Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Он обусловлен изменением политической обстановки, неблагоприятно влияющей на результаты деятельности предприятия (закрытие границ, запрет на вывоз товаров в другие страны, военные действия на территории страны и т. д.). Политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности, в частности: опасность принятия решений, изменяющих правила игры относительно налоговой и таможенной политики, политики цен, трансферта. Учет этого риска важен в странах с неустоявшимся законодательством. От этого риска нельзя уйти, его можно лишь верно оценить и учесть. Для анализа и учета политического риска создана мировая сеть специализированных центров (в мире существует свыше 500 ) как государственных, так и коммерческих. Основная их часть находится в США (Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете в Нью-Йорке).
Политический риск можно подразделить на четыре подгруппы:
• риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;
• риск трансферта (перевода местной валюты в иностранную), связанный с ограничениями конвертирования местной валюты;
• риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания - контрагент;
• риск военных действий и гражданских беспорядков. Политический риск также можно подразделить на: страновый, региональный, международный.
Политический риск это внешний риск и для его смягчения надо его предугадать. Так, Ротшильд получал информацию о политических событиях несколько дней раньше правительства.
Политические риски, которые страхуются страховыми агентствами, подразделяются на четыре группы:
• неконвертируемость валюты;
• экспроприация;
• война и гражданские волнения;
• разрыв контрактных отношений.
Политический риск для каждой фирмы зависит от ее стратегии и тактики. Одно и то же событие, действия правительства, могут быть несущественными или наоборот катастрофическими. Этот риск является значительным в странах, которые находятся в стадии глубоких институционных изменений, в которых экономическая социальная и политическая ситуации являются нестабильными, где рынки и законодательство во многих вопросах (как в Украине) не сформированы, отсутствуют традиции и культура предпринимательской деятельности.