Российское банковское право

'

В юридической науке различают основные и комплексные отрасли права.

К основным (первичным, базовым) отраслям права относят конституционное, гражданское, уголовное, административное и процессуальное право. Каждая такая отрасль права обладает предметным единством, в их состав не входят нормы других отраслей права, каждой из них присущ особый метод регулирования соответствующей группы общественных отношений.

Комплексные отрасли права не обладают такими однозначно простыми характеристиками и представляют собой более сложные, интегративные явления: в них речь идет обычно о регулировании групп разнородных (но в то же время связанных друг с другом, не реализующихся в действительности друг без друга) общественных отношений и соответственно о наличии норм и методов регулирования, «привлеченных» из разных (основных) отраслей права. Однако комплексная отрасль права (если имеется в виду реально работающий механизм) — это не механическое объединение норм, почерпнутых из разных основных отраслей права, а качественное новое и по-своему целостное юридическое явление.

Такая целостность обеспечивается по меньшей мере двумя обстоятельствами: внутренней взаимной востребованностью разных (в смысле отраслевой принадлежности) групп отношений; тем, что комплексная отрасль, если таковая имеется, всегда включает в «сферу своей компетенции» некое специфичное предметное ядро, т.е. такие действительно комплексные общественные отношения, которые нельзя отнести ни к какой другой отрасли права, а также определенное количество конкретных правовых норм, присущих только этой комплексной отрасли (наряду и в единстве с нормами из основных отраслей права).

Характеристика банковского права как специфической (комплексной) отрасли права означает следующее.

1. Имеется общественная потребность в отдельном, целенаправленном правовом регулировании банковской отрасли (сферы, сектора) хозяйства, банковской деятельности во всех ее проявлениях.

2. Существует самостоятельный предмет правового регулирования в виде четко идентифицируемых отношений, связанных с банковской деятельностью. Это во многом уникальные общественные отношения, наблюдающиеся в процессах: возникновения, последующего функционирования, реорганизации и ликвидации банков (иных кредитных организаций), включая их вйутренние (внутрибанковские) отношения; взаимодействия банков с клиентурой; взаимодействия банков между собой, а также с иными коммерческими организациями, включая взаимодействие как с коммерческими целями (в рамках банковских групп и иных объединений), так и с некоммерческими целями (в рамках ассоциаций и союзов банков); построения, функционирования и развития национальной системы банков; регулирования (управления) банковской деятельностью (включая как деятельность каждого отдельного банка внутри страны и за ее пределами, так и механизмы функционирования и развития банковской системы в целом) со стороны Банка России и других органов государственной власти. Вся названная совокупность отношений — это объективные банковские отношения (отношения по поводу банковской деятельности).

3. В силу исключительной специфичности банковских отношений имеется необходимость в особом методе их правового регулирования (в дополнение к первичным методам — гражданско-правовому и административно-правовому).

4. Есть необходимость в специальных источниках права, регулирующих банковские отношения. И она в определенной мере реализована — ряд принципов банковского права закреплен в Конституции, официально введено в оборот понятие «банковское законодательство» и принято несколько специальных банковских законов;

5. Имеется целая совокупность специфических, присущих только данной отрасли права понятий (категорий).

Изложенное позволяет сделать вывод: банковское право как комплексная отрасль права — это совокупность содержащихся в законодательных и иных нормативных актах правовых норм (предписаний), регламентирующих систему банковских отношений (отношений по поводу банковской деятельности). Оно включает в себя нормы законов (собственно банковских и иных) и нормы прочих правовых актов. Соответственно следует различать банковское законодательство и подзаконную часть банковского права.

Банковские отношения, урегулированные нормами права, исполняемыми их участниками, — это банковские правоотношения. Они имеют свои особенности, важнейшими из которых можно считать следующие.

Банковские йравоотношения возникают только в ходе банковской деятельности, которая включает в себя по меньшей мере две принципиально разные группы отношений: присущие только банкам (а также только банкам и НКО), а также общие для банков и любых других (некредитных) хозяйствующих субъектов (см. § 1.1).

Соответственно одна часть названных отношений регулируется специальным банковским правом (нормами специального банковского законодательства и нормами «отраслевых» подзаконных актов), которое ни на какие иные отношения не распространяется, тогда как другая их часть — иными, первичными отраслями права (гражданским, административным и другим законодательством и соответствующими подзаконными нормативными актами, распространяющимися на всех, в том числе на банки и иные кредитные организации).

Это означает, что банковское право в целом и банковское законодательство в частности могут иметь два правомерных толкования', узкое, в строгом смысле слова, — как право (законодательство), которое должно регулировать отношения, характерные исключительно для банков (кредитных организаций); в широком смысле — как право (законодательство), регулирующее все стороны деятельности банков (кредитных организаций), все их как специфические, так и общие (неспецифические) отношения, т.е. как «вообще все применимое к банкам, что имеется в праве, законодательстве в целом». Для реальной жизни первого недостаточно, зато оно входит во второе в качестве его ядра.

