Получение кредитов в Центральном банке

'

Правовая база

Она включает в себя приводимые ниже фрагменты из банковских законов, а также следующие основные нормативные акты Банка России:

• Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 3 октября 2000 г. № 122-П;

• Положение «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 4 августа 2003 г. № 236-П;

• Указание «О перечне ценных бумаг, входящих в ломбардный список Банка России» от 28 июля 2004 г. № 1482-У;

• письма «О включении ценных бумаг в ломбардный список Банка России» от 16 сентября 2004 г. № 110-Т, от 6 декабря 2004 г. № 140-Т и от 20 апреля 2005 г. №63-Т;

• приказ «О расчете стоимости обеспечения по кредитам Банка России» от 22 сентября 2004 г. № ОД-682;

• приказы «О поправочных коэффициентах Банка России» от 6 декабря 2004 г. № ОД-848, от 31 декабря 2004 г. № ОД-906 и от 20 апреля 2005 г. № ОД-263.

Из Закона «О Центральном банке РФ»

Ст. 4. Банк России выполняет следующие функции:

С)

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

С.)

Ст. 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Ст. 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Ст. 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливает Банк России.

Ст. 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Ст. 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, предусмотренных в настоящем... Законе:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено в федеральном законе о федеральном бюджете;

I С-)

Ст. 47. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

- золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;

- иностранная валюта;

- векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;

- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяет... Совет директоров.

В случаях, установленных в решении Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

Из ст. 28 Закона «О банках и банковской деятельности»

При недостатке средств для... кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Кредиты, которые может выдавать Центральный банк, и их основные характеристики

Вопрос рассматривается на основе указанного выше Положения № 236, являющегося базовым документом Банка России для данного направления его деятельности.

Общие положения

1. Банк России может выдавать кредиты на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Обеспечением кредитов Банка России считается, как правило, залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в ломбардный список, утверждаемый Советом директоров ЦБ. В исключительных случаях в качестве обеспечения кредитов могут приниматься ценные бумаги, не входящие в указанный список (в Положении № 236 об этом ничего не говорится).

2. Коммерческим банкам Банк России (в лице уполномоченного на то его учреждения или подразделения) может выдавать следующие виды кредитов:

• внутридневные;

• однодневные расчетные (кредиты овернайт);

• ломбардные1.

При достаточном обеспечении и соблюдении ряда условий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе несколько ломбардных кредитов на различные либо одинаковые сроки и/или несколько внутридневных кредитов.

Филиалам банков Банк России кредиты не выдает (однако в отдельных случаях может зачислить сумму кредита, выданного банку, на корреспондентский субсчет его филиала).

Здесь не рассматриваются особые виды кредитов, которые Центральный банк также вправе выдавать:

• стабилизационный (имеющий целью вывод банка из кризисной ситуации);

• санационный, который может быть выдан банку, берущемуся за финансовое оздоровление другого банка, находящегося в критическом состоянии (см. Положение ЦБ от 25 июня 1998 г. № 38);

• целевой сельскохозяйственный (см. Временное положение ЦБ от 13 апреля 1999 г. № 74).

Общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России

Банк России может в следующих случаях выдавать кредиты банку. 1. Если банк заключил с ним:

• генеральный кредитный договор (см. приложения 2 к Положению № 236) — при его заключении банк самостоятельно выбирает, какими видами кредитов Центробанка он будет пользоваться; здесь имеется ограничение: заключение генерального договора на получение внутридневных кредитов требует одновременного заключения генерального договора на получение кредитов овернайт, и наоборот, за-

Ломбардным принято называть кредит, обеспечением которого служат ценные бумаги. С учетом этого все рассматриваемые здесь кредиты Банка России фактически являются ломбардными.

ключение генерального договора на получении кредитов овернайт требует одновременного заключения генерального договора на получение внутридневных кредитов;

• дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета, открытого в подразделении Центрального банка: о предоставлении Банку России права безакцептно списывать с указанного корреспондентского счета банка суммы платы за пользование внутридневными кредитами (если в генеральном договоре предусмотрено получение банком внутридневных кредитов)1; о списании денег с указанного счета по расчетным документам сверх имеющихся на нем средств.

Данное дополнительное соглашение в целях получения внутридневных кредитов и кредитов овернайт банк — потенциальный заемщик может заключить не с Банком России, а с уполномоченной РНКО.

