Учетная и налоговая политика банка

Начиная с 1995 г. хозяйствующие субъекты, в том числе кредитные организации, формируют свою учетную политику в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода.

К понятию учетной политики

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» (п. 3 ст. 5) организация самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.

Учетная политика в широком смысле слова — это методика (порядок) ведения оперативного и бухгалтерского учета для целей: планирования и в целом управления

(учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях); адекватной оценки активов, обязательств, затрат и финансовых результатов, в том числе при составлении сводной финансовой отчетности; налогового планирования.

Под учетной политикой в узком смысле слова понимается установленный в законодательстве набор допустимых альтернатив для отражения в бухгалтерском учете операций, активов и обязательств, затрат и финансовых результатов. При этом в финансовом и налоговом законодательстве устанавливается перечень операций, в отношении которых разрабатывается и применяется учетная политика, а также сами альтернативные способы отражения в учете отдельных операций.

В целом можно считать, что учетная политика — это совокупность принципов, правил (их вариантов) и технологий (способов, методов) разумной организации и ведения бухгалтерского учета в банке (иной организации, на предприятии) с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации. Иными словами, под учетной политикой непосредственно понимается принятая в данной организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов ее экономической деятельности. Конкретно к таким способам относятся методы группировки и оценки указанных фактов, системы учетных регистров, способы применения счетов бухгалтерского учета, приемы инвентаризации, обработки информации, организации документооборота и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Содержание и разработка учетной политики банка

Организация самостоятельно формирует свою учетную политику. Применительно к банку в учетной политике должны быть определены возможные варианты учета тех операций, в отношении которых альтернативнее решения предусмотрены в официальных нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в кредитных организациях. При этом она не должна дублировать положения ни его кредитной, инвестиционной и прочих политик, ни правил учета операций в той их части, которая жестко определена в нормативных документах. Лишь в ряде случаев банкам дается возможность самостоятельно определять некоторые элементы бухгалтерского и налогового учета, и именно эти элементы и следует отразить в учетной политике.

Как это лучше сделать? Главная трудность здесь — отсутствие стандарта «Учетная политика кредитных организаций». С учетом этого банки в качестве методического подспорья при разработке своей учетной политики могут пользоваться Положением по бухгалтерскому учету Минфина РФ «Учетная политика организации» (утверждено приказом министра от 9 декабря 1998 г. № 60н, в ред. приказа от 30 декабря 1999 г. № 107н). Хотя в самом этом документе (п. 1) указано, что для кредитных организаций он не обязателен, тем не менее его нормы могут быть применены по крайней мере для той части банковских операций, учет которых не урегулирован в нормативных актах Банка России.

Разработчики учетной политики банка должны ясно понимать цели своей работы. Такими целями можно считать конкретизацию порядка использования способов ведения учета, допускаемых в нормативных актах, придание нормативного статуса

самостоятельно разработанным способам ведения учета, установление механизмов реализации способов учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.

Таким образом, банк разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основываясь на утвержденных Центробанком Плане счетов и Правилах учета, других его нормативных актах, а также на нормативных документах Минфина и, возможно, иных государственных органов. Согласно п. 1.3 части I Правил учета такая политика должна включать в себя: рабочий план счетов бухгалтерского учета в банке, его филиалах; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, не предусмотренные Госкомстатом РФ в числе типовых форм первичных учетных документов; порядок расчетов (платежей) с филиалами (иными подразделениями); порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству и нормативным актам ЦБ; порядок инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т.д.); лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств; способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов; порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за внутрибанковскими операциями; порядок и периодичность печатания документов учета; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Однако определенный Банком России перечень разделов учетной политики не является (и не может быть) закрытым. С учетом этого в ней есть смысл и необходимость определить и закрепить также: 1) допущения, выбранные банком при формировании учетной политики; 2) организацию рабочего дня бухгалтерских работников; 3) порядок ведения налогового и управленческого учета; 4) порядок хранения документов и баз данных; 5) момент признания доходов и расходов банка; 6) периодичность и порядок формирования и использования финансовых результатов деятельности; 7) периодичность и порядок создания и использования резервов и фондов; 8) периодичность расчетов по налогу на прибыль; 9) вариант расчетов по налогу на добавленную стоимость; 10) периодичность получения доходов от передачи имущества в доверительное управление, текущую аренду, лизинг; 11) периодичность списания доходов и расходов будущих периодов на доходы и расходы отчетного периода; 12) деление средств труда на основные средства и малоценные предметы; 13) отдельные элементы учета: кредитных операций, влияющих, на финансовые результаты; операций с ценными бумагами, влияющих на финансовые результаты; участия банка в уставных капиталах других организаций; операций с иностранными валютами; материальных ценностей и нематериальных активов; операций доверительного управления, периодичности распределения прибыли и перечисления ее учредителям доверительного управления; 14) порядок приобретения нематериальных активов, оборудования для лизинга; 15) периодичность распределения прибыли банка.

