План финансового оздоровления банка

Разработка плана финансового оздоровления банка

Разработка такого плана регламентирована главным образом в документе ЦБ «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» (письмо от 30 апреля 1997 г. № 443). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя три части.

Часть 1. Оценка ситуации в банке

Эта часть документа, занимающая в нем непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную информацию о банке.

1. Такие общие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование ТУ ЦБ, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; фамилии, имена и отчества, телефоны, факсы членов органов управления банком.

2. Также общие сведения о статусе банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% УК банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом участнике, владеющем более 20% УК); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в УК; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, Других организаций, холдингов и финансово-промышленных групп (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.

3. Описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (фамилия, имя, отчество, возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, доля в УК банка).

4. Характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).

5. Общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии).

6. Анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка, круг его клиентуры, проводимые им операции, возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).

7. Изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).

Для демонстрации динамики развития банка представляются его годовые балансы за последние пять лет (если банк существует менее пяти лет, то за все годы его функционирования).

8. Нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она должна включать в себя гигантскую по объему отчетность, предусмотренную в разделе 6 Инструкции ЦБ № 84 (в дополнение к обычной отчетности).

Часть 2. Мероприятия, направленные на оздоровление банка

Целью таких мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе. Здесь необходимо конкретно отразить такие вопросы, как:

1) способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;

2) сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);

3) источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);

4) возможности и способы реализации имущества и других активов;

5) прочие мероприятия, среди которых могут быть, например: изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления; повышение надежности внутреннего контроля; использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.); привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Должны быть назначены ответственные исполнители, календарные сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также доходность, которую они должны обеспечить.

Часть 3. Результаты санирования

Под результатами финансового оздоровления банка понимаются ориентировочные показатели, планируемые: на конец каждого квартала в период санации; на момент завершения санации. Имеются в виду показатели, отражающие: динамику выполнения банком обязательных нормативов; изменение объема собственного капитала банка; изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.

Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники ТУ Банка России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его утверждение (см. далее).

Временная администрация по управлению проблемным банком

Как уже отмечалось в начале настоящей главы, одной из мер предупреждения банкротства банка может быть назначение временной администрации, которая и будет управлять банком в течение определенного времени (может быть еще временная администрация, назначаемая в банк, у которого отозвана лицензия, но этот случай здесь не рассматривается). Нормативные положения о временной администрации по управлению проблемным банком содержатся в законах «О Центральном банке РФ» и «О несостоятельности... кредитной организации», а также в Положении ЦБ «О временной администрации по управлению кредитной организацией» от 26 ноября 2003 г. № 241-П (Положение во многом дублирует нормы названных законов).

Из Закона «О Центральном банке РФ»

Ст.74.(...)

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушении, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией... операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

(...)

2) потребовать от кредитной организации: осуществить мероприятия с целью финансового оздоровления кредитной организации, в том числе изменить структуру ее активов; заменить руководителей кредитной организации... реорганизовать кредитную организацию;

(...)

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними нормативных актах Банка России;

(...)

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Ст. 75. Банк России... анализирует деятельность кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные в ст. 74 настоящего... Закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия с целью финансового оздоровления кредитной организации.

Гораздо подробнее регламентируются вопросы временной администрации во втором из названных законов.

Из Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Ст. 16. Временная администрация

1. Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией (КО), назначаемым Банком России в порядке, установленном в настоящем... Законе и нормативных актах Банка России.

2. Временная администрация действует в соответствии с настоящим... Законом, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.

3. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов КО актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены в настоящем... Законе.

Ст. 18. Срок действия временной администрации 1. Временная администрация назначается... на срок не более 6 месяцев. 3. Если к моменту окончания установленного в настоящем... Законе срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные в настоящем... Законе, то временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у КО лицензии...

с.)

Ст. 19. Руководитель временной администрации

1. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России...

2. Состав временной администрации определяется приказом Банка России. Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство страхования вкладов»... могут включаться ее служащие.

3. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов КО действует от имени КО без доверенности.

