Валюта и валютный рынок
Валюта — это деньги (денежная единица) другого государства. Как известно, при наличии спроса и других предпосылок деньги могут выступать в качестве специфического товара, имеющего свою цену (для банков деньги существуют прежде всего в этом качестве). Если в роли товара фигурируют иностранные деньги, то говорят о курсе валюты. Таким образом, курс валюты (валютный курс) — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (других стран) или в международных денежных единицах (СДР1, евро), при сделках ее купли-прОдажи. Определение курсов валют иначе называется их котировкой.
Курс валюты в общем случае может формироваться (устанавливаться) в зависимости от обстоятельств: либо в процессе сопоставления предложения определенной валюты и спроса на нее в условиях свободного рынка; либо с помощью его регулирования государственными органами (министерством финансов и центральным банком); либо комбинированно, когда одновременно используются оба подхода. При этом основными факторами, влияющими на величины спроса и предложения, являются: экономическая и политическая ситуация в стране; темпы инфляции и инфляционные ожидания; состояние платежного баланса страны; разница процентных ставок в разных странах; степень использования валюты как международного платежного и резервного средства; степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках; валютная политика.
Различают операции (сделки) с валютой и валютные операции. В современном российском законодательстве2 к последним относятся:
• приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
• приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, рублей и так называемых внутренних ценных бумаг, а также использование валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
• приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг, а
1 СДР - «специальные права заимствования» (speciai drawing rights — SDR) — условная денежная единица МВФ, выполняющая функции международного резервного и платежного средства.
2 Здесь имеется в виду Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, который в основной части введен в действие в июне 2004 г., а полностью начнет применяться с начала 2007 г. (следовательно, до указанной даты сохранят свое значение также некоторые нормы прежнего Закона с тем же названием от 9 октября 1992 г. № 3615-1).
также использование валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
• ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг;
• перевод иностранной валюты, рублей, внутренних и так называемых внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
• перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
Использованные в этом перечне термины означают следующее (в соответствии с ныне действующим вариантом «валютного» Закона). Резидентами РФ считаются:
• физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
• постоянно проживающие в РФ на основании.вида на жительство, предусмотренного в законодательстве РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
• находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в предыдущем пункте;
• дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
• РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Нерезидентами в Законе признаются:
• физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Законом;
• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
• организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
• аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
• межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
• находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц;
• иные лица, не указанные в Законе в качестве резидентов.
Валютные ценности по Закону — иностранная валюта и внешние ценные бумаги. В свою очередь, иностранная валюта — это:
• денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответст-
вующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
• средства на банковских счетах (включая вкладные счета) в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Внутренние ценные бумаги:
• эмиссионные ценные бумаги, выраженные в рублях и зарегистрированные в РФ;
• иные ценные бумаги, удостоверяющие право получения рублей, выпущенные на территории РФ;
Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, не относящиеся в соответствии с Законом к внутренним.
Из этого видно, что валютными операциями теперь считаются: во-первых, не только операции с валютами, но и с валютными ценностями, в составе которых, как уже было показано, числятся и позитивно никак не определяемые «внешние ценные бумаги»; во-вторых, не только операции с валютными ценностями, но и некоторые операции с рублями и так называемыми внутренними ценными бумагами, в том числе в случаях, когда такие операции имеют место либо между нерезидентами, либо между резидентом и нерезидентом; в-третьих, операции перемещения через таможенную границу РФ не только валютных ценностей, но также рублей и внутренних ценных бумаг; в-четвертых, операции перевода из РФ или в РФ опять же не только валютных ценностей, но также рублей и внутренних ценных бумаг; в-пятых, операции перевода нерезидентом не только внешних, но и внутренних ценных бумаг, а также рублей с одного банковского счета на другой даже в пределах территории РФ. Очевидно, что в пользу такого толкования состава валютных операций убедительных аргументов не существует, критерий же такой их классификации не просматривается.
В этом отражается как качество Закона, так, видимо, и квалификация (или интересы) его разработчиков.
Валютные ценности в РФ могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.
Валютные операции в соответствии с законодательством вправе совершать любые хозяйствующие субъекты, в том числе банки.
Официальные центры купли-продажи иностранных валют на национальные денежные единицы именуются валютными рынками. С точки зрения масштабов различают три вида валютных рынков: национальные, региональные, мировые.
