Существует дифференцированный подход к объему информации, который представляется в составе бухгалтерской отчетности разными типами коммерческих организаций (письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 года № 16-00-10/3).
Большинство организаций, которые не являются крупными, могут составлять бухгалтерскую отчетность по типовым формам, которые в Приложении к приказу Минфина РФ от 22.07.03 № 67н.
Принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по типовым формам организация может только в том случае, если показатели, приведенные в типовых формах, позволяют представить всю необходимую информацию о деятельности организации. При этом в учетной политике организации необходимо указать, что в качестве форм бухгалтерской отчетности предприятие использует типовые формы, утвержденные приказом Минфина № 67н.
Субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации могут не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если данные для заполнения этих форм отсутствуют (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Более того, если какие-либо показатели отсутствуют, то организации могут исключать из типовых форм отдельные строки.
Каждая организация может на основе этих образцов разработать и утвердить как часть учетной политики свои собственные формы отчетности, которые учитывают особенности деятельности данной организации.
Например, крупные коммерческие организации, которые ведут несколько видов предпринимательской деятельности, должны увеличить объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, и включить больше показателей, чем организация, средняя по величине. Для этого они могут добавить в бухгалтерскую отчетность другие формы, разработанные самостоятельно.
Таким образом, будут выполнены общие требования к бухгалтерской отчетности, которые установлены законодательством: достоверности, полноты, существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.
У ряда организаций бухгалтерская отчетность имеет свои особенности. Например, если организация находится в стадии реорганизации или же имеет дочерние или зависимые общества.
Кроме того, особенности бухгалтерской отчетности могут быть зависеть от вида деятельности, который ведет предприятие. Это относится к страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Для них Минфин РФ утвердил особые формы бухгалтерской отчетности:
- –
- страховые организации – приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 года № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора»;
- –
- негосударственные пенсионные фонды – приказом Минфина РФ от 21 февраля 2001 года № 15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов»;
- –
- профессиональными участниками рынка ценных бумаг – совместным постановлением ФКЦБ и Минфина РФ от 11 декабря 2001 г. № 33/№ 109н «Об утверждении положения об отчетности профессиональных участников
рынка ценных бумаг», а также распоряжение ФКЦБ от 14 августа 2002 года № 991/р «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг».
При составлении бухгалтерской отчетности указанные организации обязаны руководствоваться положениями ПБУ 04/99.
Кредитные и бюджетные организации составляют бухгалтерскую отчетность в особом порядке. Положения ПБУ 04/99 на них не распространяются.
Для бюджетных организаций Минфин РФ утвердил Инструкцию о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 21 января 2005 года № 5н).
Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в кредитных учреждениях определяет Центральный Банк РФ.