В практике центральных банков среди известных инструментов реализации денежно-кредитной политики наряду с операциями на открытом рынке в отдельную группу принято выделять так называемые постоянные механизмы (standing facilities). Критерием, позволяющим осуществить разграничение инструментов денежно-кредитной политики на группы постоянных механизмов, с одной стороны, и операций на открытом рынке — с другой, служит то, кому из взаимодействующих в ходе конкретной операции субъектов (центральному или коммерческому банку) принадлежит инициатива активизации механизма.
В случае, когда речь идет об операциях на открытом рынке, инициатором их проведения является центральный банк. Он осуществляет операции на открытом рынке либо с устанавливаемой им периодичностью, либо без нее в произвольные сроки, а также может комбинировать оба этих метода. По сравнению с операциями на открытом рынке принципиальное отличие постоянных механизмов, определяющее специфику содержания и использования этой группы инструментов, состоит в том, что инициатором проведения операций в рамках постоянных механизмов является коммерческий банк. Обращение банка-контрагента в центральный банк с просьбой о предоставлении или приеме средств на общих условиях, предварительно установленных центральным банком, автоматически означает задействование постоянного механизма. Как правило, центральный банк в рамках постоянных механизмов принимает на себя обязательство совершить с банком запрашиваемую им сделку в случае безусловного соблюдения банком установленных критериев.
Постоянные механизмы используются центральными банками в различных сочетаниях как для изъятия избыточной ликвидности (постоянные депозитные механизмы), так и в целях поддержания ликвидности банковской системы (постоянные механизмы рефинансирования).
Постоянные механизмы рефинансирования предоставляют банкам возможность заимствования средств в центральном банке. Тем самым обеспечивается наличие готового к работе в любой день и за-действуемого по обращению банка-контрагента канала снабжения банковской системы дополнительной ликвидностью. Наиболее широк набор выполняемых постоянными механизмами рефинансирования функций и очень высоки требования к степени эффективности использования механизма при недостаточном уровне развития денежных рынков. На этом этапе постоянный механизм рефинансирования реализует ряд функций, которые в дальнейшем (по мере развития рынков) полностью или частично передаются операциям на открытом рынке.
Однако в тот период, когда уровень развития рынков еще не может оградить банки от необходимости относительно частого обращения к кредитору последней инстанции, постоянный механизм рефинансирования выполняет следующие функции:
- основного канала поступления средств от центрального банка нуждающимся в ликвидности банкам;
- канала передачи центральным банком контрагентам рынка сигналов денежно-кредитной политики;
- ограничителя процентных ставок денежных рынков; механизма повышения уровня эффективности платежной системы.
Использование постоянного механизма в качестве автоматически действующего канала снабжения банков ликвидностью обладает рядом очевидных преимуществ. Когда банковская система требует дополнительного рефинансирования, нуждающиеся в нем банки, исчерпав возможность заимствования средств на вторичных рынках, по собственной инициативе приобретают средства в центральном банке, тем самым повышая общий объем ликвидности в банковской системе и активизируя работу платежной системы. Однако, учитывая гарантированность и относительную доступность предоставления банкам средств в рамках постоянного механизма, последний должен содержать ряд встроенных ограничений, исключающих возможность притока в банковскую систему избыточных средств и удерживающих объем ликвидности в банковской системе в пределах целевых параметров, определенных центральным банком. По мере развития вторичных рынков инициатива в обеспечении банковской системы дополнительной ликвидностью переходит, как правило, к центральному банку. Соответственно, основной объем денежных средств передается в банковскую систему посредством операций на открытом рынке. Постоянные механизмы в системах с развитыми рынками используются для предоставления банкам ликвидности лишь в качестве дополнительного источника, при необходимости реализации постоянным механизмом рефинансирования прочих своих функций.
Функция передачи сигналов денежно-кредитной политики контрагентам рынка реализуется постоянным механизмом, поскольку публикуемая центральным банком информация о процентных ставках, установленных им по постоянным механизмам, является важным ориентиром при оценке контрагентами перспектив денежно-кредитной политики. В этой функции центральные банки, как правило, комбинируют использование постоянных механизмов и операций на открытом рынке. В системах, обладающих достаточным уровнем стабильности, участники рынков обычно расценивают изменения официальных ставок по постоянным механизмам в качестве признака изменения политики на долгосрочную перспективу, а изменения ставок по операциям на открытом рынке рассматриваются в качестве краткосрочного ориентира. Центральный банк в зависимости от избранной тактики воздействия на рыночные ставки имеет возможность выбора сроков корректировки ставок по постоянным механизмам — до или после изменения ставок по операциям на открытом рынке.
