Наиболее часто встречающимися факторами, отрицательно влияющими на деятельность предприятия можно считать следующие:
• рекламации и штрафы за бракованную продукцию;
• аварии на предприятии и поломки оборудования;
• утечка конфиденциальной информации;
• поломки компьютеров;
• влияние необоснованных слухов.
Форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, аварии, смерть руководителя или ведущих специалистов, внезапное появление сильных конкурентов, враждебное отношение правительства и прессы) имеют более тяжёлые последствия, но воспринимаются как объективные факторы, как удар судьбы.
Для Украины характерны следующие факторы, отрицательно влияющие на уровень экономического риска:
• необязательность и безответственность хозяйственных субъектов всех видов;
• противоречивость законодательства;
• инфляция;
• отсутствие реального хозяйственного права;
• недееспособность правоохранительных органов;
• первенство политики над экономикой;
• раздутый управленческий аппарат;
• неустойчивое налоговое законодательство;
• недобросовестная конкуренция.
Рассматривают внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень риска.
Внешние факторы - это те условия, которые нельзя изменить, но надо учитывать. Внешние факторы можно разделить на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторами прямого воздействия являются:
• изменение законодательства, регулирующего экономические взаимоотношения партнёров;
• непредвиденные действия органов государственного управления и самоуправления;
• налоговая система;
• взаимоотношения с партнёрами;
• конкуренция;
• коррупция и рэкет.
Обратим внимание на конкуренцию. Около четверти банкротств происходит вследствие конкуренции. Конкуренция создаёт механизм экономического соревнования, заставляет предпринимателей пересматривать свою стратегию. Для изучения своих конкурентов специалисты предлагают найти ответы на следующие вопросы:
— удовлетворён ли конкурент своим настоящим положением;
— какие вероятные шаги или изменения в стратегии примет конкурент;
— в чём уязвимость конкурента;
— что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные меры со стороны конкурента;
Надо обратить внимание на недобросовестную конкуренцию:
— распространение ложных, неточных или искажённых сведений;
— введение в заблуждение потребителей относительно изготовляемых конкурентами товаров;
— некорректное сравнение товара;
— использование чужой марки или интеллектуальной собственности;
— разглашение научно-технической, производственной, торговой информации без соглашения её владельца;
— подкуп сотрудников;
— продажа товара по демпинговым ценам;
— переманивание сотрудников;
— тайный сговор на торгах;
— махинации с деловой отчётностью;
— физическое уничтожение конкурентов.
Особое место в конкурентной борьбе занимает реклама. Недобросовестной рекламой является реклама,
— дискредитирующая юридические и физические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами;
— содержащая некорректное сравнение рекламируемого товара с другими товарами;
— допускающая высказывания, порочащие достоинство и деловую репутацию конкурентов;
— вводящая в заблуждение потребителей. По ст. 10 Закона Украины о рекламе
1. Недобросовестной рекламой считается реклама, которая вследствие неточности, недостоверности, двузначности, преувеличения, умолчания, нарушений требований относительно времени, места и способа распространения и других требований, предусмотренных законодательством Украины, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, нанести вред лицами государству.
Недобросовестная реклама запрещена.
Приемы и специфические эффекты, цель которых - привлечь внимание или вызвать смех, или другие положительные эмоции и которые при этом не создают неправильного понимания потребителем таких приемов, не считаются недобросовестной рекламой.
2. Решения о признании рекламы недобросовестной принимают государственные органы, в компетенцию которых входят такие полномочия.
Факторами косвенного воздействия являются:
• политическая обстановка;
• международная обстановка;
• экономическая неустойчивость страны деятельности;
• инфляционные процессы в стране деятельности;
• стихийные бедствия;
• научно - технический прогресс.
Внутренние факторы, влияющие на уровень экономического риска, делят на четыре группы:
• стратегия фирмы;
• принципы деятельности фирмы;
• ресурсы и их использование;
• качество и уровень использования маркетинга. Главными внутренними факторами риска являются:
— некомпетентность сотрудников;
— недобросовестность;
— нерадивость;
— утечка конфиденциальной информации;
— качество продукции и услуг.