Ст. 21. Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов КО

1. В случае ограничения полномочий исполнительных органов КО временная администрация осуществляет следующие функции:

— проводит обследование КО;

— устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии... предусмотренных в ст. 20 ... Закона «О банках и банковской деятельности»;

— участвует в разработке мероприятий финансового оздоровления КО и контролирует их реализацию;

— контролирует распоряжение имуществом КО в пределах, установленных в настоящей статье;

— иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в п. 1... функций временная администрация:

— получает от органов управления КО необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности КО;

— дает согласие на совершение органами управления КО сделок, указанных в п. 3 настоящей статьи;

— обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управлелия КО, если они противодействуют осуществлению функций временной администрации либо если это необходимо для осуществления мер предупреждения банкротства КО.

3. Органы управления КО вправе только с согласия временной администрации совершать сделки:

— связанные с передачей недвижимого имущества КО в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в УК третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

— связанные с распоряжением иным имуществом КО, балансовая стоимость которого составляет более 1 % балансовой стоимости активов КО, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

— с заинтересованными или аффилированными в отношении КО лицами либо с лицами, в отношении которых заинтересованным лицом является КО, либо с лицами, в отношении которых КО имеет возможность прямо или косвенно... оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами, которые имеют возможность прямо или косвенно... оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления КО.

Ст. 22. Функции временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов КО

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО временная администрация осуществляет следующие функции:

— реализует полномочия исполнительных органов КО;

— проводит обследование КО;

— устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии... предусмотренных в ст. 20 ... Закона «О банках и банковской деятельности»;

— разрабатывает мероприятия финансового оздоровления КО, организует и контролирует их исполнение;

— принимает меры к обеспечению сохранности имущества и документации КО;

— устанавливает кредиторов КО и размеры их денежных требований;

— принимает меры к взысканию задолженности перед КО;

— обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов КО;

— иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в п. 1... функций временная администрация:

— получает от руководителя, других работников КО, а также иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности КО;

— предъявляет от имени КО иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;

— назначает представителей временной администрации в филиалы КО, а также в органы управления ее дочерних организаций;

— согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) КО или общего собрания ее... участников, за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных в п. 3 настоящей статьи;

— вправе отстранить членов исполнительных органов КО от работы (освободить от за-нимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы.___________________

— вправе собирать собрание... участников КО в порядке, установленном в федеральных законах;

— вправе обращаться от имени КО в суд с требованием о привлечении к ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета)... единоличного исполнительного органа... (директора, генерального директора) и/или членов коллегиального исполнительного органа КО (правления, дирекции), если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены в федеральных законах;

— обращается от имени КО в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения временной администрации, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в ст. 28 настоящего... Закона;

— имеет беспрепятственный доступ во все помещения КО;

— вправе при необходимости опечатывать помещения КО.

3. Временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) КО или общего собрания ее... участников в пределах их компетенции, установленной в федеральных законах и учредительных документах КО, совершать сделки, связанные:

— с передачей недвижимого имущества КО в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в УК третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

— с распоряжением иным имуществом КО, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов КО, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.

4. Совет директоров (наблюдательный совет) КО или общее собрание ее... участников в пределах их компетенции, установленной в федеральных законах и учредительных документах КО, вправе расширить полномочия временной администрации по распоряжению имуществом КО.

Ст. 23. Последствия приостановления полномочий исполнительных органов КО на период деятельности временной администрации

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО на период дея^ тельности временной администрации:

— исполнительные органы КО не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции в федеральных законах и учредительных документах КО;

— решения иных органов управления КО вступают в силу после их согласования с временной администрацией.

2. Исполнительные органы КО в случае приостановления их полномочий на период деятельности временной администрации не позднее дня, следующего за днем назначения временной администрации, обязаны передать ей печати и штампы КО, а в сроки, согласованные с временной администрацией, — бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности КО.

3. Воспрепятствование со стороны руководителей, других работников КО и иных лиц осуществлению функций временной администрации (в том числе воспрепятствование доступу в помещения КО, доступу к ее документации и иным носителям информации, отказ от передачи документов, печатей) является основанием для применения Банком России в порядке надзора мер, предусмотренных в федеральном законе, а также влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.

4. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО на период деятельности временной администрации единоличный исполнительный орган КО, имевший право до назначения временной администрации действовать от имени КО без доверенности, вправе представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Банка России о назначении временной администрации...

Ст. 26. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов КО

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО и при наличии основания, предусмотренного в подп. 1 п. 1 ст. 17 настоящего... Закона, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов КО... на срок не более 3-х месяцев.

Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности выполнения обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации.

с.)