Национальный (местный) рынок — рынок, где совершается ограниченный объем сделок главным образом с некоторыми наиболее привлекательными валютами и который обслуживает валютные потребности одной страны или данной местности в пределах страны.
Региональные рынки — это рынки тех или иных групп стран, на которых ведутся операции со многими валютами, в том числе с региональными (местными) конвертируемыми.
На мировых рынках (в мировых финансовых центрах) совершаются сделки с валютами, широко используемыми в международных расчетах и платежах, т.е. здесь
удовлетворяются валютные интересы всех или большинства стран. Почти половина международных валютных сделок совершается в трех финансовых центрах мира — Лондоне, Нью-Йорке, Токио. Одним из таких центров является также Цюрих.
Современные валютные рынки (прежде всего мировые) имеют следующие особенности: интернационализация рынков; разнообразие используемых инструментов сделок, в том числе банковских переводов (особенно телеграфных), векселей, чеков, сертификатов; унификация техники операций и соответствующих расчетов и платежей; непрерывное совершение операций в течение суток попеременно во всех частях света; широкое использование электронных средств связи.
Основные участники валютных рынков — банки (центральные и коммерческие), брокерские компании, предприятия. Величина банка, его репутация, степень развития корреспондентских отношений и сети зарубежных отделений, объем совершаемых им международных расчетов, состояние телексной и телефонной связи в месте его расположения — вот факторы, которые определяют его роль на валютном рынке, лимиты, устанавливаемые для него другими банками.
Национальный валютный рынок может быть назван также внутренним валютным рынком. Характерные для современного внутреннего валютного рынка России условия и общие правила будут названы далее в ходе анализа Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Основными участниками (операторами) валютного рынка в России являются Центральный банк, коммерческие банки, получившие право работать с иностранными валютами (уполномоченные банки), а также межбанковские валютные биржи (Московская, С.-Петербургская, Ростовская, Уральская, Новосибирская и др.).
Валютные операции занимают важное место в деятельности отечественных банков.
Законодательная и нормативная база
Валютное законодательство РФ включает в себя:
• отдельные положения Закона «О банках и банковской деятельности»;
• отдельные положения Закона «О Центральном банке РФ»;
• отдельные нормы старого Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1;
поможет быстро нарастить ресницы, увеличить объём и толщину ресниц.
• новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Из Закона «О банках и банковской деятельности»
Ст. 5. Операции и сделки кредитной организации
К банковским операциям относятся:
(...)
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; (...)
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России —,ив иностранной валюте.
Ст. 36. Банковские вклады физических лиц
Вклад — денежные средства в рублях или иностранной валюте, размещаемые физиче-скими лицами в целях хранения и получения дохода. (...)____________________________
Из Закона «О Центральном банке РФ»
Ст. 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
с.)
5) валютные интервенции;
с.)
Ст. 62. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы: (...) 7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
(...)
Ст. 68. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному... и иным финансовым рискам.
В начале данного параграфа уже были представлены некоторые нормы нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Вместе с тем он заслуживает более обстоятельного анализа как в силу своей новизны, так и главным образом из-за суммы включенных в него идей, многие из которых представляются сомнительными или непродуктивными с точки зрения перспектив развития отечественной экономики, включая ее банковский сектор. Такой анализ специалисты уже провели, детально рассмотрев основные изменения, внесенные данным Законом в механизмы валютного регулирования и валютного контроля, а также проблемы, некорректно решенные или оставшиеся нерешенными1.
Весьма обширен перечень документов, образующих нормативную базу деятельности банков на валютном рынке. Только основных из этих нормативных актов Банка России насчитывается несколько десятков. К тому же многие из них находятся в переработке в связи с принятием и введением в действие рассмотренного выше нового варианта «валютного» Закона.
Валютное регулирование и валютный контроль
В законодательстве обычно различаются понятия «валютное регулирование» и «валютный контроль». Валютное регулирование — это деятельность государства, состоящая в регламентировании общественных отношений, связанных с валютой, порядка проведения операций с валютными ценностями посредством издания нормативных правовых актов. Государства с помощью валютного регулирования стремятся поставить под свой контроль валютные операции, выдачу иностранным лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивость своих валют.
Так, большинство стран обязывает своих экспортеров сдавать вырученные суммы в валюте или депонировать ее в определенных банках. Валютное законодательство многих европейских государств регламентирует национальные валютные рынки. Банки этих государств* обязаны испрашивать специальные разрешения на пре-
См., в частности, обстоятельную статью А.В. Емелина (Вестник АРБ. 2004. JSfe 8, 9).
