Запад славиться своими предпринимательскими способностями, чем и диктует свои условия всему миру. Вот и в Россию относительно недавно пришел новый бизнес под названием «франчайзинг». О том, что это выгодно и удобно наслышан весь мир, но вот работают ли условия, заданные изначально, в российской действительности.
Сегодня франчайзинговый бизнес актуален даже в России, но отсутствие законодательства, регулирующего такого рода отношения, чинит различные преграды для развития. Такие обстоятельства вынуждают иностранных франчайзеров разрабатывать новые условия для внедрения, либо отказываться от франчайзинга в России. Так, например, сеть «Mc Donald’s» отказалась от продажи франшиз, тем самым устояв на рынке довольно долго. А вот компания «Subway» обязательным условием для начала переговоров поставило наличие собственного или арендованного имущества на долгосрочный период.
На территории России франчайзинг развивается крайне неравномерно. Как правило, внедрение торговой марки происходит сначала в Москве или Санкт-Петербурге и лишь потом в остальных регионах.
Российский франчайзинг отличается от иностранного тем, что одновременно с ним развиваются и другие сферы бизнеса. Так что в данном случае франчайзинг выступает в роли вспомогательного инструмента.
Многие российские франчайзеры отказываются от регистрационного взноса, считая это конкурентным преимуществом. Хотя на деле они лишают себя гарантии того, что франчайзи не бросит все на полпути.
Размер роялти зависит от отрасли или договорных отношений. Отсутствие четкой фиксированной суммы или процента чревато тем, что внутри системы могут начаться разногласия. А это может пошатнуть репутацию самого франчайзера.
В России малым предприятиям практически невозможно получить кредит на нормальных условиях – либо большие проценты, либо банки просто не хотят давать кредит. Для разрешения этой ситуации такие франчайзеры, как «Ростик’с» и «Энтон» дают возможность получить кредит на льготных условиях по программам долгосрочного сотрудничества.
Как уже говорилось ранее, в России франчайзинг не подкреплен законодательной базой. Это приводит к тому, что вместо единого договора франчайзинга используются ряд других договоров. Например, сеть магазинов "Красный куб", осуществляя франчайзинг, заключает договоры: комиссии, займа, продажи оборудования или лизинга, лицензионные договоры.
Обычно договор лизинга заключается на длительный срок (на 10-20 лет). Однако в России долгосрочное прогнозирование весьма затруднительно, и поэтому договоры заключатся максимум на 3 года.
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что франчайзинг претерпел некоторые изменения, развиваясь в России. Однако он остается весьма востребованной формой ведения бизнеса. Остается лишь надеется на совершенствование законодательной базы.