Ст. 27. Отказ от исполнения договора КО

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов КО с момента назначения временной администрации вправе отказаться от исполнения договора КО в порядке, предусмотренном в... Законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Ст. 28. Недействительность сделок КО

1. Сделка КО, совершенная ею до момента назначения временной администрации, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным в федеральном законе.

2. Сделка, совершенная кредитной организацией в течение 3-х лет, предшествовавших назначению временной администрации, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации или кредитора КО в случаях, если цена указанной сделки и иные условия существенно в худшую для КО сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.

Ст. 29. Расходы временной администрации

Расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет КО.

Смету расходов временной администрации утверждает Банк России.

с.)

Ст. 30. Отчет временной администрации

Временная администрация отчитывается перед Банком России в порядке, установленном в нормативных актах Банка России.

Ст. 31. Прекращение деятельности временной администрации

1. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

— в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

— после вынесения арбитражным судом решения о признании КО банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора;

— по другим основаниям, предусмотренным в настоящем... Законе и нормативных актах Банка России.

2. В случае признания КО банкротом или принятия решения о принудительной ликви-дации временная администрация не позднее чем через 3 дня после дня вынесения арбит-

ражным судом решения о признании КО банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать ему печати и штамм-пы КО, а в срок, не превышающий 10 дней, — бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов КО, материальные и иные ценности КО, принятые от исполнительных органов КО в соответствии с п. 2 ст. 23 настоящего... Закона.

Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливается в нормативных актах Банка России.

3. Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет восстановление полномочий исполнительных органов КО.

Полномочия руководителей КО, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации, если руководители КО не освобождены от них в I соответствии с законодательством РФ о труде.______________________________________

Необходимо иметь в виду также ряд требований, отсутствующих в законах, но включенных в Положение ЦБ № 241. Имеются в виду отдельные требования, содержащиеся в следующих главах Положения: Глава 1. Общие положения; Глава 3. Порядок назначения временной администрации; Глава 4. Состав временной администрации; Глава 8. Условия работы и техническое оснащение временной администрации; Глава 9. Порядок начала работы временной администрации; Глава 11. Представитель временной администрации; Глава 12. Прием и передача печатей (штампов) кредитной организации. Изготовление и использование печати временной администрации; Глава 13. Прием и передача документации кредитной организации; Глава 14. Ревизия банкнот, монет и иных ценностей кредитной организации. Инвентаризация основных средств и материальных активов кредитной организации; Глава 15. Особенности подписания и принятия к исполнению документов кредитной организации; Глава 16, Представление карточек с образцами подписей и оттиска печати; Глава 17. Оформление документов на проведение кредитной организацией операций при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; Глава 18. Расходы временной администрации; Глава 21. Прекращение деятельности временной администрации; Глава 22. Восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также в приложении 2 к Положению «Перечень документации кредитной организации, подлежащей приему-передаче при назначении временной администрации и прекращении ее деятельности».

Рассмотрение плана санации

в территориальном учреждении Банка России

Процедура рассмотрения в ТУ ЦБ представляемых банками планов санации изложена в разделе 5 Инструкции № 84 и в Указании от 13 ноября 1997 г. № 18-У, содержащем «Методические рекомендации о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации». Эта сложная процедура состоит из следующих моментов.

Процедурный аспект рассмотрения плана санации

1. План должен содержать полный пакет документов в соответствии с письмом Банка России «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» от 30 апреля 1997 г. № 443. Если представленной пакет

документов не соответствует установленным требованиям, то ТУ ЦБ вправе потребовать от банка привести его в соответствие с такими требованиями.

ТУ вправе потребовать от банка представить аудиторское заключение о реальности плана. Если в самом требовании Банка России о финансовом оздоровлении банка уже было предписано представить аудиторское заключение, то план не будет принят без такого заключения.

2. В срок не более десяти дней с момента представления плана ТУ должно его рассмотреть и подготовить свое мотивированное заключение по нему. Заключение готовится в соответствии с Указанием № 18. В нем должен содержаться вывод либо о признании плана реальным, либо требующим доработки, либо нереальным. Заключение ТУ вместе с планом направляется в центральный аппарат Банка России.

3. В срок не более пяти рабочих дней с момента подготовки положительного в целом заключения по плану ТУ должно направить банку требование о начале реализации плана с учетом необходимой его доработки. Указанное требование (примерное) составляется по форме приложения 4 к Инструкции № 84.

