Из истории центральных банков
В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых и серебряных) денег банки выступали преимущественно в роли простых посредников в осуществлении торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего их числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды властей. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладавшие значительным состоянием и внушавшие доверие конкретные банкиры (банкирские дома). Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как одного из органов государственного (общественно организованного) управления и надзора чревато глубокими потрясениями и неоправданными потерями.
В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX — начала XX в. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании — с 1874 г., Федеральная резервная система США (ФРС) — с 1913 г. Государственный (центральный) банк России был учрежден в 1860 г. Однако самые первые центральные банки возникли значительно раньше: шведский Риксбанк — в 1668 г., Банк Англии — в 1694 г., Банк Финляндии — в 1811 г.
Совсем недавно (по историческим меркам) был учрежден центральный банк Турции; это произошло лишь в 1930 г. Народный банк Китая был создан в 1948 г., хотя полностью функции центрального банка ему были поручены только в 1983 г.
Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк. В свою очередь, необходимость создания двухуровневой системы банков была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивают элементы нижнего уровня — коммерческие банки и иные кредитные организации; с другой стороны, указанные отношения необходимо регулировать (осуществлять целенаправленное воздействие и контроль), а это обстоятельство требует, в частности, особого института в виде центрального банка.
История доказала, что централизация и общественно организованный контроль служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела, через которое в свое время проходили все страны, из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносило дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику. Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области.
Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих стран, у него могут быть и другие акционеры — коммерческие банки и иные финансовые институты. Центральные банки по сравнению с коммерческими стали скромными по масштабам капиталов и балансов, а их функции и методы воздействия на банковскую систему постоянно модифицируются. Вместе с тем сущность названных банков остается в принципе неизменной и заключается в посредничестве между обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования денежного компонента экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и банка.
Функции и задачи центрального банка
Долгий опыт функционирования множества центральных банков стран мира позволил в целом неплохо выявить выполняемые ими функции и задачи, хотя определенные разночтения в их толковании разными специалистами сохраняются. Последнее, впрочем, в определенной мере является следствием применения не всегда согласованных терминов.
В наших банковских законах и частично в литературе вместо «функций» пишут «задачи», и наоборот. Это вносит в вопрос ненужную путаницу. На деле под функциями следует понимать объективно обусловленные постоянные цели, которые центральный банк должен преследовать, а под задачами — тот набор конкретных проблем, решение которых в совокупности и будет означать достижение указанных целевых функций. Первые отвечают на вопрос «для чего делается?», а вторые — «что именно делается?».
Функциями всякого национального центрального банка можно назвать:
• обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;
• обеспечение формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).
Это по сути как раз то, что в ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ обозначено как цели деятельности Банка России. Кстати, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 75) защита и обеспечение устойчивости рубля названы основной и исключительной функцией Центрального банка.
Первейшая обязанность центрального банка в рыночной экономике — защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно — нормально-му экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное — господствующие и еще только складывающиеся на данных рынках тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованную денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.
Денежную и кредитную политику в их ключевых моментах нельзя делегировать никому: единая денежная система требует единой денежной и кредитной политики, а значит, вырабатываться они должны в центре. В центре должны приниматься решения, касающиеся исполнения денежной и кредитной политики. В то же время механизмы их исполнения в разумной мере могут быть децентрализованными, что немаловажно для таких больших стран, как Россия.
Чтобы вырабатывать денежную и кредитную политику и играть ведущую роль в их практической реализации, центр должен быть крайне ответственным и располагать необходимыми полномочиями. Для любых функций и задач, которые ставятся перед центральным банком, должны быть предусмотрены хорошо продуманные средства их выполнения. При этом нельзя возлагать на центральный банк задачи, которые бы противоречили его первичным функциям и той ответственности, которая из них следует.
По названному выше Закону (ст. 4) Банк России выполняет следующие задачи (в тексте Закона по ошибке названные функциями): 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) монопольно эмитирует наличные деньги и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование; 4) устанавливает правила проведения расчетов (платежей) в стране; 5) устанавливает правила проведения банковских операций; 6) обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено в федеральных законах); 7) управляет находящимися у него золотовалютными резервами; 8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9) надзирает за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; 11) самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций (сделок), необходимых для выполнения его функций ; 12) организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль; 13) определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ; 15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление такого баланса; 17) устанавливает порядок и условия деятельности валютных бирж по организации операций покупки и продажи иностранной валюты, выдает, приостанавливает и отзывает разрешения валютным биржам на организацию операций покупки и продажи иностранной валюты; 18) анализирует и прогнозирует состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 19) компенсирует физическим лицам их вклады в банках, признанных банкротами, но не участвующих в системе страхования вкладов в банках РФ.