Уполномоченная РНКО — расчетная НКО, заключившая с Банком России договор о взаимодействии при осуществлении операций в соответствии с Положением № 236 и отвечающая требованиям Банка России (эти требования изложены в приложении 1 к Положению). Фактически имеется в виду биржа, организующая торговлю ценными бумагами, входящими в ломбардный список Центрального банка.

2. Если банк имеет счет депо в депозитарии. При этом депозитарии могут иметь разный статус: уполномоченные депозитарии, в которых обслуживаются банки-дилеры на рынке ГКО-ОФЗ (сейчас это некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр»); банки-дилеры на рынке ГКО-ОФЗ, у которых обслуживаются другие банки; другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензии на депозитарную деятельность.

3. Если банк заключил дополнительное соглашение (соглашения) к депозитарному договору с депозитарием (и выдал Банку России соответствующую доверенность): об открытии раздела (разделов) «Блокировано Банком России» на своем счете депо и о праве Банка России присвоить полный номер этому разделу; о праве Банка России открывать необходимые для кредитования разделы счета депо банка и присваивать им номера; о назначении Банка России оператором таких разделов счета депо банка; о праве Банка России закрывать указанные разделы счета депо банка.

Кредиты предоставляются при условии предварительного блокирования банком ценных бумаг (включенных в ломбардный список) в разделе «Блокировано Банком России» счета депо банка в депозитарии. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, которые они собираются предложить в залог (блокировать) с целью получения кредитов Банка России. Такие ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям: входить в ломбардный список; учитываться на счете депо банка в депозитарии; принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами; иметь срок погашения не ранее чем через десять календарных дней после наступления срока погашения кредита Банка России.

В соответствии с Указанием ЦБ от 24 июня 2002 г. № 1170-У, а затем и Указанием от 25 мая 2004 г. № 1430-У плата за право пользования внутридневными кредитами установлена равной нулю.

Первый по времени ломбардный список Банка России (от 13 марта 1996 г.) включал в себя государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), выпущенные в обращение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 и облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ), выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458.

Начиная с апреля 1999 г. в список входили: ГКО, выпущенные в обращение после 14 декабря 1998 г.; облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроками погашения после 31 декабря 1999 г.; облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД).

Еще раньше, в сентябре 1998 г., ломбардный список был пополнен за счет облигаций самого Банка России, которые он стал выпускать в соответствии с Положением ЦБ от 28 августа 1998 г. № 52-П.

С середины 2001 г. в ломбардный список входили;

• ГКО, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 и условиями эмиссии и обращения данных облигаций, утвержденными приказом министра финансов РФ от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн;

• ОФЗ с постоянным купонным доходом со сроками погашения после 31 декабря 1999 г.;

• ОФЗ с фиксированным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их выпуска, утвержденными приказом министра финансов РФ от 18 августа 1998 г. № 37н;

• облигации Банка России.

В конце 2001 г. список был расширен за счет:

• ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД), выпускаемых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н;

• ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н, проданные Банком России из своего портфеля с обязательством обратного выкупа.

С начала 2004 г. ломбардный список Банка России включал следующие ценные бумаги (см. ныне отмененное Указание ЦБ от 9 января 2004 г. № 1368-У):

• ГКО, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн;

• ОФЗ с постоянным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 16 августа 2001 г. № 65н;

• ОФЗ с фиксированным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их выпуска, утвержденными приказом Минфина РФ от 18 августа 1998 г. № 37н;

• ОФЗ-АД, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н;

• ОФЗ с переменным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н;

• облигации внешних облигационных займов РФ (ОВОЗ), выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1997 г. № 71;

• ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 марта 1998 г. № 302;

• ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» от 23 июня 2000 г. № 478 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 18 июля 2000 г. №71н;

• ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478, от 29 декабря 2001 г. № 931 и условиями их дополнительной эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 113н;

• облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г., выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1306 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 28 января 2000 г. № 13н;

• облигации Банка России.

В середине 2004 г. в список были включены также облигации субъектов РФ, отвечающие определенным критериям.

Затем Указанием от 28 июля 2004 г. № 1482-У список был снова скорректирован: исключены четыре вида ОФЗ и добавлены три других вида облигаций.

