О роли и составе платежной системы
Роль платежной системы в рыночной экономике обычно определяется как «артериальная» в силу важности выполняемой ею функции — обеспечения своевременного и необременительного перевода денежных средств от одних экономических агентов к другим как одного из условий устойчивости хозяйственного оборота и экономического роста.
В строгом, узком смысле слова платежная система может быть определена как действующая по согласованным правилам совокупность дополняющих друг друга организаций, осуществляющих расчеты и проводящих платежи с целью урегулирования денежных долговых обязательств участников экономического оборота. При более широком (не строгом) подходе в эту систему иногда включают также инструменты и механизмы (технологии), используемые указанными организациями при предоставлении ими своим клиентам платежных услуг (включая коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денег надлежащему адресату, средства передачи соответствующей информации и договорное оформление отношений между сторонами).
В число основных участников платежной системы входят центральный банк, коммерческие банки, отдельные НКО, включая клиринговые центры (палаты).
Модели платежных систем
Системы межбанковских расчетов и платежей прошли в своей эволюции несколько этапов.
Самый простой вариант, когда два участника расчетов открывают корреспондентские счета друг у друга и проводят суммы напрямую, без посредников, был широко распространен еще в средневековой Европе. Банков тогда было немного, и далеко не все предприниматели пользовались их услугами. Схема расчетов выглядела (и сейчас выглядит) так:
1-й КБ-------------2-й КБ.
С увеличением числа банков каждому из них приходилось открывать все больше корсчетов, что усложняло оперативный учет, приводило к распылению активов и затруднениям в подведении итогов баланса. Возникла необходимость в промежуточных звеньях, роль которых стали выполнять клиринговые палаты, в которых каждому банку открывается всего один корсчет для расчетов со всеми остальными участниками. В регионе (или небольшом государстве) достаточно всего одной такой палаты (центральной). Схема расчетов складывается следующим образом:
1-й КБ-------------ЦРП
ЦРП-------------2-й КБ.
Если палат несколько и они не связаны в единую систему (не имеют общего центра и не проводят платежи между собой напрямую), то схема принимает вид:
1-й КБ--------------1-я РП
1-я РП--------------2-я РП
2-я РП--------------2-й КБ.
Эта система сложнее предыдущих. Несмотря на то что банкам в расчетных палатах открывается только один корсчет, каждая РП должна иметь множество счетов для расчетов с остальными.
Возможен и 4-й, универсальный, вариант, если все РП страны объединить в единую централизованную сеть:
1-й КБ--------------1-я РП
1-яРП--------------ЦРП
ЦРП---------------2-я РП
2-я РП------------2-й КБ.
Последний вариант наиболее сложный; перечисление каждого платежа здесь отражается тремя бухгалтерскими проводками (в двух региональных и одной центральной РП). При использовании бумажных документов такая схема практически неприемлема из-за длительности почтового пробега документов. Но в электронной среде она дает следующие преимущества: обеспечивает контроль за прохождением каждой суммы; позволяет составлять ежедневный сводный баланс; обеспечивает проведение взаимозачета с максимально эффективным привлечением средств участников.
Кроме разделения «по уровню сложности» различные системы межбанковских платежей можно классифицировать и по другим признакам.
1. По иерархии (степени подчинения). В данном случае различаются системы: централизованные (древовидные), где каждая группа участников нижнего уровня устанавливает отношения с одним участником более высокого ранга, а последние подчиняются единому центру; децентрализованные (в виде сетей), где отдельные связи между участниками могут устанавливаться независимо от всех остальных.
Полностью централизованной была система межфилиальных оборотов (МФО) Госбанка СССР. Действующие сейчас в России системы МФО и электронных платежей отличаются централизацией на верхнем уровне (расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России непосредственно подчиняются Центральному банку) и большей степенью свободы — на уровне негосударственных кредитных организаций (коммерческие банки в обязательном порядке открывают корсчета в РКЦ, но у них остаются и другие возможности проведения платежей).
2. По условиям приема участников. Существуют системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников, которые делятся на основных и второстепенных, постоянных и временных, крупных и мелких и т.п.
В РКЦ Банка России всем банкам открываются корсчета на равных условиях. Зато в некоторые негосударственные клиринговые центры (палаты) принимаются только крупные, стабильные, хорошо зарекомендовавшие себя банки, а у них в свою очередь открывают корсчета все остальные.
