Управление присутствует уже в индивидуальной сознательной (осознанной) человеческой деятельности как внутренний элемент этой деятельности, ответственный за осознание и оценку потребностей, желаний и намерений действующего лица, возможностей достижения желаемых результатов, выбор способов необходимых действий, распределение соответствующих усилий. Это управление человеком своими действиями, управление собой.
В приведенном определении в неявном виде присутствует важная мысль. Производственная и всякая иная человеческая деятельность невозможна без использования определенных вещей, элементов природы (предметов и средств труда и производства). Поэтому указанная деятельность всегда являет собой сочетание двух типов управления: управления вещами и управления собой. Данная мысль справедлива и для совместной деятельности.
Развитая форма управления связана с совместной деятельностью людей, осуществляемой в сравнительно крупных масштабах. В этом случае управление выделяется и обособляется в отдельный, специфический вид сознательной человеческой деятельности, умственного (интеллектуального) труда, который предполагает наличие особой категории лиц — управленцев (управляющих) и особых органов — управляющих структур. И сущность этого управления сводится к целенаправленному воздействию на участников и на существенные характеристики и факторы процесса совместной человеческой деятельности посредством определенных управленческих действий (решений) с целью достижения желаемых результатов такой деятельности.
При ближайшем рассмотрении в названном процессе принято выделять содержательную и процессуальную (технологическую) стороны (аспекты), а также его объект (объекты) и субъект (субъекты).
Выяснить содержание управления — значит ответить на вопросы: для чего должны делать (с какой целью или с какими целями) и что должны делать те, кто принимает управленческие решения (какие именно управленческие действия они могут и должны предпринимать, на что именно могут и должны распространяться принимаемые ими решения). Ответить на первый из этих вопросов — значит раскрыть функции управления, на второй — задачи управления.
Первый из названных вопросов обычно как бы не замечается, во всяком случае не ставится как особый вопрос. Между тем он имеет принципиальное значение, поскольку речь идет о необходимости различать цели деятельности организации и цели деятельности тех, кто принимает решения, обязательные для всех исполнителей. Они не могут и не должны совпадать. К примеру, максимизация прибыли или удовлетворение кредитных потребностей клиентов могут быть целями деятельности банка, но не могут быть признаны непосредственными целями управления как специфического вида деятельности, поскольку зарабатывание прибыли и выдача кредитов — обязанность конкретных подразделений банка и их вполне определенных сотрудников. Что же можно считать функциями управления?
Можно предложить следующие варианты решения данного вопроса (применительно к коммерческой организации в целом):
1) функция (цель) управления — само качественное управление как способ удовлетворения потребности, объективно присущей совместной деятельности;
2) функция управления — обеспечение максимально благоприятных условий для долговременной стабильной устойчивости функционирования и развития организации в соответствии с ее уставными целями и задачами. Эта генеральная функция управления может быть конкретизирована как:
• адекватное определение состояния и тенденций развития среды, в которой организации приходится действовать, а также места организации в экономической системе;
• разработка и поддержание в работоспособном состоянии (развитие) механизма формирования реалистичных целей деятельности организации и механизма оценки степени их достижения;
• обеспечение условий для эффективной деятельности организации в целом и всех ее структурных подразделений, что предполагает, в частности: по мере надобности (в соответствии с меняющимися условиями) рационально распределять (перераспределять) и координировать трудовые функции, пересматривать организационную структуру, а также цели и задачи подразделений; отладить (пересматривать, совершенствовать) внутри организации рациональную, ориентированную н? ^цичьт конечные результаты схему горизонтальных и вертикальных связей, информационных потоков; разработать, поддерживать в работоспособном состоянии (развивать) и эффективно применять механизм управления организацией, включая механизм согласования интересов и целей деятельности ее подразделений; разработать способы или средства оценки качества механизма управления организацией, при необходимости совершенствовать их;
• достижение надежности, технологичности, простоты и экономичности процесса управления.
В отношении задач управления (видов управленческих действий, которые следует предпринимать) между специалистами почти нет разногласий (имеющиеся разночтения не являются принципиальными и касаются трактовок отдельных терминов, а также последовательности, в которой такие задачи рассматриваются). С точки зрения формирования в организации простой и надежной, эффективной системы управления к указанным задачам можно отнести следующие:
1) анализ;
2) планирование;
3) регулирование (оперативное управление);
4) контроль.
Необходимые определения будут приведены дальше (см. главы 10, 12, 13). Пока же дадим некоторые пояснения.
Во-первых, перечисленные управленческие действия в общем случае могут рассматриваться и осуществляться на практике только в приведенной выще последовательности. Нельзя, например, сначала составлять планы, а потом заниматься анализом. Это значит, что действия, предусматриваемые в каждом последующем пункте, логически и фактически должны основываться на решениях, которые были приняты в рамках предыдущего пункта (пунктов), соответствовать им по духу и букве, служить формой их реализации и конкретизации.
