Критерии
В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» данный вопрос решается неоднозначно. Первое решение было представлено в предыдущем параграфе данной главы (ст. 3 и 4 Закона). Между тем в ст. 32 Закона имеется второе решение, согласно которому Банк России вправе требовать реорганизации банка (напомним, по Закону — в форме слияния либо присоединения) в случаях, установленных в подп. 1—3 п. 1 ст. 17 «Основания назначения временной администрации». Получается, что требование о реорганизации может быть предъявлено по тем же основаниям, по которым в банк, сохраняющий лицензию, придет временная администрация (которой еще предстоит разбираться с ситуацией на месте).
Основания же эти следующие (относящиеся к реорганизации): 1) банк не удовлетворяет денежные требования кредиторов (кредитора) и/или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах; 2) допустил снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных нормативов; 3) нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%. Разница с основаниями, которые приводятся в ст. 4, очевидна.
Имеется Инструкция ЦБ «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» от 12 июля 1999 г. № 84-И, в которой (п. 1.1, 1.3) подтверждаются оба названных выше решения. Видимо, это можно считать третьим решением.
Наконец, ничто не мешает Банку России потребовать реорганизовать банк в соответствии с уже упоминавшимся в предыдущем параграфе Указанием № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Содержащиеся в данном документе характеристики проблемных банков дают для этого широкие возможности.
В целом к категории проблемных отнесены банки, отвечающие хотя бы одному из перечисленных ниже признаков:
• наблюдается хоть одно из оснований, указанных в ст. 4 Закона «О несостоятельности... кредитных организаций»;
• имеется хотя бы один не устраненный факт нарушений правил ведения бухгалтерского учета и/или представления недостоверной отчетности;
• не обеспечивается представление предусмотренной в законодательстве информации о деятельности либо финансовом положении банка или допускаются действия (кроме представления недостоверной отчетности), препятствующие получению органами банковского надзора, а также физическими и юридическими лицами полной и/или достоверной информации о деятельности либо финансовом положении банка (отсутствие транспарентности банка);
• систематически (2 раза и более в течение последних 12 месяцев) не выполняются требования ТУ Банка России и/или взятых на себя обязательств устранить имеющиеся недостатки, в период до истечения срока действия предписания не принимаются реальные меры к устранению указанных в нем недостатков.
Конкретно к 3-й группе (испытывающие серьезные финансовые трудности) относятся банки, которые имеют хотя бы один из перечисленных ниже признаков:
• не выполняют нормативы достаточности собственного капитала (при этом значение показателя HI не ниже 5%), и/или мгновенной (Н2), и/или текущей (НЗ) ликвидности;
• допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более трех рабочих дней и/или два случая нарушений за последние три месяца при расчете размера обязательных резервов.
К этой же группе могут быть отнесены банки, которые не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, а также расчет размера обязательных резервов или представили их с задержкой более чем на пять рабочих дней, а также банки, систематически (2 и более раза в течение последних шести месяцев) задерживавшие представление требуемых форм отчетности до пяти рабочих дней.
К 4-й группе (находящиеся в критическом финансовом положении) относятся банки, проблемы в деятельности которых приобрели наиболее острый и/или затяжной характер, включая банки, имеющие внешние признаки банкротства. Конкретно к данной группе относят банки, имеющие хотя бы один из перечисленных ниже признаков:
• не удовлетворяют денежные требования отдельных кредиторов и/или не выполняют обязательных платежей, в том числе перед Банком России, в течение одного месяца и более с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения;
• не выполняют норматив достаточности собственного капитала;
• допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более одного месяца и/или более двух случаев нарушений за последние шесть месяцев при расчете размера обязательных резервов.
К данной группе могут быть отнесены также банки, систематически (2 раза и более в течение последних шести месяцев) не представляющие требуемые формы отчетности или представляющие их с задержкой более чем на пять рабочих дней.
Требование о реорганизации банка и его предъявление
Указанное требование (предписание) Банка России составляет и предъявляет банку ТУ ЦБ, которое затем будет контролировать его исполнение.
Инициировать данный процесс может ТУ ЦБ. Закон «О несостоятельности... кредитных организаций» (ст. 33) требует, чтобы в случае получения указанного требования Банка России руководитель исполнительного органа банка в течение пяти дней с момента его получения обратился в органы управления банка (совет или общее собрание участников) с ходатайством о необходимости реорганизации банка. Органы управления банка должны в срок не позднее десяти дней с момента получения требования известить Банк России о принятом решении.
С другой стороны, руководитель исполнительного органа банка, в деятельности которого обнаружились достаточные для этого основания, должен сам выступить инициатором процесса (ст. 11 Закона) и в течение десяти дней с момента возникновения указанных обстоятельств обратиться в высшие органы управления банка с соответствующим ходатайством (если исполнительные органы банка сами не могут
устранить такие обстоятельства). Ходатайство должно содержать рекомендации о форме реорганизации (слияние или присоединение), характере и сроках ее проведения. Кроме того, в срок не позднее трех календарных дней с момента направления в органы управления банком своего ходатайства он должен известить об этом Банк России.
Высшие органы управления банком, которым направлено ходатайство, должны принять решение по нему в течение десяти дней с момента его направления и в срок не позднее трех календарных дней с момента принятия своего решения направить в ТУ ЦБ соответствующее извещение. В случае принятия положительного решения о реорганизации указывается форма ее проведения, полное наименование и юридический адрес банка, участвующего в реорганизации. Прилагаются также документы, подтверждающие созыв общего собрания участников реорганизуемых банков (включая дату, место проведения и перечень вопросов, включенных в повестку дня), а также иные сведения по усмотрению банка.
Если необходимое решение не принято в срок или участники банка отказались принять участие в его реорганизации, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться с ходатайством непосредственно в Банк России. В ходатайстве должна содержаться следующая информация: 1) причины, явившиеся основанием для подготовки ходатайства, дата обращения в органы управления банком, их полное наименование, юридический и почтовый адреса; 2) подтверждающие документы (копия ходатайства, направленного в высшие органы управления банком, а также копия решения этих органов — при его наличии).
При любом варианте инициирования процесса ТУ ЦБ составляет и направляет банку требование о его реорганизации по примерной типовой форме (приложение 3 к Инструкции № 84).
Не позднее 20 календарных дней с момента принятия органами управления банком решения о реорганизации банк обязан представить в ТУ Банка России план реорганизации (п. 2.5 Инструкции № 84), который должен содержать сведения об основных этапах реорганизации и сроках их проведения, обоснование перспектив соблюдения финансовой устойчивости банка, к которому происходит присоединение, либо банка, который возникнет в результате слияния банков.