В любом случае учетная политика банка должна отвечать требованиям: полноты отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности; осмотрительности (осторожности); приоритета содержания перед формой; непротиворечивости; рациональности и экономичности ведения учета.

Учетная политика банка должна быть оформлена приказом, распоряжением либо иным организационно-распорядительным документом. Изменения в учетной политике банка могут приниматься в случаях его реорганизации (слияние, разделение, присоединение), смены собственников, изменений законодательства РФ или в механизме нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработки новых способов учета. Изменения в учетной политике также оформляются приказом или распоряжением.

Утвержденную приказом (распоряжением) учетную политику банк должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации. Любые изменения, вносимые банком в свою учетную политику в будущем отчетном периоде, также должны быть согласованы с указанным органом.

О налоговой политике банка

Особенность учетной политики в современных условиях — необходимость разработки наряду с учетной политикой для целей собственно бухгалтерского учета также и специальной учетной политики для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам).

В недалеком прошлом все данные, необходимые для правильного исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджеты, формировались в составе бухгалтерского учета и могли непосредственно использоваться как при расчете налогов, так и при составлении налоговых деклараций. Сейчас бухгалтерский учет и налоговый учет — это самостоятельные учетные системы, преследующие разные цели и имеющие разные законодательные базы.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Есть также законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из региональных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 1 НК РФ).

Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления и уплаты предприятиями и организациями распространяющихся на них налогов (иных обязательных платежей) и для контроля за своевременным исполнением ими обязанности вносить соответствующие суммы в бюджеты.

В соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 23) основные задачи налогового учета следующие:

• учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах;

• представление в налоговый орган по месту учета деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах.

Объектами налогового учета могут быть (п. 1 ст. 38 НК РФ): операции реализации товаров (работ, услуг); имущество, прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, если с наличием таких объектов у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности платить налог. При этом каждый налог имеет самостоятельный объект обложения.

Начиная с 2001 г. в налоговое законодательство вводится норма о необходимости формирования предприятиями и организациями своей учетной политики для целей налогообложения. Сама эта норма стала применяться с 2002 г.

Согласно ст. 313 НК РФ (гл. 25 «Налог на прибыль организаций») налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в НК РФ.

Положения указанной главы Налогового кодекса допускают значительные расхождения порядков группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Так, налоговый учет в организаций может быть построен по двум схемам: в первом случае регистры налогового учета формируются на основании данных первичных документов независимо от бухгалтерского учета, во втором — на основании данных регистров бухгалтерского учета и их корректировки. Выбор той или иной схемы налогового учета является элементом учетной политики организации. Организация должна самостоятельно разработать регистры налогового учета.

В приказе об учетной политике для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам) должны быть отражены следующие вопросы (с соответствующим обоснованием): 1) выбранные организацией способы формирования налоговой базы по различным налогам; 2) схемы ведения налогового учета; 3) формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных; 4) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения, и т.д.

Выбирая вариант формирования налоговой базы, организация должна четко определить, к какому налогу конкретно относится тот или иной способ учета. При этом данные налогового учета должны отражать: 1) порядок формирования суммы доходов и расходов; 2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей расчетов по налогам в текущем налоговом (отчетном) периоде; 3) остатки расходов (убытка), подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; 4) порядок формирования резервов; 5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом и др.

При выборе учетной политики необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета. Их совмещение возможно, в частности, по следующим направлениям: учет расходов на ремонт основных средств; учет расходов на НИОКР; оценка остатков незавершенного производства; способы группировки учета затрат.