3. По порядку резервирования средств. В одних случаях платежи проводятся только после предварительного депонирования средств участниками на отдельных счетах, а в других — этого не требуется. В основном все рассматриваемые системы работают при условии наличия определенных кредитовых остатков на корреспондентских счетах.
4. По способам получения окончательного расчета. По этому критерию выделяют следующие варианты: валовые, или брутто-платежи; чистые, или нетто-платежи (обычно пишут «брутто-расчеты» и «нетто-расчеты»).
Системы, в которых платежи фиксируются очередными проводками каждой отдельной операции и суммируются один за другим, называются системами брутто-платежей (платежей на валовой основе). Выделяют два основных вида таких систем: системы, при которых платежи проводятся в режиме реального времени, даже если необходимые средства могут отсутствовать в момент их осуществления; системы, при которых платежи могут проводиться только при наличии достаточного количества средств на расчетном счете.
В системах на валовой основе платежи исполняются не только последовательно, но и через короткий промежуток времени. Имея в виду последнее обстоятельство, обычно говорят о «реальном времени», хотя подразумевается, что от исполнения одного платежа до исполнения другого проходит некоторое время, необходимое для их обработки.
Системы, позволяющие проводить взаимозачеты (клиринг) между участниками, известны как системы нетто-платежей (платежей на чистой основе). Среди них можно выделить: системы двусторонних нетто-платежей, когда по дебету и кредиту проводится взаимозачет между парами участников; системы многосторонних нетто-платежей, когда взаимозачет проводится по всем операциям и со всеми участниками сразу, что позволяет подвести итоги сводного баланса между ними.
5. По размерам сумм и срочности платежей. В этом плане различаются: системы, где все платежи проводятся на равных условиях независимо от суммы и срока; системы переводов крупных и мелких сумм; системы срочных платежей.
За рубежом выбору конкретной модели системы переводов крупных сумм платежей (СПКСП) придается государственное значение по причине их высокого риска. Посредством СПКСП (иногда называемой системой оптовых платежей) переводятся крупные по размерам (средняя сумма одного такого перевода в США — 3 млн долл., в Японии — 33 млн долл.) и высокоприоритетные платежи, генерируемые рынками межбанковских сделок и сделок корпоративных клиентов. Как правило, такие переводы обрабатываются в пределах рабочего дня. Поскольку крупные платежи требуют большей степени защищенности, надежности и своевременности, то операционные издержки на их проведение намного (иногда в 15 раз) выше, чем в системах розничных платежей.
Хотя проведение крупных срочных платежей считается в основном прерогативой систем на валовой основе, в некоторых странах для этой цели применяются и системы нетто-платежей (например, в США — CHIPS и Fedwire, в Германии — EAF и EIFZV). Может использоваться и модель, при которой одна система предусматривает проведение как валовых, так и нетто-платежей (система BOJ-NET Банка Японии).
Системы переводов мелких сумм обслуживают массовые низкостоимостные платежи потребителей услуг торговых организаций и предприятий сферы услуг.
6. По возможности предоставления кредита. Одни системы предусматривают автоматическое прекращение платежных операций при временном недостатке средств на счетах участников, в других возможно предоставление кредита на относительно короткие сроки.
Возможны и другие критерии классификации систем межбанковских расчетов и платежей. Так, оптовые системы можно классифицировать в зависимости от следующих факторов: частоты платежей — на определенные по времени (отсроченные) и постоянные (в режиме реального времени); наступления момента завершения операций — на системы окончательного расчета только в конце операционного дня и системы расчетов в течение всего операционного дня; формы собственности — на государственные, частные, смешанные; характера используемых счетов — на системы с унифицированными счетами (когда счета системы платежей на валовой основе соединены с «основными» счетами кредитных организаций в центральном банке) и раздельными счетами; масштаба — на внутренние, проводящие операции в пределах одной страны, и международные.
Роль центрального банка в платежной системе
В современных платежных системах центральные банки играют ключевую роль.
Во-первых, они организуют системы перевода средств, специально разрабатываемые для обеспечения валовых платежей в режиме реального времени по отдельным межбанковским обязательствам, и управляют ими. Центральные банки непосредственно отвечают за управление кредитными рисками участников системы на двусторонней основе. Во-вторых, непосредственно оказывают услуги по межбанковским расчетам и платежам, в том числе специализированным расчетно-платежным организациям, которые в конце каждого определенного цикла подводят окончательные итоги зачета взаимных требований участников путем перечисления средств на счета в центральном банке. В-третьих, лицензируют и контролируют деятельность платежных систем, в том числе устанавливая технологические и экономические критерии доступа коммерческих банков к тем или иным платежным системам. В-четвертых, при необходимости дают кредиты на завершение расчетов и платежей.
