В соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 к материально-производственным запасам (МПЗ) относятся сырье, материалы, готовая продукция, товары и т.п. Словом, это любое имущество, которое организация использует в производстве продукции (работ, услуг), для управленческих нужд или для продажи. Единственное ограничение: срок полезного использования МПЗ не должен превышать 12 месяцев.
В состав материалов включаются также инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности и другие предметы труда, включаемые в состав средств в обороте, которые служат менее года. При отпуске таких предметов в производство их стоимость сразу списывается на материальные затраты.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. Учет МПЗ должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
Готовая продукция – часть МПЗ, предназначенная для продажи. Она является конечным результатом производственного цикла, активом, обработка (комплектация) которого закончена, технические и качественные характеристики соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.
Продукция, которая не прошла все фазы обработки и еще не принята службой контроля, учитывается в составе незавершенного производства. В отношении такой продукции, как уже было сказано выше, положения ПБУ 5/01 не применяются.
Товары – часть МПЗ, которая приобретена или получена от других юридических или физических лиц и предназначена для продажи.
При определении объектов, отражаемых в учете в качестве МПЗ, решающее значение имеет тот факт, находятся ли эти объекты в собственности организации.
Находящиеся на складах организации, но не принадлежащие ей материалы, учитываются на забалансовых счетах. Для этих целей используются счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет таких материалов ведется в оценке, предусмотренной в договоре или согласованной с собственником. При отсутствии такой цены, МПЗ учитываются в условной оценке (п. 10 и 18 Методических указаний по МПЗ). Организация должна обеспечить раздельный учет материалов, принадлежащих ей, и тех, право собственности на которые у нее отсутствует.
Материалы оплаченные, но не вывезенные со складов поставщиков, учитываются в составе дебиторской задолженности (п. 10 Методических указаний по МПЗ) и отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» КРЕДИТ 51
– отражена задолженность поставщика по отгрузке материалов.
Если по условиям договора право собственности на приобретенные и оплаченные МПЗ перешло к организации, но сами МПЗ в организацию не поступили, они тем не менее должны приниматься организацией к учету (без оприходования на склад) независимо от их местонахождения. В соответствии с пунктом 26 ПБУ 5/01 МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, учитываются в бухгалтерском учете на основании документов, подтверждающих дату отгрузки в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
ПРИМЕР Организация в марте 2007 г. заключила с поставщиком договор на поставку материалов на
сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). По условиям договора право собственности на материалы переходит к организации в момент их отгрузки поставщиком.
25 марта материалы были сданы поставщиком на железнодорожную станцию и отгружены в адрес организации. В момент приемки железной дорогой груза, он перешел в собственность покупателя. Организация оплатила материалы, однако покупателю они поступили лишь 22 апреля.
В бухгалтерском учете организации указанные операции должны быть отражены следующими проводками.
В марте:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 118 000 руб. – оплачены материалы;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Материалы в пути» КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – отражена стоимость материалов в пути, на которые перешло право собственности;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – отражен НДС согласно счету-фактуре.
В апреле:
В начале апреля вышеуказанные проводки должны быть сторнированы в целях приведения в соответствие стоимости материалов на складе и в бухгалтерском учете. При этом в учете необходимо сделать записи:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Материалы в пути» КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. – сторнирована стоимость материалов в пути;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – сторнирован НДС по непоступившим материалам.
По мере поступления материалов они приходуются в учете и отражаются проводками:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Материалы на складе» КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. – оприходованы материалы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – отражен НДС по поступившим материалам;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 18 000 руб. – предъявлен к вычету НДС.
Изложенный выше порядок учета в равной степени относится и к товарам.