Если известны все действия, которые надо осуществить при принятии решений, то можно пользоваться деревом решений. Суть его состоит в том, что графически строят все варианты решений, то есть дерево решений. По ветвям дерева соотносят субъективные и объективные оценки возможных событий. При этом учитывают вероятности возможных исходов. Следуя вдоль построенных ветвей, оценивают каждый путь, а затем выбирают путь по которому можно получить наибольшую прибыль. Графически это выглядит следующим образом.
Рис. 4.1
Пример 4.1. Руководство некоторого предприятия для выпуска новой продукции имеет три альтернативы:
1. построить новый цех,
2. переоборудовать старый цех,
3. продать патент другому предприятию.
Размер выигрыша, который предприятие может получить, зависит от благоприятного или неблагоприятного состояния рынка (табл. 4.1).
Таблица 4.1
№ страт егии |
Действия предприятия |
Выигрыш в грн. п |
ш состоянии среды |
Благоприятный с вероятностью 0,6 |
Неблагоприятн ый с вероятностью 0,4 |
||
1 |
Строительство нов. цеха |
500 000 |
-400 000 |
2 |
Переоб. старого цеха |
100 000 |
-50 000 |
3 |
Продажа патента |
40 000 |
40 000 |
На основе этой таблицы строим дерево решений.
Процедура принятия решений заключается в вычислении для каждой вершины дерева ожидаемых денежных оценок (двигаясь справа налево), отбрасывании неперспективных ветвей, которым соответствует минимальное значение ожидаемых выигрышей.
Определяем средний ожидаемый выигрыш:
Mi=0,6-500 000+0,4-(-400 000)=140 000 (грн.),
М2=0,6-100 000+0,4-(-50 000)= 40 (тыс. грн.),
ожидаемый выигрыш для третьей альтернативы равен 40 000 (грн.).
+ (140 000)
Благоприятное состояние (выигрыш 500 000)
140 000
Неблагоприятное состояние (проигрыш - 400
(40 000)
Благоприятное состояние (выигрыш 100 000)
Благоприятное состояние (проигрыш - 50 000)
Выигрыш 40 000
Таким образом, наиболее целесообразно выбирать первую стратегию, т.е. строить новый цех, а вторую и третью ветви следует отбросить. Наилучшее решение дает ожидаемый выигрыш, равный 140 000 гривен.
Следует отметить, что истинные вероятности предпринимателю, скорее всего, неизвестны и он лишь принимает во многих случаях гипотезу «fifty-fifty» - пятьдесят на пятьдесят.