4. Направление плана на доработку допускается только при условии, если по предварительным оценкам ТУ банк имеет реальные возможности восстановить ликвидность и платежеспособность либо устранить иные причины, вызвавшие необходимость санирования.

При направлении плана на доработку ТУ вправе направить в Банк России ходатайство о назначении временной администрации и об ограничении или приостановлении полномочий исполнительных органов управления банком. Одновременно с указанным ходатайством представляются план санирования и заключение ТУ о необходимости его доработки.

Срок рассмотрения территориальным учреждением доработанного плана не может превышать 10 дней с момента его представления. Повторное направление плана на доработку не допускается.

5. По итогам рассмотрения плана (в том числе доработанного) ТУ вправе подготовить отрицательное заключение, признав его нереальным. В таком случае готовится либо требование о реорганизации банка, либо, если для этого имеются достаточные основания, ходатайство об отзыве у банка лицензии.

Если нереальным признан план санации, разработанный временной администрацией по управлению банком или с ее участием, то независимо от позиции руководителя временной администрации ТУ при наличии оснований, предусмотренных в ст. 20 Закона о банках, направляет в Банк России ходатайство об отзыве у банка лицензии.

6. Если в период рассмотрения плана санации банка в Банк России поступили запрос арбитражного суда или заявления лиц, указанных в подп. 2, 3 п. 1 ст. 50.4 Закона «О несостоятельности... кредитных организаций» об отзыве у банка лицензии, то: ТУ вправе представить в Банк России заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, если оно признало его план оздоровления реальным (к такому заключению прилагаются сам план и заключение о его реальности); в случае признания плана нереальным ТУ должно подготовить ходатайство об отзыве у банка лицензии. Направление плана на доработку не допускается.

Содержательный аспект рассмотрения плана санации

Планы санации банков рассматриваются в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (Указание ЦБ № 18). Специалисты ТУ ЦБ должны установить реальное финансовое положение банка, затем оценить реальность мероприятий, предусмотренных в плане санации, и йа этой основе определить возможности восстановления банком платежеспособности и ликвидности.

Установление реального финансового положения банка начинается с выяснения того, имеется ли у него недостаток собственного капитала и ликвидных активов и в каких размерах. Для этого показатели деятельности банка группируются определенным образом, образуя так назывемый расчетный баланс (см. приложение 1 к Указанию № 18), который, как считается, позволяет адекватно отразить результаты оценки его активов и пассивов.

Для определения недостатка собственного капитала прежде всего рассчитывается сумма, необходимая для покрытия потерь (обесценения) активов, устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (к примеру, не начисленная задолженность перед бюджетами, кредиторами и вкладчиками), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определяется путем оценки стоимости всех активов банка в особом порядке (см. приложение 2 к Указанию № 18). Если будет установлено, что расчетная стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли банка уменьшаются на сумму разницы, и наоборот. Таким же образом поступают с выявленными, но не учтенными в балансе обязательствами и с не выполненными внебалансовыми обязательствами банка.

В итоге недостаток капитала определяется как разница между величиной собственного капитала, минимально необходимой для выполнения экономических нормативов, и величиной собственного капитала, фактически имеющейся у банка (обе величины — из расчетного баланса).

Для определения недостатка у банка ликвидных средств на основе данных расчетного баланса находят разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами. К найденному значению прибавляют суммы недовзноса обязательных резервов, обязательств, не учтенных в балансе, и не выполненных внебалансовых обязательств.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности банка в результате выполнения запланированных санационных мер сначала проверяют соответствие этих мер требованиям законодательства и нормативных актов Банка России, а затем они оцениваются с точки зрения времени, необходимого для их выполнения, и с точки зрения того, в какой мере их реализация сможет помочь восстановлению платежеспособности и ликвидности банка.

Последний момент — самый сложный. Так, при оценке мер, в которых собираются принимать участие учредители (участники), кредиторы и третьи лица, будет тщательно выясняться, имеются ли у банка надлежащим образом оформленные договоры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц. Если в плане санации предусматривается внесение этими лицами денег в УК или оказание финансовой помощи банку, то непременно будет анализироваться финансовое положение таких потенциальных инвесторов (санаторов) за период не менее двух лет, в частности, достаточно ли у них чистых активов, какими остатками на

банковских счетах они располагают, достаточно ли ликвидны их балансы и т.д. В результате такого анализа определяется, сможет ли инвестор на самом деле вывести обещанные им средства из своего оборота на необходимый для санации срок.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций банка, будет внимательно изучено, какие он имеет технические и финансовые возможности развивать доходные операции и позволяет ли сделать это ситуация на рынках, и т.п.

