Покупка основных средств

'

Первоначальная стоимость основных средств

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (новых или бывших в эксплуатации), является сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов). К ним относятся:

суммы, уплачиваемые по договору продавцу, а также деньги, истраченные на доставку и приведение его в состояние, пригодное для использования;

– плата подрядчику за выполненные строительные работы;

суммы, уплачиваемые за консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

– таможенные пошлины и сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств. Случаи включения «входного» НДС в первоначальную стоимость основных средств определены статьей 170 Налогового кодекса РФ;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Приведенный перечень – открытый. А значит, в него можно включить любые затраты, которые непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, которые осуществлены до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Информационные и консультационные услуги

По общему правилу, указанному в пункте 8 ПБУ 6/01, расходы по оплате услуг информационного и консультационного характера, связанные с покупкой основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость. В на

логовом учете такие затраты включают в состав прочих расходов (ст. 264 Налогового кодекса РФ). И в «налоговую» первоначальную стоимость основных средств они не включаются.

Что же это за информационные услуги? Скажем, вы решили приобрести недвижимость. Для этого обратились к риэлтерам. Они занимались поиском подходящего офиса и на выбор организации предоставили несколько вариантов, один из которых подошел. За услуги риэлтеру было уплачено вознаграждение. Его можно включить в первоначальную стоимость недвижимости.

Надо сказать, что поскольку в налоговом учете стоимость информационных услуг списывается на расходы сразу, некоторые специалисты предлагают использовать это для оптимизации налога на прибыль. В частности, предлагают разделить реальную стоимость основных средств на части: непосредственно цену и оплату стоимости информационных услуг. Тогда, во-первых, есть реальная экономия, так как плата за услуги, как мы уже сказали, списывается сразу. Во-вторых, общие затраты на покупку имущества окупятся быстрее – списывать через амортизацию придется меньшую стоимость основного средства.

ПРИМЕР Организация приобрела у компании основное средство за 141 600 руб. (в том числе НДС –

21 600 руб.). Из них стоимость собственного имущества – 82 600 руб. (в том числе НДС – 12 600 руб.),

стоимость консультационных услуг по обслуживанию этого основного средства соответственно –

59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.).

Следовательно, организация сможет сразу списать на расходы 50 000 руб. Оставшиеся 70 000 руб.

будут списаны на расходы в течение срока службы основного средства. Если бы стоимость консульта

ционных услуг не была выделена отдельно, в течение срока полезного использования надо было бы

списывать не 70 000 руб., а 120 000 руб.

Услуги нотариуса

Нередко при покупке основных средств, особенно недвижимости, организации прибегают к услугам нотариуса. В связи с этим возникает вопрос, можно включить суммы, уплаченные за совершение нотариальных действий в первоначальную стоимость основных средств. Тут все зависит от того, для каких целей привлекали нотариуса.

Если такие траты непосредственно связаны с покупкой, то в бухгалтерском учете стоимость услуг нотариуса нужно включить в первоначальную стоимость основного средства. Это следует из пункта 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В налоговом учете данные затраты нужно учесть в составе прочих расходов (ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом расходы на оформление у нотариуса договора купли-продажи основного средства учитывают при налогообложении прибыли только в пределах государственных тарифов на нотариальные услуги.

А вот если, скажем, нотариус удостоверил договор залога имущества при получении кредита на покупку основных средств, то расходы в виде оплаты его услуг в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются.

Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

А плата за нотариальное удостоверение договора залога связаны с оформлением кредита, а не с приобретением основных средств.

Поэтому в бухгалтерском учете такие затраты включают в состав прочих расходов. Аналогично плата за услуги нотариуса учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Такой позиции придерживаются и налоговики (письмо МНС России от 26 февраля 2004 г. № 02-5-11/38@).

Проценты по кредитам

Проценты по кредитам и займам, которые фирма взяла для покупки основных средств, включают в их первоначальную стоимость. Правда речь идет лишь о тех процентах, которые были начислены до того, как объект принят к бухгалтерскому учету. Так предписывает поступать пункт 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15:01). Оно утверждено приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

В налоговом учете действует другое правило. В налоговом же учете проценты, которые начислены по кредитам и займам, взятым для покупки основного средства, относятся к внереализационным расходам (подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ) и его первоначальную стоимость не увеличивают. Из-за этой разницы суммы амортизации объекта в бухучете и для целей налогообложения будут различаться. То есть возникнут и временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02.

ПРИМЕР Организация 15 августа 2007 г. оформила в банке кредит на приобретение объекта основ

ных средств сроком на 6 месяцев под 18 процентов годовых. Сумма кредита 600 000 руб.