Воздействие процентных ставок по постоянным механизмам на цены денежного рынка носит не только характер сигналов. Постоянные механизмы непосредственно участвуют в формировании рыночных ставок и являются действенным инструментом управления процентными ставками, поскольку именно постоянный механизм рефинансирования, являясь предохранительным клапаном рынка, ограничивает верхний предел колебаний процентных ставок межбанковского рынка. В условиях развитых рынков для управления ставками межбанковского рынка и поддержания их на уровне, соответствующем задачам денежно-кредитной политики центрального банка, активно используются операции на открытом рынке. Но и в этом случае за постоянными механизмами сохраняется функция установления границы диапазона краткосрочных процентных ставок денежного рынка. Они продолжают играть важную роль в снижении степени изменчивости процентных ставок, взаимодействуя при этом с механизмом усреднения резервных требований, а также проводимыми центральным банком операциями "точной настройки" на открытом рынке.
В той или иной мере реализуя все эти функции, постоянный механизм рефинансирования является незаменимым средством повышения эффективности работы платежной системы. Как наиболее тесно связанный с каналами межбанковских расчетов инструмент центрального банка, постоянный механизм обслуживает текущие потребности платежной системы в сверхкраткосрочных инъекциях ликвидности, обеспечивая банкам возможность запросить и получить расчетный кредит, если банк прогнозирует возможность возникновения задержек в исполнении межбанковских платежей вследствие недостатка ликвидности. Расчетный кредит — наиболее распространенный вариант реализации постоянного механизма рефинансирования центральными банками развитых стран. Такого рода постоянные механизмы однодневного кредитования особенно значимы в процессе внедрения и развития систем валовых расчетов в режиме реального времени, поскольку на них возлагается функция обеспечения бесперебойного прохождения платежей в условиях относительного недостатка ликвидности. При этом по мере развития платежных систем постоянный механизм рефинансирования несколько обособляется от прочих операций центрального банка. Основной сферой использования постоянного механизма становится платежная система, в то время как функции в сфере денежно-кредитного регулирования закрепляются за проводимыми на открытом рынке операциями.
Таким образом, вне зависимости от уровня развития операций на открытом рынке за постоянным механизмом рефинансирования закрепляется специфическая сфера применения — расширение возможностей платежной системы. В конечном итоге структура и организация функционирования постоянных механизмов определяются уровнем развития платежной системы страны. В то же время на организацию работы постоянного механизма влияют и другие факторы, которые также участвуют в формировании набора и ключевых характеристик постоянных механизмов, применяемых центральными банками.
Одна из важнейших характеристик постоянного механизма — методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности. С одной стороны, простота процедуры предоставления средств в рамках постоянного механизма необходима, чтобы избежать задержек в прохождении платежей и обеспечить банкам реальный доступ к средствам. Однако упрощенная процедура доступа к средствам предполагает наличие системы ограничений, обеспечивающих достижение центральным банком установленных целевых показателей. Отсутствие таких ограничений могло бы привести к тому, что все действия на открытом рынке, направленные на оптимизацию объемов ликвидности либо процентных ставок, рынок компенсировал бы путем заимствования средств в рамках постоянного механизма. Для ограничения доступа используются в различных вариантах несколько методов: штрафные процентные ставки, квотирование, полное прекращение доступа.
Клиника Зубастик - .
Наиболее очевидным методом представляется введение ценовых ограничений — установление штрафной процентной ставки, которая обычно автоматически снижает частоту и объемы использования механизма. Однако возможна ситуация, когда цена приобретаемых ресурсов имеет для банка второстепенное значение. Существенную сложность представляет также определение уровня процентной ставки, который действительно может считаться штрафным, и необходимость постоянного пересмотра ставки в соответствии с колебаниями межбанковского рынка. Кроме того, установление процентной ставки по постоянному механизму, помимо ограничения спроса, часто преследует и иные цели. Так, постоянный механизм может использоваться для удержания процентных ставок межбанковского рынка в определенном коридоре. В этом случае в качестве отправной точки для установки ставок по постоянным механизмам рефинансирования обычно выбирается фактический уровень ставок межбанковского рынка, а не штрафная величина.
