Эквайринг: история становления и перспективы развития

Читателям журнала, думаю, небезынтересно будет узнать не только историю становления этого типа банковского бизнеса, принципы его работы, но и оценки перспектив развития с точки зрения в первую очередь ведущих банков Европы, занимающихся эквайрин-гом, а также нашего собственного опыта.

Эквайринг как понятие вошел в банковскую терминологию Беларуси со второй половины 1993 года, когда Приорбанк, Промстройбанк, Беларусбанк организовали выдачу кассовых авансов держателям международных карточек VISA, MasterCard через московские банки — члены данных платежных систем. С февраля 1994 года Приорбанк, а несколько месяцев позднее Белвнешэкономбанк на основе полученных лицензий от мировых платежных ассоциаций развернули работу по созданию системы обслуживания платежей держателей международных карточек в Беларуси не только в сфере выдачи наличных, но и среди предприятий торговли и сервиса (ПТС).

Работа для белорусских банков несколько облегчалась тем, что после распада Союза процессинговая компания Интурсервис (с 1992 года UCS — United Cards Services), обслуживавшая расчеты по карточкам и дорожным чекам в системе союзного Интуриста, не рассматривала рынок карточек нашего государства как серьезное поле для своей активной деятельности. Поэтому конкуренции на новом направлении работы банков практически не существовало. Работа начиналась без спешки, с обстоятельным анализом правовой стороны дела, а также просчетом экономической эффективности данного бизнеса.

Что дали национальным бан-кам-эквайрерам международных карточек первые годы работы в составе мировых платежных систем VISA, MasterCard/EUROPAY? В первую очередь мы получили ценную методическую помощь, доступ к специализированной литературе, ввели понятие о маркетинге эквайринга и осознали необходимость строго соотносить доходы и расходы, приобрели навыки прогнозирования, а также понимание того, что данная работа, рассчитанная на десятилетия, не может строиться на методах проб и ошибок.

Необходимо сказать о необычных на первый взгляд принципах расчетов по эквайрингу. В процессе оплаты по карточке ПТС получает денежные средства через 3—6 дней после отпуска товара покупателю, причем банк перечисляет торговому предприятию сумму с вычетом своей комиссии. После этого часть торговой комиссии банк через процессинговые центры платежных систем перечисляет банку-эмитенту. Держатель карточки должен оплачивать сумму строго по ценнику в магазине и не несет никаких дополнительных расходов. Такой принцип расчетов пришел к нам вместе с технологией карточек и установлен в экономически развитых странах, где всегда существовали проблема сбыта товаров и услуг и жесткая конкуренция за платежеспособного покупателя. Таким образом, принцип расчетов по эквайрингу формировался и формируется под диктатом покупателя, который имеет счет в банке (кредитный или до востребования) и желает иметь к нему инструмент удаленного доступа, то есть банковскую карточку.

Первые итоги работы на рынке эквайринга при десятилетиях господства психологии диктата производителя товаров и услуг над потребителем, на наш взгляд, были более чем оптимистичны.

Суммарный оборот по эквайрингу международных карточек в Беларуси (платеж карточками и выдача наличных) в 1995 и 1999 гг.

Суммарный оборот по эквайрингу на 01.01.97

Суммарный оборот по эквайрингу на 01.01.1999

11,1 млн. USD

10,5 млн. USD

Число ПТС,

принимавших карточки, — 90

Число ПТС,

принимавших карточки, — 700

Учитывая, что в Беларуси в 1994—1995 гг. не существовало системы въездного туризма, широкой сети конкурирующих между собой гостиниц, магазинов, заправочных станций, выход на оборот более чем 11 млн. долл. — сам по себе неплохой результат. Однако дальнейший рост оборотов вошел в прямую зависимость от макроэкономических факторов. Отсутствие роста оборотов спустя три года вызвано в первую очередь множественностью курсов, когда держатель валютной карточки теряет при пользовании более 30% на курсовой разнице. Приватизация торговли пока не дала значительного роста числа торговых предприятий — ведь зачастую меняется только их владелец. А это, естественно, не ведет к росту числа хозяйствующих субъектов, которые вступают в борьбу за покупателя, что, в свою очередь, должно, по логике конкуренции, привести к снижению торговых наценок, разнообразию товаров и росту качества обслуживания покупателей.