17 августа 2007 г. деньги, полученные от банка, перечислены поставщику. Объект основных средств поступил и введен в эксплуатацию в сентябре.

Условиями кредитного договора предусмотрена ежемесячная уплата процентов. Срок возврата кредита 17 февраля 2008 года.

Бухгалтерские проводки по данной операции будут выглядеть следующим образом:

17 августа 2007 года:

ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

– 600 000 руб. – получен банковский кредит;

ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»

– 600 000 руб. – перечислен аванс поставщику.

За период с 17 по 31 августа начислены проценты за пользование кредитом в сумме 4142 руб. (600 000 руб. ? (18 : 365 дн. ? 14 дн.)) : 100:

ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

– 4142 руб. – начислены проценты за кредит за август;

ДЕБЕТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»

– 4142 руб. – перечислены банку проценты за кредит за август в соответствии с кредитным договором.

4 сентября 2007 года:

Получен объект основных средств от поставщика. За период с 1-го по 4-е сентября необходимо начислить проценты за кредит.

ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

– 1184 руб. (600 000 руб. ? (18 : 365 дн. ? 4)) : 100 – начислены проценты по кредиту с начала сентября до момента получения объекта основных средств;

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 513 801 руб. (600 000 – 91 525 + 4142 + 1184) – получен объект основных средств от поставщика;

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 91 525 руб. – отражен НДС по приобретенному объекту основных средств.

15 сентября 2007 года:

Объект основных средств введен в эксплуатацию. За период с 5-го сентября до 15-го нужно начислить проценты и включить их в состав фактических затрат по его приобретению.

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

– 3255 руб. (600 000 руб. ? (18 : 365 дн. ? 11 дн.)):100 – начислены проценты по кредиту со дня получения объекта и до момента ввода его в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы»

– 517 801 руб. (513 056 + 3255) – объект основных средств введен в эксплуатацию с первоначальной стоимостью, которая включает в себя проценты по кредиту, начисленные с момента получения объекта до даты ввода его в эксплуатацию.

«Налоговая» стоимость основных средств будет равна 513 859 руб. Сумма процентов, которые были начислены до ввода основного средства в эксплуатацию, будут включены в налоговые внереализационные расходы организации, на прочие бухгалтерские. Для упрощения примера далее налоговый учет процентов рассматривать в данном примере не будем.

После того, как объект введен в эксплуатацию и будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, а также от поставщика получен счет-фактура, «входной» НДС может быть принят к вычету:

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

– 91 525 руб. – принят НДС к вычету, так как объект основных средств введен в эксплуатацию.

Проценты за кредит, начисленные за вторую половину сентября, отражаются следующей бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

– 4438 руб. (600 000 руб. ? (18 : 365 дн. ? 15 дн.)) : 100 – начислены проценты за кредит с 16-го до 30-го сентября;

С октября по январь включительно проценты за кредит будут начисляться условно в одной и той же сумме и отражаться следующей бухгалтерской записью:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

– 8820 руб. (600 000 руб. ? (18 : 365 дн. ? 30 дн. (условно))) : 100 – начислены проценты по кредиту с октября по январь;

ДЕБЕТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»

– 8876 руб. – перечислены банку проценты за пользование кредитом.

А за февраль 2008 года сумма процентов составляет 5100 руб. (600 000 руб. ? (18 : 365 дн. ? ? 17 дн.)) : 100. Начисление и перечисление данной суммы отражается аналогичными бухгалтерскими проводками. Одновременно 17 февраля 2008 г. в соответствии с кредитным договором возвращается банку вся сумма кредита. Эта операция отражается следующей проводкой:

ДЕБЕТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»

– 600 000 руб. – погашение задолженности по кредиту.

Расходы по госрегистрации основных средств

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции (ст. 131 Гражданского кодекса РФ). В свою очередь статья 219 Гражданского кодекса РФ настаивает: право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Владельцу выдается свидетельство о государственной регистрации прав.

Если недвижимость приобретается по договору купли-продажи, объект, переход права собственности на который связан с государственной регистрацией, нужно помнить о расхождениях правил бухгалтерского и налогового учета этого объекта.

Согласно пункту 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств.

Из пункта 52 Методических указаний по учету основных средств следует, что незарегистрированные объекты недвижимости учитываются в качестве капитальных вложений. Следовательно, нормы ПБУ 6/01 к указанным объектам не могут быть применены.

В бухгалтерском учете объект будет учтен на счете 01 в качестве объекта основных средств после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности.

В налоговом учете пункт 8 статьи 258 Налогового кодекса РФ определяет: основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Таким образом, момент, в который приобретенный объект может быть учтен в качестве основного средства, в налоговом и бухгалтерском учете не совпадают.

'
Razno.ru