Если возможность постоянного удержания ставки на штрафном уровне отсутствует, а дополнительные ограничения, помимо ценовых, не вводятся, возникает риск, что использование постоянных механизмов может, укрепив платежную систему, в то же время затруднить развитие денежного рынка. Это может произойти, если банки предпочтут иметь дело только с центральным банком. Короткий срок погашения кредитов в рамках постоянных механизмов также недостаточен для сдерживания спроса, поскольку с соответствующими сроками погашения (от суток до недели) на межбанковском рынке проводится значительная доля операций. По этой причине ценовые ограничения комбинируются с квотированием, которое налагает прямое количественное ограничение на допустимый объем заимствований. Обычным методом введения количественных ограничений является установление индивидуальных лимитов.
Лимиты устанавливаются на таком уровне, чтобы использование постоянных механизмов не мешало достижению установленного целевого показателя резервных денег или, если целевым показателем является краткосрочная процентная ставка, не мешало воздействию на рыночные процентные ставки путем проведения денежно-кредитных операций. При наличии достаточной конкуренции в банковской системе страны и развитых рынков обычной практикой считается установление лимитов для каждого банка, если постоянные механизмы используются по ставке, которая не является штрафной. Однако индивидуальные лимиты часто устанавливаются по тем же причинам в качестве дополнительного ограничения и по постоянным механизмам, в рамках которых кредиты выдаются под штрафной процент. Особенно важным считается квотирование при проведении жесткой ограничительной денежно-кредитной политики, когда центральный банк должен быть уверен, что не потеряет контроль над эмиссией, используя постоянный механизм.
Общий лимит предоставления средств (совокупный показатель квот, установленных для каждого банка в отдельности) должен соотноситься с соответствующим показателем денежно-кредитной политики и подлежит корректировке по мере необходимости приспособления к изменениям в экономической ситуации. Индивидуальные лимиты принято устанавливать исходя из объективных критериев работы банка. При этом единожды принятый центральным банком метод установления величины лимита используется последовательно, поскольку частый пересмотр метода установления и вызванные им колебания уровня лимита способны затруднить управление банками своей ликвидностью.
Наиболее жесткое ограничение в рамках механизма — возможность временного лишения банков доступа к нему. В дополнение к перечисленным ограничениям, целесообразным для центрального банка считается оставить за собой право временно лишать банковскую систему доступа к постоянным механизмам рефинансирования. Временное прекращение использования механизмов может быть обусловлено соображениями денежно-кредитной политики, например, когда необходимо противостоять спекулятивному давлению на национальную валюту. Временно лишая банки доступа к механизмам, центральный банк может на некоторое время аннулировать преимущества этих механизмов, которые в банковской системе служат своего рода предохранительным клапаном, и допустить повышение рыночных ставок для сдерживания давления. Центральный банк может перекрыть доступ банков к механизмам и в ситуации, когда трудно определить, является ли штрафная ставка достаточно высокой. Кроме того, при наличии в системе избыточной ликвидности, вместо повышения ставки, что может послужить нежелательным сигналом, центральный банк может на время прекратить использование постоянных механизмов, вынудив банки сначала попытаться получить средства на межбанковском рынке. Вариантом прекращения доступа является право центрального банка отказать без объяснений в предоставлении банку кредита в рамках постоянного механизма.
Существенная характеристика механизма — перечень активов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по операциям, проводимым в его рамках, и порядок передачи активов. Требование о предоставлении залогового обеспечения обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить платежеспособность центрального банка, предотвратив его убытки. Залоговое обеспечение постоянных механизмов рефинансирования способствует использованию активов, принимаемых в качестве залога, а также укреплению финансовой дисциплины в системе, особенно в условиях недостатка достоверной информации о платежеспособности потенциальных партнеров на межбанковском рынке. Базовые активы, используемые в механизмах центрального банка, должны соответствовать ряду критериев, обеспечивающих эффективность залога и оперативность процедуры передачи заложенных активов. Обычно центральные банки считают приемлемыми в качестве залога долговые инструменты, выпускаемые или гарантируемые стабильными в финансовом отношении учреждениями. Долговые инструменты не должны быть выпущены банком-контрагентом центрального банка или учреждениями, с которыми контрагент поддерживает тесные финансовые или юридические связи, поскольку в данном случае кредитоспособность эмитента зависит от кредитоспособности контрагента. Очевидно также, что срок погашения активов, принимаемых в залог, не может предшествовать сроку производства расчетов по обеспечиваемой ими денежно-кредитной операции. Предпочтительным обеспечением считаются активы, котируемые на ликвидном рынке, поскольку их цена известна наиболее достоверно. В то же время с целью оградить центральный банк от убытков, связанных с колебаниями стоимости активов, к рыночной цене активов могут устанавливаться поправочные коэффициенты.
Кроме требований надежности, к принимаемым в залог активам предъявляются также требования эффективности проводимых с ними расчетных операций. Активы должны быть переводимыми в системе безбумажного учета. Это обеспечивает возможность переводить залог центральному банку в любое время в течение дня без предварительного уведомления, чтобы проводить операции расчетного кредитования с максимальной гибкостью. Хранение активов в системе безбумажного учета позволяет также эффективно реализовать принцип поставки против платежа, причем служащие обеспечением активы передаются центральному банку в качестве залога прежде, чем ликвидность будет перечислена банку-контрагенту.
В рамках постоянных механизмов центральный банк может как покупать приемлемые активы по соглашениям РЕПО, так и основывать свои операции на обеспеченных залогом кредитах. РЕПО и обеспеченные залогом кредиты являются однородными операциями, отличающимися лишь юридическим аспектом, так как по существу операция РЕПО — это обеспеченный залогом кредит, который выдается путем продажи и последующего выкупа активов в установленный срок и по заранее оговоренной цене. Который из этих методов используется, зависит от того, какое оформление операции в соответствии с законодательством страны представляется более безопасным для кредитора, а также от эффективности расчетов и процедуры оформления операций того или иного вида.
Постоянные механизмы рефинансирования характеризуются также сроками, на которые предоставляются средства. Сроком предоставляемых кредитов во многом определяется степень, в которой постоянные механизмы могут служить границами коридора процентных ставок. Так, при предоставлении суточного кредита процентная ставка механизма ограничивает диапазон ставок межбанковского рынка по суточным кредитам, но может не повлиять на диапазон ставок по кредитам на более продолжительный срок. Наличие постоянных механизмов, обеспечивающих выдачу кредитов на более длительный срок, может способствовать ограничению диапазона рыночных ставок по кредитам с соответствующими сроками погашения.
Поскольку основная специфическая функция постоянного механизма заключается в предоставлении последней инстанции кредитов, обеспечивающих бесперебойное осуществление межбанковских расчетов, для эффективного функционирования механизма желательно соблюдение условий, дополнительно обеспечивающих оперативность действия механизма и оправданность заимствования средств в его рамках. Во-первых, таким условием является постоянное и своевременное получение банками информации о состоянии своих корреспондентских счетов в течение дня. Благодаря наличию такой информации, обеспечиваемой системой платежей, банки имеют возможность своевременно занимать средства на межбанковском рынке для финансирования дефицита, а если возможности межбанковского рынка исчерпываются — оценивать необходимость заимствования средств через постоянные механизмы. Эта информация важна и для центрального банка, поскольку позволяет ему не только прогнозировать дневные выдачи средств через постоянный механизм, но и успеть провести операции на открытом рынке для устранения системных диспропорций, если это представляется целесообразным. Наблюдение за состоянием банковских счетов в режиме реального времени позволяет центральному банку предвидеть потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в конце рабочего дня, например появление у того или иного банка значительного дефицита по расчетам, который трудно покрыть на межбанковском рынке. Вторым важным условием эффективного кредитования последней инстанции является наличие технических возможностей, позволяющих незамедлительно передавать центральному банку залоговое обеспечение в системе безбумажного учета, обеспечивая при этом жесткое соблюдение принципа поставки против платежа. Наиболее важна оперативность передачи залога и предоставления однодневных кредитов для обеспечения функционирования высокоразвитых платежных систем, в особенности системы валовых расчетов в режиме реального времени.
Таким образом, постоянные механизмы на любом этапе развития финансовых рынков и платежных систем являются полезным элементом системы рефинансирования, так или иначе сочетающимся с применением центральными банками операций на открытом рынке. Вопрос о соотношении между использованием постоянных механизмов и операций на открытом рынке центральные банки решают в зависимости от целей и задач денежно-кредитной политики, а также условий ее реализации.Так,если основной объем рефинансирования осуществляется через постоянные механизмы, центральный банк периодически корректирует общие и индивидуальные лимиты рефинансирования в зависимости от изменений уровня ликвидности в системе и выполнения параметров денежно-кредитной политики. В случае одновременного использования операций на открытом рынке и постоянных механизмов, актуальная корректировка лимитов имеет меньшее значение, однако важно установление лимита на уровне, который обеспечит выделение через постоянные механизмы лишь необходимой части средств, предоставляемых в порядке рефинансирования, чтобы не снизить результаты воздействия операций на открытом рынке. Наконец, если в проведении политики центральный банк полностью полагается на операции на открытом рынке, необходимость в постоянном механизме не отпадает, однако его сфера ограничивается в основном платежной системой. При этом кредит в рамках постоянного механизма носит расчетный характер и предоставляется, как правило, на суточный или меньший срок.