Трудно объяснить такой факт, что держателю международной карточки, следующему транзитом в соседние с нашей страной государства, при всем желании не удастся оплатить безналичной валютой проезд, бензин, штраф за нарушение правил дорожного движения или таможенные формальности. Если принять во внимание, что в настоящее время банки имеют все технические условия, чтобы удовлетворить запросы клиентов в области эквайринга, то несложно подсчитать, что казна теряет определенные суммы в виде налогов и поступлений в СКВ, поскольку серьезно не рассматривается вопрос о развитии системы обслуживания держателей международных карточек. Безусловно, можно сформулировать проблему и по-другому. А стоит ли создавать вообще инфраструктуру по расчетам международными карточками? Для ответа скептикам приведу следующие цифры. В 1993 году число ПТС, принимавших карточки в качестве платежа, составляло около 12 млн. по всему миру. В настоящее время их число превысило 16,5 млн. Число держателей банковских карточек только двух платежных систем — VISA и MasterCard — в 1993 году составляло 480 млн., а на конец 1998 года — более 960. Суммарный оборот по счетам держателей карточек VISA в 1998 году составил 1200 млрд. долларов США. То есть расчеты карточками — это не искусственно внедряемое новшество, а объективный экономический процесс.

Учитывая, что расчеты между эмитентами и эквайрерами в международных платежных системах ведутся в долларах, торговое предприятие на территории нашего государства, обслуживая, например, водителей международных перевозок или туристов, практически производит экспорт товаров и услуг, не пересекая национальных границ.

Таким образом, участникам рынка товаров и услуг в Беларуси необходимо осознание того, что европейский уровень качества обслуживания состоит в расширении сервисного поля для покупателя, каким бы платежным инструментом он не пожелал рассчитаться, и банковский сектор сегодня готов решать данные вопросы на уровне лучших европейских стандартов.

Может сложиться мнение, что в нашей стране не существует структуры обслуживания держателей международных карточек. За 1993—1999 гг. на базе филиальной сети Приорбанка, Белвнешэконом-банка и Беларусбанка сложилась широкая сеть выдачи кассовых авансов держателям международных карточек всех ведущих мировых платежных систем. На базе Приорбанка создан и эффективно работает 3-й в СНГ процессинго-вый центр, который обслуживает платежи не только по карточкам VISA, EUROCARD/MasterCard, но и крупнейшей российской платежной системы Union Card, японской JCB (Japan Credit Bureau), Diners Club. Банковские карточки в качестве платежного средства принимают все лучшие гостиницы Минска, областных и некоторых районных центров, более 800 магазинов, кафе, ресторанов, такси, медицинских учреждений, а также значительное число заправочных станций. Принимают карточки некоторые подразделения Управления делами Президента Республики Беларусь. Вся данная структура работает на принципах самоокупаемости и, по оценкам гостей Беларуси, формирует у них положительное впечатление о белорусском сервисе. Необходимо отметить, что возможности белорусских банков в сфере эквайринга сегодня смогут удовлетворить все заказы турфирм, домов отдыха, санаториев, кемпингов, мотелей по задачам в рамках программы развития въездного туризма.

Однако вместе с ростом интереса банков к эквайрингу обозначились процессы, которые могут перечеркнуть весь предыдущий позитивный опыт и экономические результаты, достигнутые за 5 лет работы с международными карточками. Общеизвестно, что экстенсивный рост не всегда требует качества в работе, серьезной квалификации специалистов, что, в принципе, в дальнейшем вполне поправимо.

С началом работы белорусской микропроцессорной банковской карточки перед профессионалами в области эквайринга встал ряд вопросов, которые необходимо решать сейчас, иначе нам грозит участь повторить негативный опыт ряда европейских стран. Самый главный урок, например, французской модели этого бизнеса состоит в том, что, однажды тотально применив демпинговую модель развития рынка эквайринга, впоследствии невозможно перейти к экономически обоснованным тарифам. К сожалению, у нас имеется и свой подобный опыт, из которого уже сегодня необходимо сделать серьезные выводы методологического плана.

С началом практической рабо ты платежной системы «БелКарт» число банков-эквайреров увеличилось — сегодня их десять.

Надежды эмитентов, что сеть приема карточек резко расширится по причине увеличения числа операторов рынка эквайринга, пока не оправдалась. Более того, в ходе работы новых банков-эквайреров обозначился ряд проблем, которые могут иметь фатальное значение для данного вида банковского бизнеса в Беларуси.

Сегодня в области развития эквайринга имеется ряд позиций, которые не разработаны методически, кроме того, существует непонимание методологических принципов функционирования данного типа бизнеса.

Во-первых, это рассмотрение эквайринга, как и всего карточного бизнеса, как технического проекта. Отсюда привлечение на работу в данное направление не экономистов, а по большей части технических специалистов, которые качественно решают проблему функционирования оборудования, про-цессирования сделок, но никак не вопросы роста прибыли и развития рынка. Наиболее ярким примером такого технического подхода служит опыт эквайринга БелКомБан-ка в Бресте, где 10 POS-терминалов были установлены в ПТС под нулевой процент, что сделало бизнес по международным карточкам экономически бессмысленным, а по системе «БелКарт» — убыточным. Закономерен и результат такого опыта — проект развалился.

