Налоговые риски желательно рассматривать с двух позиций:
• предпринимателя,
• государства.
Для предпринимателя этот риск связан с возможными изменениями государственной налоговой политики, также с изменением величины налоговых ставок. Уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства, которая в любой момент может привести к изменению налоговых ставок, как правило, в сторону увеличения. Постоянные поправки и дополнения к действующему законодательству лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятельности.
Налоговый риск государства состоит в уменьшении налоговых поступлений, связанных с изменением налогового законодательства и с увеличением налоговых ставок.
Как показывает практика, государство должно устанавливать такие ставки, которые:
• не препятствуют развитию предпринимательства,
• обеспечивают максимальное поступление средств в бюджет. Зависимость поступлений в бюджет от величины ставок налогообложения можно изобразить с помощью кривой Лаффера.
S - сумма поступлений в бюджет
К-налоговая ставка
Эта кривая наглядно показывает, что по мере роста налоговых ставок (К) до значения К0, общая сумма поступлений в бюджет растет. При этом значению Ко соответствует максимальное S0 налоговых поступлений. После прохождения значения К0 последующее увеличение ставок ведет не к увеличению налоговых поступлений, а к их уменьшению. Это происходит в силу того, что дальнейшее увеличение налогов подрывает заинтересованность предпринимателей в дальнейшем наращивании объемов производства и заставляет предпринимателей переносить свой бизнес в государства с более либеральным законодательством.