В настоящее время документом, регулирующим деятельность коммерческих банков с драгоценными металлами, являются Правила совершения уполномоченными банками операций с драгоценными металлами (далее — Правила), утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.09.1999 №16.1г (регистрационный номер 8/1084 от 7 октября 1999 г.)
Данный документ определяет общие подходы к организации деятельности уполномоченных банков с драгоценными металлами. Какие критерии предъявляются к банкам, чтобы они были отнесены к уполномоченным, мы рассмотрим чуть позже.
Вначале рассмотрим некоторые основные положения настоящих Правил. В первую очередь нас интересует, что же является объектом осуществления операций с драгоценными металлами.
В соответствии с Правилами к драгоценным металлам относятся банковские и мерные слитки золота, серебра и платины, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины) старого и современного чекана 900-й пробы и выше, кроме памятных и юбилейных монет, являющихся законным платежным средством Республики Беларусь.
В упомянутом документе дано определение понятий «банковские» и «мерные» слитки, так как на момент написания данной статьи ни в одном нормативном документе, существующем в нашей республике, нет определений этих терминов.
Применительно к операции «кредитование под залог» термин «драгоценные металлы» имеет значение, определенное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.12.1995 № 702 «О государственном пробирном надзоре». Таким образом, банки имеют право осуществлять кредитование своих клиентов под залог любых драгоценных металлов, в том числе и ювелирных изделий.
Интересно отметить, что памятные и юбилейные монеты, являющиеся законным платежным средством Республики Беларусь, не входят в понятие термина «драгоценные металлы», так как они отражаются на счетах по учету денежных средств, и обращение этих монет на территории страны регулируется иными нормативными документами Национального банка Республики Беларусь.
В настоящее время осуществление операций (кроме «кредитования под залог») с ломом драгоценных металлов в виде ювелирных изделий, антиквариатом, а также памятными и юбилейными монетами данным документом не предусматривается.
Особенностью Правил является то, что банки вправе осуществлять операции с банковскими и мерными слитками различных стандартов качества. Таким образом, банки могут осуществлять сделки не только со слитками стандарта качества "London Good Delivery", но и со слитками, отвечающими российским ГОСТам, которые, отметим, являются более жесткими по сравнению с требованиями международного стандарта качества.
Теперь остановимся на субъектах, связанных с драгоценными металлами.
Клиентами банка при осуществлении операций с драгоценными металлами могут выступать:
1. Юридические и физические лица.
2. Уполномоченные банки.
3. Национальный банк Республики Беларусь.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.95 № 456 определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия) уполномоченных органов. Данным документом регламентировано, что использование в производстве, переработка и обработка, скупка, реализация, хранение, диагностика и оценка, экспертиза драгоценных металлов и камней, жемчуга, янтаря во всех видах и состояниях является лицензируемым видом деятельности.
Поэтому юридические лица, осуществляющие любую операцию из перечисленных выше, обязаны иметь специальное разрешение (лицензию) уполномоченного органа, в данном случае Государственной инспекции пробирного надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь. Это зафиксировано и в настоящих Правилах.
Отметим, что пункт 1.1 Правил обязывает юридические лица иметь специальное разрешение в случаях, когда иное не установлено законодательством, а иное действительно пока не установлено.
Рассмотрим основные критерии отнесения банка к уполномоченному.
Для банка, осуществляющего операции с драгоценными металлами, необходимо выполнение следующих двух требований:
1. Банк должен быть создан в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
2. Банк обязан иметь две лицензии:
— лицензию Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с Положением о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь от 15.06.1998 № 59 и дополнением 1 к нему от 24.06.1999 № 9.19;
— специальное разрешение (лицензию) на осуществление операций с драгоценными металлами, выданное уполномоченным государственным органом на основании вышеназванного постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 № 456.
В этой связи интересно отметить, что предусмотренная, например, лицензией Национального банка Республики Беларусь операция открытия металлических счетов не является лицензируемой операцией в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 №456.
Получается, что банк не вправе открыть металлический счет, не имея соответствующего разрешения Государственной инспекции пробирного надзора, так как в этом случае он не является уполномоченным. Для урегулирования этого момента в тексте Правил приведена оговорка, что при осуществлении банком операций по открытию металлических счетов он является уполномоченным только при наличии лицензии Национального банка Республики Беларусь.
Правила совершения уполномоченными банками операций с драгоценными металлами дают также определение понятий «внутреннего» и «международного» рынков драгоценных металлов.
Итак, если сделки с драгоценными металлами осуществляются между клиентами-резидентами, то такие сделки относятся к совершаемым на внутреннем рынке. Если сделки осуществляют клиенты-нерезиденты между собой, в том числе и с участием уполномоченного банка, такие сделки относятся к совершаемым на международном рынке.