Рыночная стоимость перечисленных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент Банка России и с учетом причитающихся процентов, считается максимально возможной суммой кредита (кредитов), которую банк может получить у Банка России.

Поправочный коэффициент — числовой множитель (в интервале от 0 до 1), рассчитываемый исходя из возможных изменений цен ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), на который корректируется рыночная стоимость указанных бумаг; используется Банком России а целях снижения своих рисков, связанных с возможным обесценением бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов; размер его устанавливает Совет директоров.

В конце 2004 — начале 2005 г. значения поправочных коэффициентов, использовавшихся для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимавшихся в обеспечение кредитов Центрального банка, составляли от 0,5 (облигации Агентства ипотечного жилищного кредитования и банка «Московское ипотечное агентство») до 0,98 (облигации Банка России).

В соответствии с Положением № 236 банк, претендующий на кредиты Центробанка, должен удовлетворять целому ряду условий, среди которых и такие:

1) по своему, финансовому состоянию банк должен относиться к 1-й классификационной группе (исходя из критериев, установленных в Указании ЦБ от 31 марта 2000 г. № 766), т.е. считаться банком «без недостатков в деятельности» (раньше на кредиты могли рассчитывать и банки, «имеющие отдельные недостатки в деятельности»);

2) чтобы на момент предоставления ему кредита аккуратно выполнял резервные требования; не имел никаких просроченных денежных обязательств перед Банком России, имел достаточное обеспечение под кредит.

Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость предварительно заблокированных банком бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, больше или равна сумме испрашиваемого кредита (включая проценты за предполагаемый период пользования кредитом). Достаточность обеспечения

кредитов рассчитывается в соответствии с процедурой, прописанной в приложении 3 к Положению № 236.

Изменение сроков погашения кредитов Банка России не допускается.

Исключение может быть сделано только в случаях: 1) наложения ареста на ценные бумаги, находящиеся в залоге по кредиту Центробанка. В такой ситуации банк в течение пяти рабочих дней обязан заменить обеспечение по кредиту надлежащим обеспечением, но в случае невыполнения данного требования Банк России вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения кредита, направив банку соответствующее требование; 2) если в период пользования ломбардным кредитом банк-заемщик перестанет относиться по своему финансовому состоянию к 1-й классификационной группе. В данной ситуации Банк России будет вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения указанного кредита.

Особенности предоставления и погашения ломбардных кредитов

Ломбардные кредиты предоставляют уполномоченные учреждения и уполномоченные подразделения Банка России.

Уполномоченное учреждение Банка России — ТУ Банка России, подразделение расчетной сети Банка России, Первое операционное управление при Банке России (ОПЕРУ-1), которому распорядительным актом руководства ЦБ дано право проводить операции в соответствии с Положением № 236. Уполномоченное подразделение Банка России — подразделение центрального аппарата ЦБ, назначенное распорядительным актом руководства ЦБ.

Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:

• по заявлениям банков — кредит предоставляется в принципе в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке; срок кредита определяется в заявлении банка;

• по результатам ломбардного кредитного аукциона — кредиты выдаются после аукциона по ставке, определяемой итогами аукциона; срок кредита определяет Банк России.

Заявление банка на получение ломбардного кредита рассматривается (с проведением необходимых проверок) в течение одного рабочего дня.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение кредита (эти аукционы проводит уполномоченное подразделение Центрального банка). Заявка банка может быть конкурентной (если она будет удовлетворена, то точно по процентной ставке, указанной в ней) или неконкурентной (см. ниже). Конкурентные заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенных ими процентных ставок начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и об объеме кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, Банк России принимает после анализа заявок. Неконкурентные заявки банков, принятые к аукциону, удовлетворяются по средневзвешенной ставке, сложившейся по итогам аукциона. При этом саму средневзвешенную ставку Банк России рассчитывает по удовлетворенным/частично удовлетворенным по итогам аукциона конкурентным заявкам банков. В современных условиях рассматриваемые аукционы проводятся еженедельно, а соответствующие кредиты выдаются только на две недели.

Такие кредитные аукционы проводятся по одному из следующих способов:

1) «американский» способ — конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по процентным ставкам, предложенным в заявках самими банками, но только если эти ставки равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Банком России по результатам аукциона;

2) «голландский» способ — все конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по последней (минимальной) процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (т.е. по ставке отсечения).