В соответствии с законодательством Банк России занимает особое место в платежной системе страны: обеспечивает общее руководство платежной системой, создает для нее методическую и организационную базу, координирует и регулирует расчетные и платежные отношения в России, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты проведения безналичных платежей, которые обязательны для всех юридических и физических лиц; является непосредственным участником этой системы, осуществляя межбанковские платежи через свои подразделения.
В последнее время все большее внимание уделяется такой задаче центральных банков, как наблюдение за платежными системами. Международные финансовые институты — прежде всего Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (БМР) — трактуют данное понятие как деятельность, нацеленную преимущественно на содействие надлежащему функционированию платежных систем и на защиту финансовой системы от «эффектов домино». Конкретно под названной деятельностью понимают сбор данных, характеризующих состояние платежных систем, их анализ и принятие на этой основе решений. Решения могут иметь как оперативный, так и концептуальный, стратегический характер.
В платежных системах может возникать целый ряд рисков. Нарушения в платежных системах, которые могут произойти в результате реализации таких рисков,
могут поставить под угрозу стабильность системы и финансовых рынков. БМР такие платежные системы определил как системно значимые. Известны также выработанные названным Комитетом БМР следующие ключевые принципы для системно значимых платежных систем.
I. Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях.
П. Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе.
III. Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными рисками и рисками неликвидности, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания.
IV. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или как минимум на конец дня.
V. Система, в которой осуществляется многосторонний клиринг, должна как минимум быть способна обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов в случае неспособности участника с крупнейшим отдельным расчетным обязательством произвести платеж.
VI. Активы, используемые для платежей, предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются иные активы, они должны иметь незначительный или нулевой кредитный риск или риск неликвидности.
VII. Система должна обеспечивать высокую степень безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день.
VIII. Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.
IX. Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.
X. Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными.
В дополнение к ним выдвинуты задачи (обязанности) центрального банка по применению ключевых принципов. Центральный банк должен: четко определить свои цели в отношении платежных систем и обнародовать свою роль и свою политику в отношении системно значимых платежных систем; обеспечить соблюдение ключевых принципов системами, которыми он управляет; вести наблюдение за соблюдением ключевых принципов системами, которыми он не управляет, и должен иметь для этого возможности; сотрудничать с другими центральными банками и любыми другими соответствующими национальными или иностранными учреждениями в интересах обеспечении безопасности и эффективности платежных систем на основе ключевых принципов.
автомойка с самообслуживанием.
В разных странах роль центральных банков в отношении их национальных платежных систем определена по-разному. Роль Центрального банка РФ в платежной системе России уже была показана выше.
Как следует из изложенного, целями наблюдения за платежными системами являются: достижение их стабильного, плавного и эффективного функционирования; выявление на ранних стадиях нарушений в платежных системах и своевременное их предотвращение. Банк России пытается реализовать эти цели следующими методами: сбор, систематизация и накопление показателей, характеризующих состояние платежных систем и безналичных платежей; систематический анализ этих показателей как основа для определения ситуаций, складывающихся в платежных системах, и определение тенденций их развития (мониторинг показателей платежных систем); прямое воздействие на собственную платежную систему путем установления нормативной базы и тарифов, технических усовершенствований, управления ликвидностью; влияние на функционирование частных платежных систем путем установления правил платежей.
Сейчас в Банке России действуют следующие системы: внутрирегиональных электронных платежей; межрегиональных электронных платежей; межфилиальных платежей с применением авизо; платежей между учреждениями Банка России, обслуживаемыми одним ВЦ (нетто-платежи); межрегиональных расчетов по государственным ценным бумагам; расчетов в пределах одного учреждения Банка России.
Под расчетной (платежной) сетью Банка России понимается совокупность его подразделений, имеющих самостоятельный баланс, банковский идентификационный код, осуществляющих соответствующие операции в этой системе от своего имени.
Платежная система Банка России является системно значимой для РФ. Другие платежные системы, действующие в стране, ввиду незначительных объемов платежей каждой из них не являются системно значимыми, однако Банк России ведет их мониторинг, так как объемы платежей могут возрасти, что приведет к повышению их значения в распространении системных рисков.
