Банковский клиринг

Одним из эффективных механизмов проведения расчетно-платежных операций может быть их организация в форме клиринга.

Общие понятия

В общем случае клиринг (от англ. clearing — очистка, расчистка) — это способ регулярных безналичных платежей, основанный на расчете (определении) и зачете взаимных денежных требований и обязательств (долгов) юридических лиц за товары и/или услуги с последующим переводом сальдо. Наибольшее распространение клиринг получил на рынках товаров, ценных бумаг и банковских услуг; он интересен тем участникам рынков, которые ежедневно заключают массу сделок со многими контрагентами, поскольку упорядочивает и упрощает подсчет позиций каждого участника, в которых в ином случае легко запутаться (потерять четкое представление об общем балансе всей массы своих требований и обязательств), снижает риски непоставки, неуплаты и др.

Позиции — то или иное соотношение требований (прав, которые еще надо реализовать) и обязательств (долгов, которые предстоит отдать) участника сделки. Закрытая позиция — равенство требований и обязательств, открытая позиция — их неравенство. Открытая позиция данного участника будет длинной, если сумма его требований больше, чем сумма его обязательств (имеет на счете больше средств, чем должен сам по сделкам, в которых участвовал). При обратном соотношении требований и обязательств данного участника его позиция будет короткой.

Для банков клиринг важен также как способ ускорения расчетов и платежей, как способ уменьшения потребности в средствах платежа (за счет сведения к возможному минимуму встречных межбанковских платежей) и тем самым как средство повышения их ликвидности.

Платежи могут проводиться либо на валовой, либо на чистой (разностной) основе. В первом случае расчет и платеж должны осуществляться отдельно по каждой сделке; во втором случае требования и обязательства участников сделок накапливаются в течение определенного времени (например, в течение операционного дня), в конце которого проводится общий расчет, суть которого — определение взаимопога-шающихся (прекращающихся, считающихся исполненными) обязательств и, возможно, сумм, которые этим путем не погашаются. Если все обязательства, например, двух данных участников взаимно погашаются (образовались закрытые позиции), то для них процесс на данном этапе можно считать завершенным. Если позиции оказались открытыми (с одной стороны — длинная, с другой — короткая), то остается провести урегулирование платежей: подсчитать чистую (непогашенную) разницу между позициями и в размере указанной разницы перечислить деньги на корреспондентский счет участника с длинной позицией (т.е. того, часть требований которого без этого осталась бы не исполненной). Именно подобный случай и означает клиринг, в результате которого сумма долгов участников друг другу на момент расчета должна равняться нулю. Естественно, для этого нетто-дебитор (чистый должник) должен взять из доступных ему источников необходимую сумму и внести ее на счет нетто-кредитора (участника с длинной позицией). Вопрос о том, где и как он найдет такую сумму, в данном случае можно не рассматривать.

Такой зачет сумм взаимной задолженности может проводиться между двумя, тремя и более банками. Соответственно различают двусторонний взаимозачет, базирующийся на двустороннем договоре (соглашении), либо многосторонний взаимозачет, предполагающий заключение договора (соглашения) между тремя и более участниками. В последнем случае банки-участники выбирают из своей группы расчетного агента, который должен взять на себя подсчет позиции каждого члена клиринговой системы (т;о, что в ст. 6 Закона «О рынке ценных бумаг» названо деятельностью по определению взаимных обязательств) и другие необходимые функции (получение платежей от чистых дебиторов, перевод денег на счета чистых кредиторов, возможно, выдача сверхкраткосрочных кредитов для завершения клирингового процесса нуждающимся в ликвидности участникам, црием и хранение залогов, обеспечивающих обязательства участников). Существует и иной вариант организации клиринга — передать указанные функции специализированной НКО.

Таким образом, банковский клиринг — это, во-первых, расчетный процесс, в ходе которого одновременно для всей массы сделок определяются валовые (друг другу) и чистые (один другому) долги банков, регулярно совершающих друг с другом многочисленные сделки, во-вторых, платежный процесс, в результате которого те, кто должны были больше, окончательно рассчитывается с теми, кто должен был меньше, в размере разниц между взаимными долгами.