Во-вторых, на этапе анализа собственно управленческие решения не принимаются. Однако если бы их принятие на последующих этапах не основывалось на результатах аналитической работы, это выглядело бы как нонсенс и на самом деле было бы грубым нарушением элементарных основ управления. Анализ — это предварительное, подготовительное и необходимое звено содержания управления. Не принимаются управленческие решения и в ходе контроля, однако такие решения обязательно приходится принимать по его результатам. В этом смысле контроль также является хотя и весьма важным, но вспомогательным звеном содержания управления (ем. также главу 14). Таким образом, собственно управленческие действия имеют место в ходе Планирования и оперативного управления, однако они были бы невозможны или некачественны без адекватного учета рекомендаций, вытекающих из анализа и контроля выполнения ранее принятых решений.
В-третьих, регулирование (оперативное управление) имеет собственную структуру, которая включает:
1) организационную деятельность («организацию») — распределение и координацию трудовых функций, формирование (переформирование) необходимых оргструктур, поскольку такая работа ведется в оперативном, текущем режиме (наиболее важные решения в этой части принимаются на этапе планирования); значение данной работы состоит в том, что она обеспечивает чрезвычайно важное условие, без которого объект управления вообще не будет поддаваться управлению, — упорядоченность элементов, из которых он состоит, включая их оправданную соподчи-ненность (субординацию), причем не просто упорядоченность на основе случайного принципа, а такую, которая наиболее полно отвечает предназначению, интересам и иным условиям данной конкретной организации;
2) собственно регулирование (оперативное управление) — принятие текущих управленческих решений с целью адекватной реализации утвержденных планов (программ, заданий и т.п.) функционирования и развития организации и ее подразделений, недопущения нежелательных отклонений от принятых в организации режимов и необходимых (запланированных) результирующих качественных и количественных параметров функционирования. Иногда в этот ряд включают также процессы, отражаемые понятиями «активизация» и «координация», что, однако, спорно по сути.
В-четвертых, регулирование и контроль обычно имеют внутренний и внешний слои. Внутренние регулирование и контроль осуществляются силами самой организации; внешнее регулирование — государственными органами, энешний контроль — государственными органами (надзор), аудиторскими фирмами (аудиторами), кредиторами организации и др.
Обратимся теперь к технологическому (процессуальному) аспекту управления. Выяснить технологию управления — значит ответить на вопрос: как именно осуществляется управление, т.е. раскрыть механизм управления.
Качественный механизм управления — это обоснованная, внутренне согласованная и комплексно применяемая совокупность средств (инструментов, рычагов, методов и т.д.), посредством которых органы и лица, принимающие управленческие решения, воздействуют на объект управления. В него следует включать:
Анализ |
Принципы управления |
Планирование |
Методы управления |
Регулирование, в том числе организация |
Способы принятия решений |
Контроль |
В данном случае анализ, планирование, регулирование (оперативное управление) и контроль рассматриваются в их технологическом разрезе, именно с точки зрения того, как конкретно в данной организации понимается, на каких научных и методических началах организовано, в рамках каких процедур проводятся анализ и планирование, ведутся регулирование и контроль, т.е. как более или менее совершенные, отличающиеся от организации к организации «рукотворные» средства, качество которых едва ли не целиком зависит от профессионализма их сотрудников.
Принципы управления используются как качественные ограничения или ориентиры, которыми необходимо руководствоваться как при определении перспектив, так и в повседневной жизни организации. Среди принципов управления, общих для любых организаций, можно отметить:
• направленность на достижение конкретных целей;
• ориентированность на создание атмосферы и условий заинтересованности сотрудников в достижении необходимых результатов (принцип активизации);
• соответствие целей (результатов) и средств;
• комплексность процесса;
• гибкость организационных структур.
Строгого и общепринятого определения понятия метод управления не существует. Применительно к управлению под методом обычно понимается прием или способ воздействия на объект (способ применения тех или иных средств управления), а тем самым — прием или способ достижения цели, путь решения проблемы. Нет пока и строгой, выстроенной по единому критерию, классификации методов управления; вместо этого используется одновременно несколько критериев (табл. 2.1). Но для целей практического управления важно подчеркнуть, что все существующие методы находятся в тесном взаимодействии, образуя единую систему. Это означает, что они должны применяться в комплексе — как взаимодополняющие и не противопоставляемые друг другу приемы.
Таблица 2.1 Классификация методов управления
1 Группы методов |
Методы |
1 Экономические Административные Социально-психологические Нормативные |
1. Плановые задания 2. Статьи бюджета 3. Материальная ответственность, санкции 4. Материальное стимулирование 5. Внутрифирменные цены, тарифы и иные платежи (если используются) 1. Организационные 2. Распорядительные 1. Убеждение 2. Внушение 3. Воздействие личным примером 4. Принуждение применением авторитета 5. Вовлечение обращением к определенным чувствам 6. Побуждение повышением значимости работы 1. Устав, приказы, распоряжения, инструкции, регламенты 2. Нормативы, стандарты, в том числе социальные |
Примечание. В классификацию включены только те методы, которые может использовать сама организация (без учета управляющего воздействия на нее извне).
Важное значение для создания качественного механизма управления имеют способы принятия управленческих решений, доведения этих решений до исполнителей, реализации и контроля исполнения. Эти способы составляют замкнутую цепочку управленческого цикла: определение цели -> анализ информации -> выбор вариантов и принятие решений -> доведение решения до исполнителей -> реализация решения и контроль выполнения -> получение информации -> определение цели и т.д.