Критерии
В Законе «О несостоятельности... кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указываются три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизация банка (в отличие от ст. 30 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривается только ее финансовое оздоровление* именно восстановление платежеспособности). Соответственно данному подходу критерии (основания), при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и так же противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся с его точки зрения в повышенном внимании.
Различие, которое здесь все же наблюдается, состоит в следующем. В ст. 32 и 17 Закона № 40-ФЗ названы три основания (они были воспроизведены в § 15.2 учебника), при наличии которых банк должен реорганизоваться (при этом в ст. 4 того же Закона указаны несколько иные основания). Что касается требования о финансовом оздоровлении банка, то в соответствии со ст. 12 Закона основаниями для него могут служить как все общие основания для мер, предпринимаемых с целью недопущения банкротства (ст. 4 Закона), так и нормы ст. 74 Закона о Центральном банке, которая включает широкий перечень нарушений, За которые к банкам применяются различные санкции. Наконец, у Банка России есть критерии, вытекающие из Указания «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» от 31 марта 2000 г. № 766-У.
Общая схема развития проблем в банке
Предпосылками, приводящими к возникновению проблем в банках обычно являются: недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению; низкая квалификация сотрудников банка; скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов; слабая постановка работы службы внутреннего контроля; проведение сомнительных банковских операций; нарушение баланса по срокам между пассивами и активами, снижение качества их структуры; снижение доли высоколиквидных активов ниже достаточного уровня; увеличение открытой валютной позиции; недосоз-дание резервов под принимаемые риски; снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности; уменьшение величины собственного капитала.
Признаками появления скрытой неплатежеспособности банка можно считать: увеличение времени пробега платежей и наличие картотеки неоплаченных
расчетных документов; резкое увеличение процентных ставок за привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы; появление технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств; рост тарифов на услуги, предоставляемые клиентам; начало «вывода» активов банка; появление «инсайдерской» информации о неблагополучной ситуации в банке.
Наконец, признаками перехода неплатежеспособности банка в явную форму могут быть: уход и увольнение сотрудников банка, включая и руководство; нарастание картотеки неоплаченных расчетных документов; уменьшение количества операций, проводимых для клиентов; продажа основных средств; уменьшение остатков на расчетных счетах клиентов (отток денег из банка); увеличение количества нарушений норм законов и банковских правил.
Своевременное обнаружение проблемного банка — вопрос достаточно актуальный, имеющий не только экономическую, но и социальную подоплеку. Поэтому здесь необходим исключительно ответственный подход. Между тем если формально воспользоваться формальными критериями, заданными в законах и нормативных актах Банка России, то можно прийти к абсурдным выводам. Это лишний раз доказывает, что надзор должен быть не формальным, а качественным, базирующимся на детальном знании действительного финансового состояния банков.
Итак, причин, в силу которых банк может оказаться перед необходимостью финансового оздоровления, может быть много. Однако если отвлечься от факторов, не зависящих от самого банка, то главными причинами можно считать: 1) неэффективное вложение средств в необязательные проекты, непроизводительные траты; 2) отток средств при значительном дисбалансе по срокам между пассивами и активами; 3) потерю капитала, когда для приукрашивания отчетности и/или удовлетворения острой потребности в платежах ресурсы привлекаются под завышенные проценты и фактически расходы превышают доходы; 4) низкое качество портфеля активов, когда, например, доля безнадежных кредитов растет, а выдавать новые не позволяют ограниченные ресурсы, что порождает эффект замкнутого круга.
Впрочем, все эти и многие другие причины в конечном счете можно свести к одному общему знаменателю — низкому качеству внутреннего управления банком.
Содержание санации
В Законе «О несостоятельности... кредитных организаций» (глава II, ст. 7—10) однозначно определено, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:
• оказание финансовой помощи банку его участниками и иными лицами;
• изменение структуры активов и пассивов банка;
• изменение организационной структуры банка;
• приведение в соответствие УК банка и величины его собственного капитала;
• иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.
Финансовая помощь банку может быть оказана в формах: 1) размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ); 2) предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет; 3) предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа; 4) перевода долга банка (с согласия его кредиторов); 5) от-
каза от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка; 6) дополнительного взноса в УК банка; 7) прощения банку его долга; 8) новации долга, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.
Изменение структуры активов может предусматривать: 1) улучшение качества кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов более ликвидными; 2) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение; 3) сокращение расходов, в т.ч. на обслуживание долга банка, и расходов на его управление; 4) продажу активов, не приносящих дохода, и активов, продажа которых не помешает выполнению банковских операций; 5) иные меры, направленные на изменение структуры активов.
Изменение структуры пассивов может включать в себя: 1) увеличение собственного капитала; 2) снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в структуре пассивов; 3) увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в структуре пассивов; 4) иные меры.
В соответствии с законом банк обязан уменьшить свой УК до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала. По данному вопросу см. также следующие документы Банка России:
• Положение «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 10 февраля 2003 г. № 215-П;
• Указание «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 24 марта 2003 г. № 1260-У;
• Указание «О действиях при выявлении фактов (признаков^ формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» от 10 февраля 2003 г. № 1246-У;
• официальное разъяснение «О применении отдельных положений Указания... № 1246-У... и Положения... №215-П...» от 5 ноября 2003 г. № 30-ОР.
Организационную структуру банка можно изменять: путем изменения состава и численности сотрудников; путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений; иными способами.
Требование о санировании банка и его предъявление
Соответствующие процедуры подробно прописаны в Инструкции ЦБ «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» от 12 июля 1999 г. № 84-И. Выделим их основные моменты.
Исходные положения
1. Банк, его участники обязаны по собственной инициативе принять необходимые и своевременные меры для его финансового оздоровления при возникновении хотя бы одного из оснований для подобных действий, предусмотренных в ст. 4 Закона «О несостоятельности... кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований ТУ Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.
2. Указанная инициатива банка в соответствии со ст. 11 Закона «О несостоятельности... кредитных организаций» должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение десяти дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банком с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение трех дней проинформировать о направлении ходатайства ТУ ЦБ, а указанные органы управления банком должны в течение десяти дней принять соответствующее решение и в течение трех дней проинформировать о нем ТУ ЦБ по установленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в ТУ ЦБ. Форма такого ходатайства приводится в приложении 1 к Инструкции № 84.
3. Не позднее 30 дней с момента принятия органами управления банком решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона «О несостоятельности ... кредитных организаций» обязан разработать план санации и представить его в ТУ. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий.
Требование Банка России о принудительной санации банка
1. При наличии хотя бы одного из ранее указанных достаточных оснований ТУ ЦБ вправе направить в банк требование об осуществлении санационных мер, если: извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки; в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка; в Банк России поступили копии заявлений лиц, указанных в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 50.4 Закона «О несостоятельности... кредитных организаций» (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.
2. Требование к банку о необходимости его финансового оздоровления составляет ТУ ЦБ по примерной форме, данной в приложении 2 к Инструкции № 84.
3. В случае получения такого требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее пяти дней обратиться к высшим органам управления банком с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение трех дней с момента представления ходатайства направить в ТУ Банка России извещение об этом.
Названные органы управления банком, получив указанное ходатайство, должны в срок не позднее десяти дней принять по нему решение и в течение еще не более трех дней направить в ТУ ЦБ извещение по установленной форме.
4. В срок не позднее 20 дней с момента получения указанного требования Банка России банк обязан разработать план своего финансового оздоровления и представить его в ТУ ЦБ (п. 2.4 Инструкции № 84), а последнее — установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования.