Любому инвестору для работы на РЦБ необходимы:
• лицензия на проведение соответствующих операций с ценными бумагами;
• прямой доступ к различным сегментам рынка (главным отечественным биржевым площадкам, Российской торговой системе, региональным торговым площадкам, внебиржевому рынку);
• развитая инфраструктура (современное оборудование, удаленные терминалы для совершения операций на различных торговых площадках, коммуникационные системы);
• информационно-аналитические ресурсы;
• опыт и профессионализм в области инвестирования;
• квалифицированные кадры;
• время и возможности для ежедневной кропотливой работы с фондовыми ценностями.
Такими условиями располагает не каждый профессиональный участник фондового рынка и не каждый банк. Как правило, на операциях с ценными бумагами в России специализируются организации — финансовые брокеры, занимающиеся портфельными инвестициями. Портфельный инвестор ведет спекулятивные операции с ценными бумагами, делая ставку на перспективу развития их эмитента за счет его собственных средств, а также на благоприятное изменение цен на данном рынке. В отличие от него прямой инвестор приобретает долю в капитале эмитента ценных бумаг (финансирует программу его развития), рассчитывая, что эта доля будет приносить ему устойчивый доход в течение определенного времени или даст какие-то стратегические преимущества для работы на новых рынках и что ее можно будет продать на РЦБ по выгодной цене.
Российский РЦБ представляет собой достаточно непредсказуемое явление, во многом зависящее от ожиданий иностранных портфельных инвесторов. Корпоративные фондовые ценности, обращающиеся на указанном рынке, представляют собой набор бумаг всего нескольких десятков эмитентов, многие из которые к тому же являются монополистами (естественными и искусственно созданными) в той или иной области деятельности, а следовательно, движение цен (котировок) на эти бумаги мало отражает фундаментальные процессы в реальной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности данных компаний. Тем не менее именно эти бумаги могут представлять интерес для портфельных (спекулятивных) инвесторов на рассматриваемом рынке, но при условии, что инвестор (в данном случае брокер) полностью принимает на себя соответствующие риски, в том числе обусловленные непредсказуемостью отечественного РЦБ и его зависимостью от иностранного спекулятивного капитала и международных финансовых институтов. В этой связи следует иметь в виду, что в рыночно развитых экономиках широкое раскрытие информации об эмитентах ценных бумаг и сделках на организованных РЦБ, а также данных о финансовом состоянии кредитных организаций рассматривается в качестве механизма, позволяющего переложить часть ответственности за принимаемые решения на инвесторов.
Специалисты и представители регулирующих органов справедливо считают, что в целом финансовый рынок России (его устройство и объемы) не соответствуют масштабам экономики, фактическому уровню инвестиций как в финансовый, так и в реальный сектор. Причины этого следующие.
Во-первых, крупный бизнес, как известно, привлекает капитал в основном не на российских, а на зарубежных площадках. К тому же расчеты (платежи) по операциям со многими ценными бумагами, торгуемыми на российском рынке, фактически идут через офшоры, т.е. на самом деле капитал в страну не «заходит», и такая торговля является по сути бесполезной для экономики в целом.
Здесь сказывается влияние структурных особенностей экономики страны. В России в своем развитии вперед ушли прежде всего сырьевые отрасли, именно ориентированные на экспорт. Рынок сбыта этих компаний находится не в собственной стране, а в основном за границей. Поэтому и вся их корпоративная, финансовая политика направлена на внешние рынки. Это приводит к тому, что наиболее хорошо организованные компании сориентированы на международные рынки и стараются работать на международных рынках капитала.
Во-вторых, своеобразна инфраструктура российского фондового рынка. По сути у нас две основные торговые площадки — Российская торговая система (РТС) и ММВБ. Первая была построена в свое время за счет иностранных денег (было вложено около 80 млн долл.) и она устроена таким образом, что обслуживает в основном операции офшорных компаний. Вторая площадка — ММВБ — была построена с помощью государства (не столько финансовой, сколько «направляющей»). Так или иначе в стране существует всего две значимые площадки. Больше никакого капитала в развитие фондового рынка вложено не было.
Разумеется, изменение «лица» финансового рынка будет зависеть от дальнейшего успешного развития экономики. Но даже при этом последнем условии, как полагают авторитетные эксперты, при фактическом уровне открытости российской экономики, при нынешних условиях регулирования рынка и при той его инфраструктуре, которая имеется сегодня, наш внутренний финансовый рынок вряд ли ожидает блестящее будущее.
Открытость экономики предполагает открытость конкуренции, а это означает, что российские компании, другие участники рынка всегда имеют возможность выбирать, где работать и какими инструментами пользоваться. Есть хорошо развитая мировая система, и те, кто способен, старается идти на внешние рынки. Получается, что на внутренних финансовых рынках работают только те, кто не способен выйти на международные. И чтобы преодолеть эту ситуацию, органы государственного управления и регулирования должны проводить активную политику — способствующую прежде всего созданию дружественной, достаточно дешевой инфраструктуры финансового рынка и снижению рисков его участников. При этом важно учесть, что российский финансовый рынок в его сегодняшнем реальном состоянии — это не та сфера, где можно решить стоящие перед ним проблемы одними только чисто рыночными механизмами (конкуренция и др.).
Российский РЦБ сегодня
В разрезе финансовых инструментов данный рынок (биржевой и внебиржевой) представлен в основном акциями топливно-энергетических монополий и относительно ликвидными долговыми обязательствами государства, т.е. здесь торгуются следующие виды ценных бумаг:
1) корпоративные ценные бумаги (рынок корпоративных ценных бумаг — это рынок акций, рынок облигаций, рынок векселей);
2) государственные (федеральные) ценные бумаги;
3) ценные бумаги субъектов РФ;
4) производные ценные бумаги;
5) депозитарные расписки российских эмитентов (германские, Лондонская, Нью-Йоркская фондовые биржи и внебиржевой рынок США).
Определенное представление о реальных интересах банков на РЦБ можно составить по данным табл. 22.2.
Таблица 22.2
Структура вложений кредитных организаций в ценные бумаги, млн руб.
1 Вложения в долговые обязательства |
1.01.2003 |
1.05.2003 |
1.04.2004 |
|Вложения в долговые обязательства, всего Из них: в государственные долговые обязательства в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти в долговые обязательства, выпущенные кредитными организациями-резидентами в долговые обязательства, выпущенные нерезидентами в прочие долговые обязательства в долговые обязательства по договорам с обратной продажей в долговые обязательства по договорам займа в просроченные долговые обязательства |
502 571 412 767 22 017 4363 22 073 32 970 5545 2450 386 |
728 621 511682 28 405 8243 40 328 41915 97 395 632 22 |
681 792 450 968 55 581 17 610 35 100 71 851 50 239 433 10 |
Вложения в акции, всего Из них: в акции кредитных организаций-резидентов в акции нерезидентов в прочие акции по договорам с обратной продажей по договорам займа |
51344 876 104 44 131 6234 |
71947 1182 671 57 785 12 020 289 |
100 866 3018 908 83 975 12 093 871 |
Участие в дочерних и зависимых АО, всего Из них: в акции дочерних и зависимых банков-резидентов прочее участие |
17 400 2243 4696 |
19 665 2985 4179 |
17 377 3361 4543 1 |
Наименее рискованными и потому инвестиционно наиболее привлекательными можно считать операции с государственными (федеральными) долговыми обязательствами (облигациями). Имеются в виду прежде всего бумаги, входящие в так называемый ломбардный список Банка России.
В другом аспекте рассматриваемый рынок может быть представлен: торговой системой, которая реализует саму процедуру заключения сделок купли-продажи с ценными бумагами, расчетной системой, которая обеспечивает расчеты и денежные платежи по данным сделкам, и депозитарной системой, занимающейся учетом прав владельцев бумаг по счетам депо и их переводами по указанным счетам.
Участники рынка государственных ценных бумаг
Ими являются:
• Банк России как контролирующий орган и основной дилер по государственным ценным бумагам (ГЦБ). Действует на фондовом рынке по поручению Минфина РФ, отражает интересы государства на этом рынке;
• государство в лице Минфина РФ — эмитент соответствующих бумаг (их первичное размещение и погашение поручено Банку России);
• инвесторы — любые юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право приобретать указанные бумаги и владеть ими;
• дилеры — профессиональные участники РЦБ (банки и инвестиционные компании).