Во-вторых, отсутствие системного подхода к данному делу в банках, непонимание структуры эквайринга, в которую входят следующие компоненты: нормативная база; система маркетинга и развития бизнеса; структура становления и развития отношений банка-эквайрера и клиента; планирование бизнеса и его прогнозирование, как минимум, на 3—5 лет; система мониторинга рисков; модель оценки экономических результатов работы; учебные программы по подготовке персонала, методы стимулирования и мотивации его работы; программно-технические платформы и технические устройства, которые обеспечивают прием банковских карточек.

В-третьих, серьезной методологической ошибкой некоторых практиков является подход, когда доходы по эмиссии должны перекрывать убытки по эквайрингу и следование административным указаниям работать под нулевой процент при обслуживании ПТС. При этом выдвигается тезис о том, что банкам нужна эмиссия, а эк-вайреры не хотят работать без взимания с ПТС экономически обоснованных тарифов. Из этого делается абсолютно неверный вывод о том, что раз сегодня ПТС не хотят платить комиссии эквайрерам, то пусть данный бизнес будет убыточным. Необходимо отметить, что имеются определенные методики наращивания эмиссии на «возникающих рынках — emergening markerts», а также доступный опыт стран Восточной Европы и СНГ. Этот опыт говорит, что нет необходимости разрабатывать сегодня те сегменты рынка для держателей карточек, которые объективно не готовы к этому, а следовательно, необходимо соблюдать экономически обоснованные этапы развития эквайринга.

Учитывая, что рамки статьи ограничены, приведем только один пример с таблицей тарифов по эквайрингу в ряде стран Европы.

У нас же в стране темпы падения комиссий по эквайрингу таковы, что через 2-3 года необходимо будет искать добровольцев для работы на этом сегменте рынка, чтобы заниматься к тому времени трудной, рискованной и к тому же абсолютно неприбыльной деятельностью. Так, большинство эквай-реров в системе «БелКарт» работает по английским тарифам с самого начала операций и при меньшем количестве карточек.

В-четвертых, ситуация на рынке карточек выглядит несколько парадоксально. Если по другим видам деятельности банки определенное время готовят специалистов, существуют комиссии по оценке их квалификации, то сегодня любому банку достаточно заплатить взнос, купить устройство для персонализации карточек, бланки карточек, 4 POS-термина-ла и уже на рынке появляется готовый эмитент и эквайрер. По оценке компетентного российского журнала «Мир карточек», на подготовку квалифицированного специалиста в области карточек требуется более двух лет. Хотелось бы добавить, что в этой сфере банковского бизнеса крайне нежелательна текучесть кадров по соображениям возможностей взлома технологии.


Таблица 2

Суммы комиссий за обработку платежей, выплачиваемых торговыми предприятиями банкам-эквайрерам (данные EUROPAY International)

Страна

Гостиницы

Рестораны АЗС

Магазины

Супермаркеты

Такси

Австрия

3,4

3,0-4,0 1,6

2,3-3,1

3,8-4,0

2,0-4,0

Германия

3,0

2,75 0,8

3,4

3,0-4,0

2,3

Англия

3,0-4,0

3,8-4,0 2,0-6,0


3,5

0,8

Италия

2,5

2,0-2,5 1,7

0,5

1,8-2,0

1,0

Голландия

0,75

1,0 0,8

3,7

3,0-3,9

1,7

Турция

2,5-4,0

4,8-5,0 7,0

3,5

4,5

0,8

Израиль

3,0

3,9 1,3

2,0-3,0

4,8-5,0

1,0-5,0

Испания

2,0

1,5 0,8

3,5

4,5

з,з

Франция






Для читателей в целях проведения собственного анализа приведем следующие цифры: на 01.01.98 г. только у 5 британских банков (Barclays Bank, Nat'l Westminster, Lloyds TSB, Midland Bank, Abbey National) было 26,4 млн. держателей карточек и суммарный оборот по ним за год составил 103664 млн. долларов. Если учесть, что более 90% этого оборота составили платежи внутри страны, то можно считать, что у британских эквайреров есть возмож ность работать под приведенные в таблице 2 комиссионные. Причем необходимо отметить, что британский рынок эквайринга пришел к таким тарифам через 35 лет работы.

Почему требуется такой длительный срок подготовки кадров? Причин несколько. Карточки сегодня — самый технологичный продукт банков, где применяются новейшие достижения технического прогресса. В работе с карточками как нигде необходима системность при принятии решений. Здесь нет чисто технических вопросов, маркетинговых, рекламных или экономических. В разработке самого простого продукта участвуют специалисты по программному обеспечению, маркетингу, рискам, коммуникационным линиям, кредитам, бухучету, юристы, эксперты по внешнеэкономической деятельности, экономисты, дизайнеры, психологи, социологи и т.д. Поэтому принцип «Хочешь работать эквайрером — работай», то есть фактически предоставление лицензии на определенный вид банковской деятельности по требованию, без наличия квалифицированных кадров, приводит к негативным долгосрочным результатам.

