Особенности регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов

Как уже отмечалось в § 1.2, в составе банковского сектора России действуют дочерние банки иностранных банков и их филиалы, а также могут действовать филиалы банков-нерезидентов (далее в этом параграфе — банки с капиталами нерезидентов, или банки с иностранными инвестициями, или банки, контролируемые иностранным капиталом). Регулирование их создания и последующего функционирования имеет ряд особенностей. При этом подход к регулированию деятельности иностранных банков или банков с иностранными инвестициями, более или менее отличный от регулирования деятельности банков отечественных, — явление, распространенное по всему миру, что обусловлено, с одной стороны, необходимостью защиты национальных экономических, информационных и иных интересов и интересов отечественного банковского сектора, а с другой — развития здоровой конкуренции в этом секторе. Естественно, такая политика должна иметь законодательную и нормативно-гтравовую базу, отвечающую коренным интересам страны.

Закон «О банках и банковской деятельности» прямо предписывает применение некоторых особых процедур регистрации и лицензирования таких банковских организаций (ст. 17), а также предъявление дополнительных требований к их созданию и последующей работе (ст. 18). Так, для регистрации в России банка с капиталом нерезидентов и получения им лицензии дополнительно к стандартному перечню должны быть представлены следующие надлежаще оформленные документы:

• иностранным юридическим лицом — решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка; письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка (если такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания);

• иностранным физическим лицом — подтверждение платежеспособности, данное первоклассным иностранным банком.

Квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ может быть установлена в федеральном законе по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России (рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному УК кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ). При достижении установленной квоты Банк России должен прекратить выдачу лицензий банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Сейчас такая квота отсутствует (она была установлена всего однажды — на 1993-й год — в размере 12%).

По состоянию на 1 января 2003 г. в российском банковском секторе действовало 37 банков, контролировавшихся иностранным капиталом (доля участия нерезидентов в УК превышала 50%). Девять из них входило в число 50 крупнейших по размеру активов действующих в РФ банков. На указанную дату активы данных банков составили 334,5 млрд руб. Тем не менее, по оценке Банка России, роль иностранного капитала в российском банковском секторе остается незначительной. На 1 января 2003 г. доля банков, контролируемых нерезидентами, в активах банковского сектора составила 8%, в собственных капиталах — 7%.

Политика банков, контролируемых нерезидентами, в основном была направлена на кре-дитно-расчетное обслуживание клиентов. Возросла активность указанных банков в освоении, в частности, рынка вкладов физических лиц, но на этом рынке доля банков, контролируемых нерезидентами, оставалась незначительной (2,3% на начало 2003 г.). В пассивах данных банков значительную долю составляют остатки средств на клиентских счетах (около 44% на 1 января 2002 г. и 41% на 1 января 2003 г.). Вместе с тем удельный вес этих ресурсов в общем объеме клиентских средств, размещенных в банковском секторе, незначителен (немногим более 6%).

В то же время рассматриваемые банки сохраняют важные позиции на рынке межбанковских кредитов и депозитов, привлекаемых от нерезидентов. По состоянию на 1 января 2003 г. на них приходилось около 46% общего объема средств, привлеченных действующими кредитными организациями от банков-нерезидентов.

Кредитные операции являются одним из основных направлений деятельности данной группы банков: кредиты и прочие средства, предоставленные ими нефинансовым предприятиям и организациям, занимали в их активах 32% на 1 января 2002 г. и чуть более 35% на 1 января 2003 г. При этом они давали кредиты в основном в иностранной валюте.

Продолжала снижаться доля вложений банков, контролируемых нерезидентами, в государственные долговые обязательства РФ.

Все банки, контролируемые иностранным капиталом, по оценке нашего ЦБ, являются финансово устойчивыми.

Как полагают в Правительстве и Банке России, позиции банков, контролируемых иностранным капиталом, в российском банковском секторе не усиливались. Коммерческая деятельность этих банков сосредоточена в основном в сфере кредитно-расчетного обслуживания клиентов, а также на операциях на международных финансовых рынках. Вместе с тем данные банки начинают активизировать свою деятельность в отдельных сегментах российского рынка банковских услуг.

Между тем вопрос не так прост, как это следует из приведенных официальных оценок (см. следующий параграф настоящей главы).

Так или иначе, но пока любая кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего УК за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение (в том числе продажу) своих долей в капитале в пользу нерезидентов. Последнее относится и к участникам кредитных организаций — резидентам. Отсюда вытекает, что Банк России имеет право запретить увеличение УК банка за счет средств нерезидентов и отчуждать доли капитала в пользу нерезидентов, если в результате указанных действий будет превышена квота участия иностранного капитала в банковском секторе РФ (если такая квота будет установлена).

Банк России имеет право предъявлять дополнительные требования к банкам с капиталами нерезидентов в части минимального размера необходимого капитала, утверждения состава руководства, перечня осуществляемых банковских операций, обязательных нормативов, порядка представления отчетности. Наконец, Банк России вправе (по согласованию с Правительством РФ) устанавливать для банков с капиталами нерезидентов дополнительные ограничения на осуществление банковских операций, если соответствующие иностранные государства применяют ограничения в' отношении создания и деятельности банков с российскими капиталами. Однако никакие из этих прав он сейчас фактически не применяет.

Конкретные рабочие процедуры регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов расписаны, в частности, в Положении Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 и Указании от 19 марта 1999 г. № 513-У.