Кандидаты в дилеры по ГЦБ должны удовлетворять ряду требований. Повышенные требования предъявляет Банк России к кандидатам в первичные дилеры.
Рынок названных ценных бумаг — это рынок биржевой. Первичное размещение данных облигаций по поручению Минфина проводит Банк России посредством аукциона. День проведения аукциона, объем выпуска, лимит на неконкурентные заявки, время приема заявок и другие параметры операции Банк России объявляет за семь дней до проведения аукциона.
В день аукциона дилер имеет право в течение определенного времени вводить в Торговую систему заявки на покупку/продажу облигаций. При этом заявки могут быть:
• от своего имени и за свой счет (заявка первичного дилера и дилера); от своего имени по поручению клиента (заявка инвестора);
• лимитные и рыночные. Под лимитной понимается заявка, выражающая намерение дилера купить/продать указанное в заявке количество облигаций по цене не выше/не ниже указанной в заявке, под рыночной — заявка, выражающая готовность дилера купить/продать указанное в заявке количество облигаций по наилучшим ценам, сложившимся на рынке в момент подачи заявки;
• конкурентные и неконкурентные. В конкурентной заявке указываются цена, по которой заявитель готов купить облигации, и количество приобретаемых облигаций (цена облигации указывается в долях от ее номинала с точностью до сотых долей процента), в неконкурентном предложении называется количество облигаций, которое покупатель готов приобрести на аукционе по средневзвешенной цене.
До объявления итогов аукциона Минфин РФ в пределах установленного объема выпуска облигаций определяет минимальную цену их продажи, позволяющую pea-
лизовать весь выпуск (цена отсечения) и средневзвешенную цену всех удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных заявок. Все заявки, в которых были указаны цены, равные или превышающие цену отсечения, полностью удовлетворяются.
Операции для инвесторов и условия их проведения
На РЦБ банки чаще всего выполняют для своих клиентов (юридических и физических лиц) посреднические функции финансовых брокеров, т.е. размещают их средства на этом рынке, проводя следующие операции (сделки):
1) покупка ценных бумаг на аукционах и вторичных торгах;
2) продажа бумаг на вторичных торгах.
Весьма активно крупные банки действуют как андеррайтеры (организация размещения ценных бумаг клиентов — компаний и администраций субъектов РФ и муниципалитетов).
Достаточно активно применяется кредитование клиентов под залог принадлежащих им ценных бумаг, в том числе по технологии репо, а также кредитование посредством выдачи ценных бумаг (векселей) самих банков. Заметим, что в первом случае наибольшая сложность для банков связана с проблемой адекватной денежной оценки ценных бумаг (пакетов ценных бумаг) клиентов.
Условиями работы клиента с банком во всех указанных случаях являются заключение между ними соответствующего договора, а также оформление ряда иных документов, в том числе необходимых для открытия клиенту счета депо на бирже.
Абсолютно необходимым условием профессиональной деятельности на РЦБ можно полагать адекватное информационно-аналитическое обслуживание клиентов, самостоятельно (в той или иной мере) принимающих инвестиционные решения.
Банки также проводят для своих клиентов многочисленные операции (сделки) с ценными бумагами (включая операции на так называемом срочном рынке, т.е. операции с производными ценными бумагами), которые по классификации авторов данного учебника относятся к числу дополнительных банковских операций и здесь не рассматриваются.
О важности и результативности обслуживания клиентов на фондовом рынке можно судить, в частности, по следующим данным: на 1 января 2002 г. и 1 января 2003 г. в целом по банковскому сектору чистый доход от операций купли-продажи ценных бумаг и их переоценки составил соответственно 23 394 и 46 480 млн руб., или 12 и 16% всей массы чистого дохода всех действовавших кредитных организаций (для сравнения: аналогичная доля доходов от операций с иностранной валютой и валютными ценностями на те же даты составила около 11 и чуть менее 9% соответственно).