Эта формулировка (функция, необходимая для выполнения функций) как раз и показывает, что данный термин в Законе используется некорректно.
Примерно аналогичный перечень задач стоит перед каждым центральным банком. Известным обобщением содержания всех этих задач (не функций), попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка как единого эмиссионного центра страны, банка правительства, банка банков и т.п.
Основные инструменты денежной и кредитной политики центральных банков
Чтобы центральный банк мог хорошо выполнять свои функции и задачи, проводить в жизнь выработанную (часто вместе с правительством) денежную и кредитную политику, ему нужны не только ответственность и полномочия, но также определенные инструменты (методы, способы, приемы, технологии).
К числу таких инструментов, применяемых центральными банками, принято относить, в частности: проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами (преимущественно с государственными); проведение интервенций на валютном рынке; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (тар-гетирование); рефинансирование коммерческих банков (выдача им кредитов), изменение соответствующих процентных ставок и иных условий рефинансирования; резервирование (депонирование) банками части привлеченных ими средств в центральном банке, изменение норм и других параметров такого резервирования; прием временно свободных денег банков в депозиты, изменение соответствующей процентной ставки и других условий таких депозитных операций; установление для банков обязательных и расчетных экономических нормативов деятельности; прямые количественные ограничения (установление пределов процентных ставок и их периодическое «замораживание», прямое ограничение объемов кредитования, регулирование конкретных видов кредита для стимулирования или сдерживания определенных видов производства).
Различные комбинации перечисленных инструментов позволяют центральному банку в зависимости от экономической стратегии государства на том или ином этапе проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег, имея в виду посредством соответствующей политики добиваться понижения или повышения деловой активности участников экономического процесса. Решающим при этом является воздействие на кредитотворческую способность банков. Все перечисленные инструменты могут быть эффективными только в том случае, если они внутренне не противоречат друг другу и применяются в тесной увязке с бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной политикой государства и при опоре на хорошо отработанное законодательство.
Указанные инструменты приспособлены для выполнения центральным банком только его первой целевой функции, которую коротко можно интерпретировать как функцию регулирования денежного обращения в стране.
Вопрос инструментария, потребного для выполнения центральным банком его другой целевой функции — обеспечения формирования и эффективного развития самой банковской системы, должен быть поставлен отдельно (см., в частности, § 3.2 учебника). Пока же следует отметить, что каждая из названных двух основных функций требует собственного набора инструментов. Если у центрального банка имеются только инструменты денежной и кредитной политики, то условно можно считать, что он располагает только половиной необходимого инструментария.
О независимом статусе центрального банка
В мировой банковской науке и практике и в политических кругах проявляется большой интерес к проблеме независимости центральных банков. Причины такого интереса в каждой стране различны, но есть и общая — необходимость найти для центральных банков такое место в структурах государственной власти и в самой банковской системе и соответственно предоставить такие полномочия, которые бы позволяли им наиболее эффективно выполнять возложенные на них функции и задачи с учетом изменений, происходящих в каждой из стран и в мире в целом.
По степени независимости центральные банки классифицируются в литературе по различным критериям, среди которых выделяются следующие: участие государства в капитале центрального банка и в распределений его прибыли; степень отражения в законодательстве функций (целей) и задач центрального банка, используемого для их решения инструментария; процедура назначения (выбора) руководства банка; формы и методы контроля за деятельностью центрального банка со стороны государства и общества; наличие у государства (исполнительных органов власти) права вмешиваться в денежную и кредитную политику; наличие у центрального банка права или обязанности прямо или косвенно финансировать государственные расходы.
Анализ ситуации в соответствии с этими и другими критериями показывает, что статус и степень независимости (декларируемая в законах и реальная) центральных банков в разных странах весьма различны, причем такие различия, как правило, обоснованны и объяснимы, отвечают традициям и текущим обстоятельствам соответствующих стран. Другими словами, в этом вопросе не следует искать универсальных стандартов, которые бы устраивали все (многие) страны.