доставление иностранным заемщикам долго- и среднесрочных кредитов в национальных деньгах. Во многих странах валютное законодательство устанавливает режимы валютных счетов, лимиты вывоза валюты.
Естественно, валютное регулирование — это также применение соответствующих правовых норм к конкретным экономическим обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений конкретных субъектов хозяйствования — участников валютных операций.
Практически повсеместно применяются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения преследуют различные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных стратегических и текущих задач.
Основные вопросы валютного регулирования в РФ решаются в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. 2).
В РФ органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство РФ. Как известно, за Банком России законодательно закреплены три цели деятельности, включая такую, как защита и обеспечение стабильности рубля. В соответствии с этим он, в частности: 1) определяет сферу и порядок обращения в РФ валюты; 2) в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами; 3) проводит все виды валютных операций; 4) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ валютных операций; 5) устанавливает порядок перевода, ввоза и пересылки в РФ и из РФ валюты и рублей, а также открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ; 6) устанавливает общие правила выдачи банкам и иным кредитным организациям лицензий на валютные операции и выдает такие лицензии; 7) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, а также порядок и сроки их представления; 8) готовит и публикует статистику валютных операций.
Кроме того, Банк России организует и непосредственно ведет валютный контроль.
Валютное регулирование дополняется валютным контролем — деятельностью, имеющей целью обеспечение соблюдения участниками валютных операций соответствующего законодательства и разработанных на его основе нормативных правовых актов (для Банка России это часть его надзорной деятельности). Сюда относится:
• определение соответствия проводимых валютных операций законодательству и нормативным правовым актам и наличия у участников валютных операций необходимых лицензий (разрешений);
• проверка выполнения резидентами их обязательств в валюте перед государством и обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
• проверка обоснованности платежей в валюте;
• проверка полноты и качества учета и отчетности по валютным операциям.
Органы и организации, на которых законом возложены функции валютного контроля, обладают разным статусом: имеются органы валютного контроля и агенты валютного контроля (агенты органов валютного контроля). Органы валютного контроля — это государственные органы, отвечающие за организацию такого кон-
троля и непосредственно участвующие в нем. Имеются в виду Центральный банк, Правительство РФ (п. 1 ст. 22 Закона), федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (п. 2 ст. 22).
Основным органом валютного контроля в РФ считается Банк России, действующий в этом качестве как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Центральный банк как валютный контролер использует разные методы. Например, при валютном контроле за экспортно-импортными операциями применяются лицензирование, паспортизация операций, декларирование товаров (процедура заполнения и представления таможенному органу грузовой таможенной декларации при таможенном оформлении товаров), инспектирование. Кроме того, Центральный банк взаимодействует с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
Органами валютного контроля, уполномоченными на эту роль Правительством, являются, в частности: Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ; федеральный орган по налогам и сборам; федеральный орган по РЦБ.
Правительство РФ обеспечивает: координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ; взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
Агентами валютного контроля являются органы и организации, которые в соответствии с законом привлекаются к участию в валютном контроле и подотчетны одному из органов валютного контроля. Уполномоченные банки и валютные биржи независимо от своего желания являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку.
Другие агенты валютного контроля: профессиональные участники РЦБ, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по РЦБ; таможенные органы, подотчетные ГТК; финансовые и налоговые органы, подотчетные Министерству финансов; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции соответствующих органов и организаций обладают значительными правами.
Укрупненно основными направлениями валютного регулирования и валютного контроля можно считать регулирование и контроль:
1) валютных счетов юридических и физических лиц, операций по ним;
2) рублевых счетов нерезидентов и операций по ним;
3) экспортных операций, в том числе экспорта капитала;
4) импортных операций, в том числе импорта капитала;
5) ввоза и вывоза ценных бумаг и операций с ними;
6) ввоза и вывоза платежных документов в валюте и операций с ними;
7) ввоза и вывоза наличной валюты, ее купли и продажи;
8) кредитования в валюте.
Отдельным объектом контроля следует считать валютные риски, связанные со всеми вышеперечисленными объектами. Для банков в этом последнем случае ва-
лютный контроль означает установление и проверку выполнения ими лимитов открытой валютной позиции.