Вся технология ломбардного кредитования подробно прописана в соответствующем Регламенте (приложение 6 к положению № 236).

Условия ломбардного кредитования, которые Банк России применял в 1997—1998 гг., представлены в табл. 17.2.

Таблица 17.2 Условия ломбардного кредитования, % годовых

1 Дата

________________________Сроки кредитов________________________

С 6.10.1997 г.

Кредиты по фиксированной ставке:

сроком от 3 до 7 дней -^ 15

сроком от 8 до 14 дней — 18

сроком от 15 до 30 дней — 21

С 11.11.1997 г.

Кредиты по фиксированной ставке:

сроком от 3 до 7 дней — 22

сроком от 8 до 14 дней — 25

сроком от 15 до 30 дней — 28

С 1.12.1997 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков — 36

С 2.02.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков — 42

С 17.02.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков — 39

С 16.03.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков — 30

С 18.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке:

сроком от 3 до 14 дней — 36

сроком от 15 до 30 дней — 40

С 19.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков — 50

С 27.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на сроки от 1 до 20 дней — 150

С 5.06.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на срок от 1 до 20 дней — 60

С 29.06.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на срок от 3 до 20 дней — 80_________|

С 8 августа 1998 г. ломбардные кредиты стали предоставляться только на сроки до семи календарных дней и только посредством кредитных аукционов (начиная с 27 июля 1998 г. они могли проводиться 2 раза в неделю по «американскому» способу). Данный порядок был отменен Указанием ЦБ от 24 июня 2002 г. № 1168-У.

После августа 1998 г. данный канал рефинансирования банков практически перестал функционировать. Только в конце 2003 г. Банк России решился снова начать оживлять институт рефинансирования коммерческих банков (см. далее).

Особенности предоставления и погашения внутридневных кредитов и кредитов овернайт

Данные кредиты тоже допускается выдавать лишь в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых ежедневно для каждого банка в отдельности. Сумма такого лимита фиксируется в генеральном договоре. Максимальная величина внутридневного разрешенного дебетового сальдо на корреспондентском счете банка не должна превышать ни установленного ему лимита рефинансирования, ни рыночной стоимости заблокированных им ценных бумаг, скорректированной на поправочный коэффициент. При этом представлять в Банк России заявление на получение внутридневного кредита и кредита овернайт не требуется.

Процедура предоставления и погашения названных кредитов детально определена в упоминавшемся ранее Регламенте.

Внутридневные кредиты могут выдаваться банку в течение операционного дня путем списания по платежным документам средств с корреспондентского счета банка в подразделении ЦБ/уполномоченной РНКО при отсутствии либо недостаточности средств на нем. Данный вид кредита погашается за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка (в сумме, покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо) или переоформляется в конце дня в кредит овернайт.

Кредиты овернайт предоставляются при наличии в конце дня (в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России/уполномоченной РНКО) не погашенного внутридневного кредита Банка России. Способ кредитования — списание средств по платежным документам с корреспондентского счета банка при отсутствии либо недостаточности средств на указанном счете. Выдаются такие кредиты для того, чтобы соответствующие банки могли завершить необходимые расчеты (платежи) в конце операционного дня. Кредит зачисляется на корреспондентский счет банка, срок его составляет один рабочий день.

Отсюда видно, что кредит овернайт выдается в момент, когда уже финансовые рынки не работают и на межбанковском рынке кредит получить уже нельзя. Это означает, что кредитам овернайт Банка России альтернативы на рынке нет, поэтому их цена (ставка) достаточно высока и в настоящее время равна ставке рефинансирования ЦБ. Но в последние годы российские кредитные организации предпочитают получать в основном внутридневные кредиты, причем в начале дня. Кредит овернайт они используют как страховку в том случае, когда ожидавшиеся поступления на корреспондентский счет не приходят.

Кредиты под залог векселей и под поручительства

Это относительно новый для наших условий инструмент рефинансового кредитования, который специалисты ЦБ предложили в Положении «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 3 октября 2000 г. № 122-П.

Документ носил экспериментальный характер, поскольку предполагалось, что первоначально он будет применяться на территории С.-Петербурга. В дальнейшем его действие было распространено также на банки Вологодской, Ленинградской, Ростовской, Самарской и Свердловской областей и Приморского края, а также филиалы московских банков, действующие в перечисленных регионах.