Так, с точки зрения собственности на капитал центральные банки могут быть полностью государственными (например, в Великобритании, Германии, Франции, Канаде, России); акционерными (в США); смешанными, когда государству принадлежит только часть капитала (в Японии и Бельгии). Всякие попытки разделить эти варианты на «правильные» и «неправильные», «хорошие» и «плохие» безосновательны. Для каждой страны «правильным» будет тот вариант, который подходит ей, отвечает ее традициям и условиям (при этом другая страна может воспринимать его как «неправильный»).
В любом случае между центральным банком и государством (правительством) обязательны тесные связи уже в силу того, что они действуют на одном экономическом пространстве и экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования с финансовой политикой центрального банка. Более того, в долгосрочном плане политика центрального банка, как представляется, должна следовать приоритетам макроэкономического курса правительства.
Таким образом, с одной стороны, центральный банк и правительство в силу природы своей деятельности обречены на тесное сотрудничество, согласование своих политик и практических действий. С другой стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично влиять на политику центрального банка, предписывать ему какую-либо политику, потому что в этом случае центральный банк утратит свою самостоятельность и будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него специфические функции и задачи. Следовательно, для эффективной деятельности центральному банку в любом случае необходима существенная степень независимости от исполнительной власти. Это особенно важно для ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита; для сдерживания попыток правительства отдавать предпочтение краткосрочным хозяйственно-политическим целям в ущерб целям стратегическим, долгосрочным. С профессиональной точки зрения здесь важна ясность в том, в каких именно вопросах и до каких пределов центральный банк может быть действительно независимым (не может не быть независимым), а в каких вопросах его независимость была бы нежелательна или просто неуместна.
Можно ли зафиксировать «порог», ниже которого независимость центрального банка спускаться не должна? Видимо, следует согласиться с бывшим заместителем председателя Совета управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), т.е. центрального банка США, А.С. Блиндером, который, определяя понятие «независимость ЦБ», выделил следующие его минимально необходимые параметры.
• свобода выбора путей и инструментов (механизмов) достижения целей денежно-кредитной политики, которые определяют политические и государственные структуры, прежде всего законодательные органы власти, что предполагает, с одной стороны, постановку перед ЦБ детально разработанных целей, а с другой — наличие у него возможностей действовать по выработанным правилам в течение достаточно длительного промежутка времени (влияние той или иной финансовой политики на показатели производственной деятельности и на состояние самих финансов проявляется после определенного временного лага);
• ограничение возможностей других государственных структур решать проблемы, относящиеся к компетенции ЦБ;
• разумная независимость политики ЦБ от финансовых рынков, точнее, от влияния конъюнктурных колебаний индикаторов финансовых рынков; руководители ЦБ часто поддаются искушению «следовать за рынком», но это практически никогда не оправдывает себя и ведет лишь к новым проблемам.
Однако упомянутая выше мера существенной самостоятельности центрального банка по определенному кругу вопросов не является универсальной константой. В каждой стране она индивидуальна и непостоянна и формируется в ходе взаимоотношений с целым рядом других государственных органов. Здесь принципиально важно, чтобы были законодательно закреплены, с одной стороны, полномочия исполнительных органов власти по отношению к центральному банку, а с другой — право последнего на самостоятельное мнение по ясно обозначенному кругу вопросов и право на отстаивание такого мнения законными способами. Например, в США ни президент, ни Верховный суд в соответствии с законом не могут отменять решения Комитета по операциям на открытом рынке ФРС. Подобные механизмы (там, где они имеются) обеспечивают иммунитет центральных банков против пересмотра принятых ими решений. Без такого защитного механизма центральные банки не могут обладать реальной независимостью. Их деятельность не должна подвергаться пересмотру до тех пор, пока не будут приняты соответствующие решения высших законодательных органов.
Важным показателем уровня независимого статуса и одновременно условием эффективной работы центрального банка вместе с правительством в интересах общества считаются применяющиеся способы контроля за его деятельностью. Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии.
Анализ деятельности центральных банков выявляет трудную тенденцию усиления их разумной независимости (не путать с вседозволенностью) от государственных управленческих органов.
Следует также иметь в виду, что центральные банки не только регулируют денежное обращение и деятельность кредитных организаций, но также оказывают им и государственным органам, а нередко и другим субъектам экономики самые разнообразные услуги, в том числе на платной основе. При осуществлении данной деятельности центральных банков разных стран также наблюдается большое разнообразие в подходах и способах.