Все санационные мероприятия, включенные в план, оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности банка на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными в утвержденном плане санации.

В зависимости от результатов оценки плана санации ТУ должно сделать соответствующий вывод и принять решение либо о продолжении санации банка, либо о применении к нему мер надзорного реагирования вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у него лицензии. Пример оценки реальности плана санации банка см. в приложении 3 к Указанию ЦБ № 18.

Контроль за ходом санации банка

Порядок установления и ведения контроля предписан в разделе 6 Инструкции № 84. Особое внимание здесь следует обратить на такие пункты.

1. ТУ ЦБ особо контролирует деятельность банка с момента предъявления ему требования о санировании либо с момента принятия органами управления банком решения о самостоятельном проведении санации. Это означает, в частности: в период до подготовки заключения по плану санации ТУ устанавливает контроль за изменением финансового состояния банка на основании отчетности, представляемой самим банком; в дополнение к обычной отчетности банк начинает еженедельно представлять в ТУ оборотную ведомость по ф. 101 (приводятся остатки на счетах на конец последнего рабочего дня недели с указанием оборотов за отчетный период) и отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по ф. 311; ТУ вправе для анализа динамики финансового состояния банка требовать представления отдельных форм отчетности на ежедневной основе, в том числе не указанные в предыдущем пункте.

2. С момента, как подготовлено заключение, признающее план санации реальным (либо требующим доработки), ТУ начинает контролировать ход санации, а именно соблюдение календарных сроков выполнения мер, предусмотренных в плане, и достижение планируемых (ожидаемых) результатов от их реализации. Ход выполнения плана (отдельных мер) оценивается на основании количественных и качественных показателей, отражающих степень выполнения (невыполнения) банком ежемесячных ориентиров деятельности, достижение которых планируется (ожидается) в результате проведения санационных мер.

3. С момента, как банку предъявлено требование о санировании, он должен представлять в ТУ Банка России: еженедельно — отчетность по формам и в сроки, указанные выше, ТУ вправе установить банку индивидуальные сроки представления такой отчетности; ежемесячно,— отчет о выполнении плана санации. Отчет должен.представ-ляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (если ТУ не назначит

иной срок), и содержать: отчет о соблюдении сроков и достижении ожидаемого эффекта от мер, реализация которых планировалась в отчетном периоде (с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мер, предусмотренных в плане); расчетный баланс банка с указанием динамики активов и пассивов за отчетный период с пояснительной запиской, содержащей расшифровку балансовых корректировок.

4. В период контроля за ходом санации ТУ при необходимости проводит внеплановые проверки деятельности банка.

5. На основании анализа получаемой информации ТУ должно подготовить заключение о выполнении плана санации банка. Если финансовое состояние санируемого банка ухудшается или если план санации выполняется не в полном объеме либо с нарушением установленных сроков, то ТУ вправе предъявить банку требование о доработке плана либо о его безусловном выполнении.

6. Заключение ТУ о ходе выполнения плана санации банка представляется в центральный аппарат Банка России ежемесячно (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) с приложением расчетного баланса банка, составляемого территориальным учреждением, и отчета о выполнении плана санации.

Мораторий как инструмент санации банков

Поскольку гибель банка может принести тяжелейший вред как частным, так и публичным интересам, то по отношению к проблемным банкам должны применяться и такие инструменты предупреждения банкротства, которые нередко воспринимаются участниками банков и/или кредиторами как наносящие вред их правам и интересам. Одним из таких инструментов является мораторий на удовлетворение требований кредиторов банков.

Мораторий (от лат. moratorius — замедляющий, отсрочивающий) — отсрочка исполнения обязательств (обязанностей), устанавливаемая на определенный срок или до окончания каких-либо чрезвычайных событий. Распространяется на все обязательства (общий мораторий) или только на некоторые их виды или на отдельные категории должников.

Значение моратория на удовлетворение требований кредиторов состоит в том, чтобы использовать средства, полученные в период разрешенного законом временного неисполнения требований кредиторов на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника и, как следствие, на удовлетворение в 'будущем требований кредиторов.

Мораторий означает вмешательство государства в сферу частноправовых отношений должника и его кредиторов. Введение моратория свидетельствует о том, что эти отношения утратили баланс, который можно восстановить обычными мерами судебной защиты. Следствием введения моратория является ограничение прав как учредителей (участников), так и кредиторов должника.