Согласно этому Положению Банк России собирался выдавать некоторым банкам рублевые кредиты, обеспеченные: 1) залогом (в виде заклада) векселей организаций сферы материального производства и/или прав требований по кредитным договорам таких организаций; 2) поручительствами банков, на основании которых поручители солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнить обязательства банка-заемщика перед Банком России (возместить последнему понесенные им расходы, связанные с реализацией залога, проценты, основной долг по кредиту и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору).

Положение № 122 имело целью активизировать кредитные связи банков с предприятиями реального сектора экономики, однако сведений об эффективности его применения не имеется.

Динамика ставки рефинансирования

Все рассмотренные выше виды кредитов ЦБ представляют собой возможные формы рефинансирования, чем Банк России обязан заниматься как «кредитор последней инстанции». Из Закона прямо следует, что Центробанк для каждого из указанных видов кредитов пользуется особыми процентными ставками. Базовой для всех таких ставок является общая ставка рефинансирования (используемая и в других целях) — достаточно важный финансовый индикатор и ориентир. Ее величина в динамике отражает существенные тенденции в реальной денежной и кредитной политике государства (табл. 17.3).

Таблица 17.3 Ставка рефинансирования ЦБ РФ

Период действия

t%

Период действия

1%

1

2

3

4

1.01.1991—9.04.1992 10.04.1992 — 22.05.1992

23.05.1992 — 29.03.1993 30.03.1993—1.06.1993 2.06.1993 — 21.06.1993

22.06.1993 — 28.06.1993 29.06.1993—14.07.1993 15.07.1993 — 22.09.1993 23.09.1993—14.10.1993 15.10.1993 — 28.04.1994

20 50 80 100 НО 120 140 170 180 210

29.04.1994—16.05.1994 17.05.1994—1.06.1994 2.06.1994'—21.06.1994

22.06.1994 — 29.06.1994

30.06.1994 — 31.07.1994 1.08.1994 — 22.08.1994

23.08.1994—11.10.1994

205 200 185 170 155 150 130 1

Окончание табл. 17.3

1 1

2

1 3

1 4

12.10.1994—16.11.1994 17.11.1994 — 5.01.1995 6.01.1995 — 15.05.1995

170 180 200

16.05.1995 — 18.06.1995 19.06.1995—23.10.1995

24.10.1995 — 30.11.1995

1.12.1995 — 9.02.1996

10.02.1996 — 23.07.1996 24.07.1996—18.08.1996

19.08.1996 — 20.10.1996 21.10Л996—1.12.1996

2.12.1996 — 9.02.1997

10.02.1997 — 27.04.1897 28.04.1997—15.06.1997

16.06.1997 — 5.10.1997 6.10.1997—10.11.1997

195 180 170 160 120 110 80 60 48 42 36 24 21

11.11.1997—16.02.1998 17.02.1998—1.03.1998

28 42

2.03.1998 —15.03.1998 16.03.1998 —18.05.1998

36 30

19.05.1998 — 26.05.1998 27.05.1998 — 4.06.1998

50 150

5.06.1998 — 28.06.1998

60

29.06.1998 — 23.07.1998

80

1

24.07.1998 — 9.06.1999

10.06.1999 — 23.01.2000

24.01.2000 — 20.03.2000 21.03.2000 — 9.07.2000 10.07.2000 — 3.11.2000 4.11.2000 — 8.04.2002 9.04.2002 — 6.08.2002

7.08.2002 — 16.02.2003 17.02.2003 — 20.06.2003 21.06.2003 — 14.01.2004 15.01.2004—14.06.2004 15.06.2004— настоящее время

60

55 45 33 28 25 23 21 18 16 14 13 1

В частности, ставка за кредит овернайт (однодневный расчетный кредит ЦБ) точно соответствует ставке рефинансирования.

Реанимация механизмов рефинансирования

После августа 1998 г. Центральный банк почти полностью перестал выдавать рефинансовые кредиты. Причем эта его политика продолжалась целых пять лет (табл. 17.4).

Таблица 17.4

Участие Банка России в рефинансировании коммерческих банков

Всегр пассивов банковского сектора, млрд руб.