Термины «резидент» и «нерезидент» определяются Положением Национального банка Республики Беларусь о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 01.08.1996 №768.
Характерной особенностью настоящих Правил является то, что сделки между банками и клиентами-нерезидентами, предусматривающие перемещение драгоценных металлов на территорию Республики Беларусь, осуществляются в соответствии с порядком, регламентирующим правила проведения банками таких сделок на внутреннем рынке драгоценных металлов. Таким образом, если драгоценные металлы приобретаются у банка-нерезидента и перемещаются, например, в хранилище банка, то их прием осуществляется в соответствии с требованиями главы 4 Правил, и открытия металлического счета для этой операции не требуется.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что банки имеют право осуществлять сделки как на внутреннем, так и на международном рынках драгоценных металлов.
Отметим, что в настоящее время в соответствии с дополнением 1 к Положению о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь от 15.06.1998 № 59 (от 24.06.1999 № 9.19) лицензия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с драгоценными металлами регламентирует осуществление операций с драгоценными металлами как на внутреннем рынке Республики Беларусь, так и на международном рынке.
Общегосударственные задачи, стоящие перед Национальным банком Республики Беларусь, нашли отражение и в данных Правилах. В частности, пунктом 1.4 в них закреплено право Национального банка Республики Беларусь устанавливать величину обязательной продажи драгоценных металлов при совершении банками операций покупки драгоценных металлов на внутреннем или международном рынке с целью пополнения золотовалютных резервов.
Причем обязательная продажа осуществляется банками в зависимости от величины приобретенных ими драгоценных металлов по итогам каждого квартала отчетного периода.
В настоящее время величина обязательной продажи установлена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.1999 № 6.12 (регистрационный номер 8/1213 от 27.10.1999) в размере 10% от количества приобретенных банками драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на внутреннем и международном рынках по итогам каждого квартала отчетного периода.
Теперь давайте рассмотрим более подробно круг операций с драгоценными металлами, которые банки могут осуществлять на внутреннем и международном рынках драгоценных металлов.
Положение о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь от 15.06.1999 № 59 и дополнение 1 к нему от 24.06.1999 № 9.19 определяют весь круг операций:
1) открытие металлических счетов;
2) совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов от своего имени, а также от имени и за счет средств клиентов;
3) хранение;
4) кредитование под залог драгоценных металлов;
5) депозитные операции.
Правила дают определение лишь понятия «депозитная операция», которая представляет собой операцию по привлечению или размещению драгоценных металлов на определенный срок с уплатой процента в виде денежных средств или драгоценных металлов по договоренности сторон с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь.
Остальные же операции по своему правовому содержанию регламентируются иными нормативными документами Республики Беларусь.
Пункты 1.2 и 1.3 Правил определяют четкий перечень операций, которые могут быть осуществлены как на внутреннем, так и международном рынках.
К примеру, продажа драгоценных металлов может быть осуществлена только резиденту Республики Беларусь, то есть только на внутреннем рынке. Все остальные операции, такие, как покупка, депозитные операции, кредитование под залог, хранение, могут быть осуществлены и на внутреннем, и на международном рынках.
Причем характерной особенно-ствю является то, что операции банков на международном рвшке осуществляются по металлическим счетам. Таким образом, для осуществления операций с драго-ценнвши металлами на международном рвшке банки должнв1 от-крв1тв металлические счета в ино-страннв1х банках-корреспондентах, степенв надежности которвк определяется уполномоченнвш банком самостоятелвно. Нацио-налвнвш банк Республики Бела-русв не вправе централизованно ус-танавливатв степенв надежности и круг банков-корреспондентов, с которвши осуществляются операции с драгоценнвгми металлами.
Итак, Националвнвш банк Республики Беларусв при обращении уполномоченного банка за лицензией на осуществление операций с драгоценнвши металлами определяет степенв готовности банка к проведению операций с драгоценнвши металлами по критериям и в соответствии с требованиями, изложеннвши в Положении о порядке создания, лицензирования и прекращения деятелвности банков на территории Республики Беларусв от 15.06.1998 № 59 и дополнения 1 к нему от 24.06.1999 №9.19.
Исходя из этого, банкам в лицензию включается или не включается разрешение на осуществление операций «открв1тия металлических счетов», что автоматически означает возможноств проведения банками операций с драгоценнвши металлами на международном рвшке.
Металлические счета подразделяются на металлические счета ответственного хранения и обезли-ченнв1е металлические счета.