Учетная политика банка для целей бухгалтерского учета

Содержание учетной политики банков принято рассматривать в разных аспектах, важнейшие из которых представлены ниже.

Организационно-технический аспект

При формировании учетной политики применительно к конкретному направлению бухгалтерского учета выбирается один из нескольких допустимых его вариантов. Если в законах и иных нормативных актах такие варианты не установлены, то банк, формируя свою учетную политику, самостоятельно разрабатывает соответствующий вариант исходя из Правил учета. Сказанное относится к формированию рабочего плана счетов, выбору форм первичных учетных документов, к порядку инвентаризации имущества, документооборота, технологии обработки учетной информации, внутрибанковскому контролю за операциями, порядку и периодичности печатания учетных документов.

В рабочем плане счетов отражается перечень счетов 2-го порядка, применяемых в данном банке (балансовых и внебалансовых счетов, счетов для учета срочных операций, счетов депо, счетов доверительного управления). Если банк проводит операции, не отраженные в типовом Плане счетов, то он вправе открывать счета 2-го порядка в соответствующих главах и разделах Плана счетов исходя из экономического содержания таких операций (с обоснованием необходимости введения дополнительных счетов). Наряду с этим утверждается и порядок открытия и закрытия лицевых счетов с учетом того, что некоторые из них могут обнуляться, но не закрываться.

Первичные учетные документы согласно совместному постановлению Минфина РФ от 18 июня 1998 г. № 27н и Госкомстата РФ от 29 мая 1998 г. № 57-а принимаются к учету в том случае, если они составлены по унифицированным формам. Первичные документы, для которых в альбомах Госкомстата РФ не предусмотрены типовые формы, утверждает руководитель банка.

Составной частью учетной политики банка является порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств, определяемые в соответствии с Методическими указаниями Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 и Правилами учета. Оптимальным считается проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности: имущества — по состоянию на 1 октября, а финансовых обязательств, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности — на 31 декабря отчетного года. При передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже, обнаружении факта хищения или порчи имущества, смене материально ответственных лиц и в других необходимых случаях необходима частичная инвентаризация.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Под документооборотом понимается осуществляемое по определенным правилам движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Правила документооборота утверждает руководитель банка.

Согласно п. 1.5 части III Правил учета все документы, поступающие в банк в операционное время, в том числе из филиалов, подлежат отражению на его счетах в тот же день. Порядок приема документов после операционного времени определяет сам банк (такой порядок оговаривается в договорах с клиентами).

Технология обработки информации зависит от применяемых средств автоматизации банковских технологий и соответствующих программных продуктов. Как правило, используется программа «Операционный день банка» в рублевом и мультивалют-

ном режимах. Некоторые крупные банки сами разрабатывают собственные бухгалтерские программы либо привлекают к их разработке специализированные фирмы.

Порядок внутрибанковского контроля, который ведут специальные работники бухгалтерии банка, определен в разделе 3 части III Правил учета.

Организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы обеспечивает главный бухгалтер. Руководитель банка наряду с общим наблюдением за состоянием бухгалтерской работы проверяет своевременность составления баланса и отчетности, периодически контролирует своевременность и полноту зачисления средств на счета клиентов, качество обработки расчетных и кассовых документов. Он также обеспечивает контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков организации.

Контроль ведется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете. Контроль направлен на обеспечение сохранности средств и ценностей, соблюдение клиентами требований к оформлению документов, своевременное исполнение распоряжений клиентов о перечислении (выдаче) средств, перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах.

В своей учетной политике банк определяет методы и технические средства такого контроля, который проводится путем визуальной проверки документов, оформленных на бумаге (бланках), программным путем, а также с применением кодов, паролей и иных средств. Обязательная часть указанного контроля — постоянный последующий контроль (контроль правильности учета и оформления проведенных операций надлежащими документами), который предполагает проставление на документах дополнительной подписи контролирующим работником.

Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники служб последующего контроля систематически проводят последующие4 проверки бухгалтерской и кассовой работы. При этом в учетной политике банка определяются методы и приемы проведения таких проверок и порядок оформления их результатов. Внешний по отношению к бухгалтерии банка контроль должна вести служба внутреннего контроля банка.