В том числе кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России1

1.01.2002

3159,7

46,6/1,5

1.04.2002

3333,2

26,6/0,8

1.07.2002

3583,9

25,5/0,7

1.10.2002

3799,2

19,1/0,5

1.01.2003

4145,3

6,2/0,1

1 В числителе — абсолютные значения (млрд руб.), в знаменателе — в % к сумме пассивов.

Практически все банкиры и специалисты сходились в том, что Центральный банк должен возобновить рефинансирование банков, как минимум изменив порядок выдачи ломбардных кредитов. Ведь все эти годы имел место по сути обратный процесс — Банк России финансировал свои операции за счет бесплатных (ФОРы) или дешево ему достающихся средств коммерческих банков (см. следующий параграф).

Только в конце 2002 г. — начале 2003 г. руководство Банка России решилось попробовать начать постепенно реанимировать механизмы рефинансирования. Первым осторожным шагом на этом пути было введение в практику отношений с банками, являющимися контрагентами ЦБ по операциям купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, такого финансового инструмента, как валютный своп (покупка у банков долларов США за рубли сроком «сегодня» по официальному курсу доллара с их последующей продажей сроком «завтра»).

Инструмент, используется недостаточно активно. Так, после сентября 2002 г. данные операции не проводились в ноябре того же года, в феврале — июне, августе, ноябре и декабре 2003 г., в январе — марте 2004 г. В апреле такие сделки с уполномоченными банками были заключены на общую сумму в 3,714 млрд долл. США, в мае — на 1,211 млрд долл., в июле — на 67,5 млн долл.

Затем Центральный банк сообщил, что с января 2003 г. приступает к еженедельному проведению аукционов биржевого так называемого модифицированного репо1. Далее были предприняты следующие шаги.

1. Как уже отмечалось, был расширен состав ломбардного списка.

2. С октября 2003 г. Банк России приступил к регулярному проведению следующих видов аукционов: еженедельно — ломбардных кредитных аукционов на срок две недели; еженедельно — аукционов прямого репо на одну неделю; ежемесячно — аукционов прямого репо на три месяца. К участию в аукционах принимаются заявки соответственно по следующим минимальным ставкам (% годовых) — 7; 6,5; 9.

Репо (сделка репо) — двусторонняя сделка продажи (покупки) ценных бумаг (первая часть сделки) с обязательством обратной покупки (продаж) бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть сделки) через определенный в условиях такой сделки срок и по определенной в ее условиях цене. Право собственности на бумаги сначала переходит к первоначальному покупателю, а потом обратно к первоначальному продавцу.

Например, с конца 2003 г. Центробанк стал регулярно объявлять (путем публикации официальной оферты) о приобретении у кредитных организаций любого количества ранее проданных им облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) отдельных выпусков.

3. Уже в 2003 г. с 5 до 30 возросло число регионов России, банки которых получили возможность пользоваться расчетными кредитами овернайт и внутридневными кредитами.

4. В 2004 г. Банк России планировал продолжить практику предоставления денег кредитным организациям путем проведения аукционов прямого репо. При этом срок, на который предполагалось проводить указанные операции, при необходимости будет составлять от одного дня до 90 дней.

Тем не менее пока рано утверждать, что механизмы рефинансирования заработали в должную силу, поскольку здесь остается немало нерешенных вопросов. Об этом свидетельствует, в частности, пока не очень высокая популярность среди банков ломбардных кредитных аукционов. Так, в течение 2003—2004 гг. примерно каждый второй такой планировавшийся аукцион был признан не состоявшимся.

Причина, видимо, в том, что кредиты кредитам рознь. Кредиты, которые Банк России в последнее время все же начал выдавать, представляют для банков, которые их могут получать, всего лишь дополнительные и скудные ресурсы поддержания их кратко- или сверхкраткосрочной ликвидности, рефинансировать в полном смысле этого слова свои операции за счет таких средств коммерческие банки фактически не могут. Другими словами, все дело в том, что с помощью указанных методов Центробанк выпускает свои деньги в обращение на такие кратчайшие сроки, за которые их невозможно использовать ни в каких серьезных проектах, связанных с финансированием экономики. Заметим, кстати, что только такие «короткие деньги» способны провоцировать рост уровня инфляции. Кроме того, пока далеко не все банки реально могут получать кредиты Центрального банка.

'
Razno.ru