Среди специалистов, которые работают по развитию сети экваиринга из числа банков—участников системы «БелКарт», при всем уважении к их труду, никто не проходил подготовку на серьезном методически профессиональном уровне, что негативно сказывается на самом понятии рынка. Ведь на рынке предлагается услуга по цене, которая не только восполняет затраты продавца, но и приносит известную прибыль, которая, в свою очередь, идет не только на жизнеобеспечение продавца, но и инвестируется в развитие данной отрасли экономики. Собственно говоря, эквайринг — это использование импортной маркетинговой технологии, что на практике должно позитивно влиять на качество данной услуги на внутреннем рынке. Однако странно, что данной проблемой, оказывается, могут заниматься специалисты, которые слабо представляют себе предмет работы. Таким образом, помимо макроэкономической ситуации, проблему экваиринга и перспектив его развития необходимо рассматривать в данный момент прежде всего через призму подбора, подготовки и системного повышения квалификации кадров.

Из складывающейся ситуации на рынке есть выход. Необходимо вернуться к изучению мировой практики, что не только повысит качество работы белорусских эк-вайреров, но и создаст условия для такой работы.

Например, интересен вывод, к которому пришли эксперты VISA СЕМЕА на саммите банков — участников системы из стран СНГ в Праге в марте 1999 года. С данного года все вновь принятые банки в состав ассоциации VISA должны пройти обязательный курс подготовки кадров по шести направлениям, без которого руководство VISA СЕМЕА не разрешит практическую работу. Это вводный курс по запуску карточной программы, использование функций авторизации, клиринг и расчеты, процедуры обработки отказов от платежей, контроль рисков и безопасность. И только после запуска карточной программы через определенное время банк-эмитент может пройти учебный курс «Acquiring Business» course и получить лицензию от платежной системы на операции в сфере экваиринга. В нашем случае следует применить данный опыт, тем более что квалифицированные специалисты по эк-вайрингу, которые могут разработать учебные программы и практические курсы тренировок, в Беларуси имеются. Лицензию на эквайринг банк должен получать от платежной системы не по факту подачи заявления, а при наличии квалифицированных кадров, которые умеют видеть перспективу и владеют методами разработки, оценки экономической эффективности, планирования и прогнозирования на основе международного опыта управления данным типом бизнеса.

Вопрос квалифицированной управляемости развития экваиринга может решаться через Национальный банк и Ассоциацию белорусских банков, в первую очередь в разрезе разработки разумной тарифной политики по взаимным платежам "эквайрер — эмитенту" в системе «БелКарт», подготовке обучающих программ для специалистов данного профиля. Возможно, подходит время обсудить вопрос о создании в Национальном банке департамента по нормативно-методическому курированию всего спектра работы в области "Retail banking» с соответствующими полномочиями.

Думается, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, у экваиринга, особенно по международным карточкам, имеются хорошие перспективы для развития. Хотелось бы обсудить вопрос, решить который нужно было 4—5 лет назад. Изучив опыт ближайших соседей (Польша, страны Балтии), приходишь к выводу, что если польские, литовские АЗС принимают сегодня весь спектр карточек мировых платежных систем, то никто не мешает белорусским компаниям организовать такой сервис для транзитного и иного транспорта на нашей территории. Юридических, технических преград не существует. Безусловно, сильным тормозящим фактором является консерватизм в мышлении, боязнь новизны, доставшаяся с прежних времен невосприимчивость к научно-техническому прогрессу. И если сегодня стоит задача роста валютной составляющей бюджета, увеличения экспорта, то почему бы даже в порядке эксперимента на 1—1,5 года не решить вопрос о полном обеспечении приема международных и рублевых банковских карточек по магистрали на Москву. Это оснащение и обучение персонала «Бюро международных автомобильных сообщений «Интеравтот-ранс», стационарных и передвижных постов ГАИ, всех заправочных станций, мотелей, станций по ремонту транспорта, постов таможни соответствующим оборудованием и очень простой методике приема к оплате банковских карточек. Давайте подумаем, как водитель из Италии, превысивший скорость, сможет оплатить штраф инспектору ГАИ в районе Несви-жа, если у него нет белорусских денег? Данный вопрос особенно актуален в свете прошедшего в Минске в октябре 1999 года международного семинара по трансев-ропейским транспортным коридорам, которых насчитывается всего девять, два из них проходят через территорию Беларуси.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что платежи карточками — это безналичные расчеты, которые, несомненно, ведут к росту валютной составляющей в общем объеме платежей, а также повышению сервиса при обслуживании наших граждан и гостей Беларуси, что имеет определенные политические плюсы. Исполнение такого пилот-проекта не требует больших инвестиций и в то же время создает европейский уровень сервиса.