Банковские правоотношения носят одновременно публично-правовой и частноправовой характер.

Это отношения в основном по поводу рыночного (прямого и возвратного и платного) движения денег, но также по поводу движения ценных бумаг и валютных ценностей, а также по поводу информации, составляющей банковскую тайну.

Как минимум одной из сторон рассматриваемых отношений всегда выступает банк (кредитная организация). Банк России выступает стороной данных отношений и тогда, когда он проводит банковские операции, и когда в рамках своих властных полномочий оказывает управляющее воздействие на деятельность банков.

Банковское право реализуется и развивается в границах, определяемых принципами двух типов: общими для предпринимательской деятельности в целом и характерными именно для банковской деятельности.

К принципам общего типа, определяющим конституционный статус субъектов банковской деятельности как вида предпринимательства, можно отнести: принцип защиты собственности; принцип регламентируемой (ограниченной) свободы банковской деятельности; принцип поощрения конкуренции и ограничения монополизации; принцип ведения банковской деятельности в рамках единого в масштабах страны экономического и правового пространства; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права (включая паритет частного и публичного начал в этом праве).

Принципы, специфичные для банковской деятельности, можно разделить на следующие подгруппы.

Принципы построения и развития банковской системы: двухуровневого построения банковской системы; привязки организационного построения ЦБ (его ТУ) к экономическим районам; полисубъектности верхнего уровня банковской системы (в России сейчас в этот уровень входят только Банк России и государственная корпорация АСВ, но в принципе их может быть и больше); независимости ЦБ от других органов власти в пределах полномочий, предоставленных ему в законах.

Принципы осуществления банковской деятельности: ответственности ЦБ за выполнение законодательно закрепленных за ним функций и задач; монопольного выпуска Центробанком наличных денег и организации их обращения; сочетания государственного управления банковской системой с ее самоуправлением; невмешательства органов власти в оперативную деятельность банков; преобладания разрешительного характера регулирования деятельности банков (в крайнем варианте он звучит так: «Запрещено все, что не разрешено»); преобладания исключительной правоспособности банков как юридических лиц (касается выполнения ими сугубо банковских видов деятельности); его также можно трактовать как принцип сочетания общей, специальной и исключительной их правоспособности; соблюдения банковской тайны.

Нормы банковского права в соответствии с разными критериями можно структурировать на следующие составные элементы (части):

• законодательные нормы и нормы подзаконных правовых актов;

• общие нормы (Общая часть банковского права) и частные нормы (Особенная часть банковского права), причем первые регламентируют наиболее общие, важные, основополагающие параметры банковских отношений, вторые имеют узкое целевое значение, так как регулируют отдельные направления банковской деятельности или банковских отношений (такие, как операции привлечения ресурсов, операции размещения ресурсов, налогообложение банков и т.д.).

Своеобразным вариантом структурирования банковского права на составные части можно считать также выделение различных его источников (см. ниже).

Языком банковского права принято считать институты банковского права — основные понятия, термины, за которыми подразумеваются соответствующие им нормы права, такие, как «кредитная организация», «банк», «банковский счет», «банковский вклад», «безналичные платежи», «кредит», «банковская тайна» и т.д.

В России имеют место следующие источники банковского права.

1. Конституция РФ. Имеются в виду положения Конституции, в той или иной степени регламентирующие (разрешающие и ограничивающие) банковскую деятельность в стране (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74, 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.).

2. Федеральное банковское законодательство. Оно, в свою очередь, состоит из специального и общего законодательства. Основной источник банковского права — специальное банковское законодательство, ныне включающее в себя следующие основные федеральные законы: «О Центральном банке РФ»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Специальное банковское законодательство России продолжает формироваться.

Общее банковское законодательство — это нормы, содержащиеся в кодексах РФ (Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Уголовном, Таможенном, Арбитражном процессуальном, Об административных правонарушениях и др.), а также в очень большом числе законов РФ и федеральных законов («О валютном регулирований и валютном контроле», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О простом и переводном векселе», «О несостоятельности (банкротстве)», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О финансовой аренде (лизинге)», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об исполнительном производстве» и т.д.), которые в той или иной мере регламентируют банковскую деятельность.

3. Банковское законодательство субъектов Федерации. Наличие таких законов (из разряда, законов не специального, а общего характера) бесспорно, равно как и то, что под их влиянием банковская деятельность и ее регламентация в регионах могут приобретать некоторые особенные черты.

4. Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права. Имеются в виду: нормативные акты Банка России (указания, положения, инструкции); продолжающие действовать некоторые нормативные акты Госбанка СССР; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты федеральных министерств и ведомств; нормативные акты органов власти субъектов Федерации; внутренние акты банков; акты ассоциаций (союзов) банков;

5. Решения Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, акты иных судебных органов.

6. Нормы международного права и международные договоры РФ.

7. Договоры, стороной которых являются банки.

8. Банковские обычаи делового оборота.

'