Определяющим моментом при функционировании металлического счета ответственного хранения является физическое перемещение драгоценного металла, в то время как обезличеннвш металлический счет предназначен для осуществления операций с драгоценнвши металлами без их фактического перемещения.
Что все это значит на практике? Например, bbi открвшаете металлический счет ответственного хранения в Republic National Bank of New York, London. Для этого вам необходимо перевезти наличнвш драгоценнвш металл в Лондон в хранилище Republic National Bank of New York, London. Если bbi хотите получитв драгоценнвш металл, числящийся на вашем счете ответственного хранения, вам будет предложено забратв те слитки драгоценнв1х металлов, которвк bbi на этот счет зачислили. Таким образом, если bbi зачислили на счет ответственного хранения слиток весом 12 кг за № НВ 3894, то вам и будет возвращен именно этот слиток за №НВ 3894.
Условия функционирования данного счета сходнв1 с условиями осуществления банковского хранения. Учет драгоценнвгх металлов, находящихся на металлическом счете ответственного хранения, ведется в целв1х числах, соответствующих количеству слитков или монет из драгоценнвгх металлов. Единицей учета при осуществлении фактического перемещения драгоценнвш металлов является слиток или монета определеннвгх качест-веннв1х характеристик.
Исходя из ввипесказанного, можно сделатв ввгзод, что единственно возможной операцией, которая может 6bitb осуществлена по счету ответственного хранения, является хранение, в то время как все осталвнвю операции (покупка, продажа, депозитива операции) осуществляются по обезличенному металлическому счету.
Операции по обезличенному металлическому счету осуществляются путем записи по счетам. При этом фактического перемещения драгоценнвгх металлов не происходит. Зачисление драгоценнвш металлов на обезличеннвш металлический счет может бвиъ осуществлено несколвкими способами:
— путем поставки драгоценнвш металлов в хранилище банка, в котором открвтается обезличеннвш металлический счет;
— путем зачисления драгоценнвш металлов на обезличеннвш металлический счет от третвей сторо-hbi в резулвтате осуществления сделок с драгоценнвши металлами;
— путем непосредственной покупки драгоценнвш металлов у банка, в котором открвтается обезличеннвш металлический счет.
Это общепринятвю способв1 зачисления драгоценнвш металлов на обезличеннвш металлический счет. Условия зачисления, как правило, представляются иност-раннвш банком-корреспондентом при открвггии этого счета.
Обвгано владелец драгоценнвш металлов за нахождение их на обезличенном металлическом счете не несет каких-либо расходов, в то время как нахождение драгоценнвш металлов на счете ответственного хранения является платнвш и составляет значителв-ную сумму. Например, при хранении 100 кг золота на металлическом счете ответственного хранения в течение одного месяца владелец драгоценнвш металлов должен за-платитв банку-корреспонденту около 1800 долларов США в месяц, что в среднем составляет 0,2% от стоимости зачисляемого драгоценного металла.
Еще одной характерной особен-ноствю функционирования металлических счетов является то, что драгоценнвш металлы, зачислен-нвю на металлический счет ответственного хранения, не могут бвггв исполвзованв1 банком-корреспондентом по своему усмотрению и являются собственноствю владелвца металлического счета.
С обезличеннвш металлическим счетом ситуация несколвко иная. При зачислении драгоценнвш металлов на обезличеннвш металлический счет иностраннвш банк-корреспондент вправе полв-зоватвся этим драгоценнвш металлом. При этом, если bbi захотите получитв физический драгоценнвш металл с обезличенного металлического счета, что также возможно, вам будут ввщанв1 совсем не те слитки, которвю bbi на него положили, а другие, но, как и ваши, соответствующие международ-нвш стандартам качества, и чаще всего самой низкой пробв1, допустимой для данного стандарта качества (для стандарта «London Good Delivery» — 995-я проба).
Это связано с тем, что, возможно, иностраннвш банк-корреспондент уже разместил в депозит ваш драгоценнвш металл, правда, от своего имени, и внезапно возникшие обязателвства перед вами банк-корреспондент погашает тем драгоценнвш металлом, которвш в настоящее время находится у него в хранилище.
Теперв рассмотрим ценовв1е ас-пектв1 деятелвности с драгоценными металлами. В соответствии с даннвши Правилами (пункт 1.13) ценв1 на покупаемв1е и продавае-мвю драгоценнвю металлы, а также стоимоств передаваемвш и при-нимаемвш в залог и на хранение драгоценнвш металлов на внутрен нем рынке определяются распоряжением руководителя банка или уполномоченного им лица в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь.
В настоящее время ситуация в ценообразовании по драгоценным металлам в Республике Беларусь следующая.
В соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные правительству, осуществляют регулирование цен (тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги), в том числе на драгоценные металлы, путем установления предельных уровней цен, рентабельности, оптовых и торговых надбавок.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Комитете по драгоценным металлам при Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 01.07.1995 № 172-к, Комитет по драгоценным металлам совместно с Комитетом цен Минэкономики разрабатывает проекты отпускных и других видов цен на драгоценные металлы, драгоценные камни, а также устанавливает цены на драгоценные металлы и драгоценные камни, поступающие в Госфонд Беларуси.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по упорядочению ценообразования на территории Республики Беларусь» драгоценные металлы относятся к перечню продукции, государственное регулирование цен на которые на внутреннем рынке республики осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь. Оно же и устанавливает цены на драгоценные металлы в изделиях и ломе (расчетные, отпускные и скупочные цены).
И нигде в законодательстве не определяется, что является изделием из драгоценных металлов. Поэтому к изделиям из драгоценных металлов можно также отнести слитки и монеты.
Расчетные и отпускные цены устанавливаются один раз в месяц и вводятся в действие с первого числа отчетного периода. При определении цены на драгоценный металл Министерство экономики, а точнее, Комитет по драгоценным металлам руководствуется мировой ценой на драгоценные металлы и переводит ее по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь.
На сегодняшний день иного порядка установления цены не существует. Таким образом, можно сделать вывод, что пока банки при определении цены на операции с драгоценными металлами руководствуются Прейскурантом расчетных и отпускных цен на драгоценные металлы, и что по сути распоряжение руководителя банка дублирует постановление Комитета цен Минэкономики по установлению расчетных и отпускных цен.
Однако сейчас Национальным банком Республики Беларусь подготовлен и согласован с министерствами и ведомствами проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285», дающий право Национальному банку устанавливать цены на драгоценные металлы в виде банковских и мерных слитков, а также монет.
Хочется думать, что с принятием Банковского кодекса ситуация с ценообразованием изменится. В соответствии с текстом проекта кодекса одной из функций Национального банка Республики Беларусь будет установление цен на драгоценные металлы, участвующие в осуществлении банковских операций.
А в круг банковских операций согласно проекту Банковского кодекса включены все операции, предусмотренные лицензией Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с драгоценными металлами.
В настоящее время планируется, что на первом этапе при формировании цены Национальный банк будет руководствоваться практикой Центрального банка Российской Федерации, то есть устанавливать определенные процентные ориентиры от существующей мировой цены на драгоценные металлы с учетом поправочных коэффициентов. Очень важным здесь является установление определенного коридора цен на драгоценные металлы, а не их жесткая фиксация.
С ценообразованием на международном рынке чуть проще. При осуществлении операций на международном рынке банки ориентируются на реально сложившийся спрос и предложение на драгоценные металлы.
Следующим основополагающим моментом Правил является то, что стоимость драгоценных металлов отражается на балансе банка по цене приобретения, и переоценка драгоценных металлов производится по распоряжению руководителя банка или уполномоченного им лица. Такая же формулировка используется и в нормативных документах, регулирующих деятельность Национального банка Республики Беларусь с драгоценными металлами. Это дает право банкам самостоятельно определять, когда необходимо осуществлять повышение активов банка путем переоценки золотовалютных резервов.
Правила оговаривают также, что операции с драгоценными металлами на международном рынке осуществляются дилером, уполномоченным руководителем банка на совершение такого рода операций. Дилер заключает сделку с иностранным партнером с помощью ин-формационно-дилинговой системы Reuters. В этом случае основанием для зачисления или списания драгоценных металлов с соответствующих металлических счетов служит распечатанная на ticket-принтере копия переговоров.
Положительным моментом Правил является то, что, учитывая существующие особенности механизма ценообразования при осуществлении операций с драгоценными металлами, о которых говорилось выше, настоящие Правила допускают установление банком определенных тарифов (комиссионных) за осуществление операций с драгоценными металлами.
И в заключение отметим необходимость обеспечения клиенту полного доступа к процедуре приема и взвешивания драгоценного металла. В связи с этим в соответствии с Правилами рабочее место кассира-эксперта должно быть оборудовано таким образом, чтобы клиент имел возможность убедиться в правильности определения массы драгоценных металлов.
Обратиться к данной проблеме меня подтолкнули вопросы, которые в данный момент решает для себя группа белорусских банков, занимающихся рынком эквайрин-га, но не имеющих значительного опыта и подготовленных кадров для данного типа деятельности. Как и в любой экономической деятельности, для белорусских специалистов в области эквайринга жизненно важно учитывать как положительный, так и отрицательный мировой опыт банков, в первую очередь европейских, поскольку только через опыт старейших банков можно достаточно точно прогнозировать результаты своей деятельности на серьезную перспективу.