Все изложенное в настоящей главе позволяет очертить круг требований к высококвалифицированным банковским служащим, принимающим управленческие решения. Представляется целесообразным разделить все такие требования на 3 части, касающиеся понимания, знания и умения.
Банковский менеджер должен понимать:
• свою ответственность перед банком и его коллективом, а также регулирующими и контролирующими органами;
• задачи и проблемы, стоящие перед банком в данный момент, его концепцию развития и стратегию управления, другие отличительные черты;
• особенности человеческих отношений в коллективе;
• необходимость постоянного пополнения и обновления своих знаний и навыков. Банковский менеджер должен знать:
• специфическую природу кредитных организаций, теорию и историю банковского дела в мире и в своей стране, а также стоящие перед ней проблемы;
• состояние банковской системы страны и тенденции ее развития во взаимосвязи с развитием всей экономики;
• технику проведения банковских операций и сделок (настолько, чтобы быть способным работать в любом функциональном подразделении банка);
• основы права, хозяйственное и банковское право, механизмы государственного регулирования банковской деятельности;
• бухгалтерский учет в целом и применительно к банкам, банковский аудит;
• основы организации эффективного банковского маркетинга;
• теорию управления применительно к банковской деятельности;
• принципы эффективной организации труда и управления персоналом в банке;
• основы предпринимательства;
• человеческие качества и профессиональные способности сотрудников;
• технику делового общения, деловую этику;
• применение информационных технологий, используемых в банковской практике, а также способы обеспечения безопасности деятельности банков.
Банковский менеджер должен уметь на своем уровне управления:
• предвидеть и анализировать факторы, способные изменить деятельность банка (его подразделения), строить соответствующий прогноз, организовывать работу специалистов банка (подразделения) для проведения такого анализа;
• анализировать финансовые и иные результаты деятельности банка (подразделения);
• планировать деятельность банка (подразделения), уметь организовать планирование и выполнять намеченное;
• разрабатывать организационные структуры банка, организовать работу специалистов по решению данной задачи;
• проводить основные банковские операции, организовать работу соответствующего функционального подразделения, в том числе разработку новых банковских продуктов и инструментов, подбирать специалистов;
• адекватно выявлять и учитывать в деятельности банка (подразделения) интересы и запросы вкладчиков и клиентов, информировать их об услугах, предоставляемых банком, и условиях их оказания, организовать соответствующую работу сотрудников;
• регулировать (осуществлять оперативное управление) текущую деятельность банка (подразделения);
• координировать деятельность подразделений банка в целом, взаимодействие работников внутри подразделения;
• контролировать деятельность персонала, создать механизм эффективного контроля;
• строить качественную систему стимулирования и мотивации труда работников;
• обучать и развивать их способности;
• установить хорошие отношения с общественностью.