Важен и такой элемент учетной политики банка, как порядок и периодичность печатания документов аналитического и синтетического учета. В этой связи определяются перечень документов, подлежащих обязательному распечатыванию, и периодичность их вывода, а также перечень документов, выдаваемых на печать по мере необходимости. При этом ежедневно печатаются баланс, лицевые счета, по которым были проведены операции, а также выписки из клиентских счетов.

Методический аспект

С точки зрения методики учетная политика банка должна содержать внутренние (рабочие) положения об учете проводимых им банковских и хозяйственных операций. В данном аспекте ряд вопросов банковского бухгалтерского учета можно считать недостаточно разработанными. Здесь целесообразно остановиться на наиболее важных моментах учетной политики банков, влияющих на их финансовые результаты л налогооблагаемую базу.

1. Выбор периодичности формирования финансовых результатов. Правила учета допускают выведение результатов работы по решению самого банка, но не реже 1 раза в квартал. Таким образом, решение о периодичности формирования финансовых результатов (ежемесячно или ежеквартально) необходимо принимать исходя из финансового состояния банка, а также во взаимосвязи с периодичностью налоговых платежей и с другими факторами функционирования банка.

2. Периодичность получения доходов от имущества, отданного в доверительное управление, аренду, лизинг, должна быть согласована с периодичностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

3. Периодичность списания доходов и расходов будущих периодов на доходы и расходы отчетного периода (ежемесячно или ежеквартально) также зависит от выбранного варианта платежей налога на прибыль. Имеются в виду доходы и расходы, полученные или уплаченные, но относящиеся к будущим периодам (арендная плата, полученная авансом, подписка на периодические издания, оплаченная авансом, другие аналогичные расходы).

4. Методика учета кредитных операций. Проценты, уплаченные банком за привлеченные средства, включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в пределах ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и на 15% — по кредитам в иностранной валюте. Сумма уплаченных процентов, превышающая этот норматив, должна учитываться отдельно, для чего в рабочую схему счетов аналитического учета доходов и расходов вводится отдельный счет.

В учетной политике банка должны быть определены также следующие элементы:

• по пассивным операциям: момент отнесения процентов за пользование кредитами на расходы банка; оформление и учет кредитов, выдаваемых в форме овердрафта; порядок учета открытых кредитных линий;

• по активным операциям: момент включения процентов за выданные кредиты в доходы банка; порядок формирования, корректировки и использования резерва на возможные потери от кредитной деятельности.

5. Методика учета операций с ценными бумагами. Выбор учетной политики в отношении данных операций — задача сложная, так как соответствующая нормативная база является недостаточно четкой. Здесь следует руководствоваться Правилами учета (в том числе названным ранее приложением 11), Положением ЦБ «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг» от 21 марта 1997 г. № 55 и другими документами.

Учетная политика банка должна содержать элементы методики в отношении пассивных (эмиссионных) и активных (инвестиционных) операций банка с ценными бумагами. При этом должны быть отражены следующие вопросы.

В части пассивных {эмиссионных) операций должен быть предусмотрен порядок учета: операций, связанных с формированием и изменением УК банка; оплаты УК иностранной валютой; уменьшения УК; выпуска банком собственных ценных бумаг (векселей, облигаций); создания резервов под обесценение ценных бумаг.

В части активных {инвестиционных) операций — порядок учета: вложений в ценные бумаги других эмитентов; выкупа собственных ценных бумаг.

Следует также выбрать метод (методы) оценки ценных бумаг при их выбытии. Выбор того или иного метода влияет на финансовые результаты деятельности банка.

6. Методика учета операций участия банков в уставных капиталах других организаций.

7. Методика учета операций с иностранной валютой.

8. Определение отдельных элементов учета материальных ценностей и нематериальных активов. Учетная политика в этой части должна определять методы оценки видов имущества и обязательств. Так, необходимо определить порядок учета: приобретения основных средств за плату; поступления основных средств в счет вклада в УК; получения материальных ценностей безвозмездно; нематериальных активов, хозяйственных материалов и малоценных предметов.

В учетной политике должны быть также закреплены: порядок начисления сумм амортизации; объекты основных средств, стоимость которых не погашается в процессе их эксплуатации; порядок учета расходов на ремонт основных средств.

9. Периодичность распределения прибыли, порядок создания и использования фондов банка. Все это также должно найти отражение в учетной политике банка.