Структура платежной системы России
Расчеты и платежи в стране обеспечивают (данные на начало 2002 г.):
1) платежная система (сеть) Банка России, в которую входят: РКЦ в составе каждого ТУ ЦБ,1 один из которых при каждом ТУ — головной (всего 1175 РКЦ); ОПЕРУ-1, ОПЕРУ-2 и Центральное операционное управление (ЦОУ) при ЦБ;
2) коммерческие банки и их филиалы (1280 и 3433 соответственно);
3) НКО (43, из них 38 — расчетных НКО);
4) система Федерального казначейства Министерства финансов РФ;
5) сеть почтовой связи (40 тыс. отделений);
6) биржи;
7) депозитарии1.
В настоящее время в России параллельно действуют разные сети проведения платежей между кредитными организациями — общероссийские, межрегиональные, региональные и локальные (в рамках банков, имеющих филиалы), что представлено на рис. 19.1.
1 См.: Платежные системы в России (Красная книга) // Вестник Банка России. 2003. № 64.
Платежи без участия КО
Внутрибанковские
(плательщик и получатель
средств обслуживаются
одним банком)
Платежи, проводимые КО
брутто- и нетто-расчеты
I
Межфилиальные Межбанковские по корр.
отношениям
Между
подразделениями
одного банка
Между
подразделе
ниямиЦБ
По прямым связям между двумя банками
Через третью КО
ЦБ — нац. плат, система
Крупный КБ Клцр. палата
С участием ЦБ
(без депонирования
средств в палате)
Без участия ЦБ
(с депонированием
средств в палате)
Рис. 19.1. Сети безналичных расчетов и платежей в России
Наиболее значительную часть в платежном обороте составляют платежи через сеть Банка России.
Так, в 2002 г. безналичные платежи, проведенные через платежную систему Центрального банка, составили: 47,6% — по количеству и 58,7% — по объему платежей. Платежная система ЦБ РФ провела 350,7 млн платежей (в среднем в день — 1,4 млн платежей) с годовым объемом в 76,3 трлн руб.
Как уже отмечалось, ТУ ЦБ расположены в регионах РФ, которые в основном совпадают по территории с субъектами Федерации. Поэтому в каждом ТУ функционируют региональные компоненты платежной системы. Соответственно в данной платежной системе платежи осуществляются на двух уровнях: в пределах одного региона — внутрирегиональные платежи, составляющие основную часть проходящих через платежную систему Банка России платежей (почти 90% — по количеству и 82% — по объему), и платежи, начинающиеся в одном регионе и завершающиеся в другом — межрегиональные платежи.
В масштабах всей платежной системы России внутрирегиональные платежи составляют: 91 % — по количеству и 84% — по объему. Межрегиональные платежи составляют соответственно 9 и 16%.
При этом в 19 регионах ведется децентрализованная обработка платежной информации, т.е. региональные учреждения Банка России обрабатывают такую информацию на компьютерах самостоятельно, обмен между ними в рамках региона осуществляется на двусторонней основе в установленное время. В 53 регионах платежная информация обрабатывается централизованным способом, т.е. в едином вы-
числительном центре, и платежи проводятся непрерывно в течение дня как индивидуально, так и пакетами. В пяти регионах платежная информация обрабатывается централизованным способом, но платежи проводятся дискретно в установленные периоды времени, т.е. несколько раз в течение дня. В Москве и Московской области платежная информация обрабатывается централизованно, а платежи проводятся как в непрерывном режиме, близком к режиму реального времени, так и дискретно в установленные периоды времени. Региональные компоненты платежной системы Банка России функционируют по местному времени в 11 часовых поясах.
Для завершения расчетов кредитным организациям, которые заключили соответствующие договоры с Банком России, в отдельных регионах предоставляются кредиты овернайт под залог ценных бумаг, находящихся в Национальном депозитарном центре.
В платежной системе Банка России используются национальные банковские идентификационные коды (БИКи) и единые форматы расчетных документов. При этом платежи ведутся как электронным способом, так и с использованием бумажной технологии.
Через платежную систему ЦБ с использованием электронной технологии проведено около 93% общего количества платежей и 92% — общего объема платежей (через всю платежную систему России — соответственно 72,3 и 84%).
Если в межбанковских расчетах преобладают электронные платежи, то в системах расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации значительную долю составляют платежи с использованием бумажной технологии.