В нашей стране институт моратория впервые был введен Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». При этом мораторий вводился при осуществлении процедуры внешнего управления и распространялся на все требования кредиторов к должнику независимо от оснований и времени их возникновения. В новом Законе мораторий на удовлетворение требований кредиторов также занимает ключевое место в период внешнего управления.

Институты, эквивалентные мораторию, нередко встречаются также в законодательстве других стран (Австралии, Австрии, Великобритании, ФРГ, Италии, США. Франции и др.).

Регулирование деятельности проблемных банков в России имеет свою специфику, связанную с тем, что в соответствии с Законом «О несостоятельности... кредитных организаций» все мероприятия по предупреждению банкротства должны проводиться до отзыва у банка лицензии.

Мораторий в отношении обязательств банков применяется при назначении в банк временной администрации в период, когда от управления банком в большей или меньшей степени отстраняются прежние менеджеры и владельцы. В этом его связь с мораторием, предусмотренным в общем Законе о банкротстве, их общая родовая черта. Специфика же «банковского» моратория связана прежде всего с тем, что он вводится на основании административного решения Банка России по ходатайству руководителя временной администрации. Порядок применения моратория на удовлетворение требований кредиторов определен в ст. 26 Закона «О несостоятельности... кредитных организаций», часть которой уже была приведена выше.

Из ст. 26 Закона «О несостоятельности... кредитных организаций»

2. В течение срока действия моратория:

— не начисляются предусмотренные в законе или договоре неустойки (штрафы, пени), проценты, иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией денежных обязательств и/или... обязательных платежей (далее — финансовые санкции);

— не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым проводится в бесспорном (безакцептном) порядке;

— приостанавливается исполнение исполнительных документов, за исключением случаев, предусмотренных в п. 3 настоящей статьи;

— запрещается удовлетворение требований... участника КО о выделении ему доли (вклада) в УК КО в связи с его выходом из состава ее... участников.

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и/или обязательным платежам, выраженным в рублях, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России. На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и/или обязательным платежам, выраженным в иностранной валюте, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым по месту нахождения кредитора. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.

3. Действие моратория не распространяется:

— на требования граждан, перед которыми КО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

— на требования граждан о выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и о выплате вознаграждений по авторским договорам;

— на требования об оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности КО;

— на исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория на основании решений о взыскании задолженности КО по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.___________________

Из отечественного опыта санирования банков

Планы финансового оздоровления в разные годы пришлось разрабатывать очень многим российским банкам. И оказалось, что практически все поступавшие в ТУ планы санирования в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России и были возвращены в банки на доработку.

Наиболее частая ошибка, встречавшаяся в планах санации, — ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому и предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, которые бы подтверждали реальность запланированных мероприятий.

Выяснились и иные важные обстоятельства.

Во-первых, даже если план санации принят, это не значит, что банк его выполнит.

Во-вторых, усилия временных администраций в большинстве случаев не дают положительных результатов (у большинства банков, в которые направлялась такая администрация, лицензии были отозваны), а нередко введение временной администрации оказывалось запоздалой и потому неоправданной мерой (администрации приходили в фактически уже переставшие действовать банки). Кроме того, были вопросы, связанные с составом временных администраций. Очевидно, в такую администрацию не должны входить люди, представляющие организации, связанные с данным банком, а также люди из других банков, даже если между банками нет никаких отношений.

В-третьих, объектами обязательного санирования рассматриваются только банки 4-й группы проблемности, т.е. «находящиеся в критическом финансовом положении» (в соответствии с Указанием от 31 марта 2000 г. № 766). А это значит, что во многих из них убытки и дефицит ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для их оздоровления. Представляется целесообразным, чтобы ЦБ подключался к санированию в тот момент, когда банки еще не вошли в стадию банкротства. С этой точки зрения, возможно, более перспективными для санирования следовало бы признать банки 3-й группы проблемности — «испытывающие серьезные финансовые трудности».

В-четвертых, нуждаются в углубленной проработке методические основы санации.

В-пятых, острой остается проблема несовпадения интересов банков и ЦБ, отражающегося и на успешности санационных процедур. Нередко сам банк или его собственники не заинтересованы не только во введении временной администрации, но и в санации. Но и представители ЦБ, так или иначе участвующие в санации, должны больше думать о том, чтобы своими действиями не навредить банку.