекций необходимо будет доказать, что цена по конкретной сделке отличается более чем на 20% от той, по которой организация продает идентичные (или однородные) основные средства другим покупателям. В отличие от продажи покупных товаров или произведенной продукции, носящих постоянный характер, реализация бывших в эксплуатации объектов основных средств осуществляется нечасто. Поэтому, скорее всего инспекция не сможет найти пример того, что в течение непродолжительного периода времени организация продала точно такой же объект, но существенно дороже. А поскольку продается основное средство, уже бывшее в эксплуатации, найти еще два аналогичных объекта с той же датой приобретения, эксплуатировавшиеся в таком же режиме, проверяющим будет очень сложно.
Таким образом, практически любая цена, с которой согласны продавец и покупатель объекта основных средств, скорее всего должна быть признана рыночной.