Процесс взаимозачета обязательств банков — участников клиринговой системы называется клиринговым сеансом. Такие сеансы проводятся несколько раз в течение операционного дня в заранее установленные часы и служат для определения промежуточных и итогового сальдо каждого участника системы.

Описанный процесс может реализовываться по крайней мере в трех вариантах, только один из которых можно полагать настоящим межбанковским клирингом. Эти варианты удобнее рассмотреть на условном числовом примере.

Предположим, в группу входят три банка, которые в течение дня должны перевести друг другу платежи, указанные в табл. 18.1. Выполнить свои обязательства, т.е. провести расчеты и платежи, банки могут разными способами. Рассмотрим их на примере одного из банков.

Способ 1. Расчеты и платежи на индивидуальной основе.

Банк № 1 в нашем примере должен заплатить за семь сделок общую сумму в 1600 ед. и получить платежи за семь других сделок на общую сумму в 1700 ед. Можно то и другое делать отдельно по каждой сделке. Тогда общее количество платежей для банка № 1 будет равно 14, общая сумма платежей, подлежащих урегулированию, — 3300 ед., итоговое сальдо дня для него составит +100 ед. (+650 ед. в отношениях с банком № 3 и -550 ед. в отношениях с банком № 2).

Способ 2. Двусторонний взаимозачет.

Банк № 1 определяет сальдо платежей сразу в отношении двух других банков. Результаты будут такими: количество платежей — два (один платеж банку № 2 в размере 550 ед. и один платеж от банка № 3 в размере 650 ед.); сумма платежей, подлежащих урегулированию, — 1200 ед.; итоговое сальдо — те же +100 ед.

Способ 3. Многосторонний взаимозачет.

Сальдо всех платежей банка № 1 на конец дня определяет банк — расчетный агент группы или специализированная НКО. Тогда результаты будут выглядеть так: количество платежей — один (единый общий платеж); сумма платежей — 100 ед.; итоговое сальдо — опять же +100 ед. Этот последний вариант и представляет собой действительный межбанковский клиринг.

Таблица 18.1 Взаимные требования и обязательства группы банков

(в условных денежных единицах)

1 Банки — отправители платежей

Банки — получатели платежей

Итого обязательств

№1

№2

№3

№1

100 150 200 300

200 250 400

1600

№2

100 100

450

650

№3

100 200 300 400 500

150 250 350

2250

Итого требований

1700

1500

1300

Организатором межбанковского клиринга и исполнителем соответствующих функций, названных выше, в зависимости от разных обстоятельств могут выступать:

• центральный банк страны — для всей банковской системы (а для региональных групп банков — его территориальные расчетные подразделения);

• клиринговые (расчетные) палаты или центры разного масштаба действия;

• специальные клиринговые банки;

• крупнейшие коммерческие банки (в которых открыты корреспондентские счета множества других банков).

• клиринговые отделы головных контор многофилиальных банков — для расчетов и платежей по счетам МФР.

Клиринговые палаты

Такие палаты представляют собой НКО, специализирующиеся на двусторонних или многосторонних взаимозачетах (централизованных расчетах взаимных обязательств и безналичных платежах) для банков. Они могут возникать и на основе неформального соглашения между большим или меньшим числом банков, связанных корреспондентскими отношениями. Однако для полноценной работы они должны быть легализованы и получить лицензии от ЦБ РФ1.

Нормативная база возникновения и деятельности клиринговых палат (центров) включает в себя прежде всего два документа Банка России (приняты в феврале 1993 г.):

• Временное Положение «О клиринговом учреждении»;

• Временное Положение «О порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям».

См. письмо-разъяснение ЦБ «О лицензировании деятельности расчетных небанковских кредитных организаций» от 26 марта 2004 г. № 32-Т.

В первом из названных документов содержатся перечень специфических операций палаты, обеспечивающих проведение клиринга (состав клиринговых операций), а также список банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга. В состав клиринговых операций включены: 1) прием расчетных документов от клиентов палаты (в электронной форме); 2) ввод с автоматизированных рабочих мест расчетных документов с магнитных носителей (допускается также использование документов на бумаге); 3) идентификация и контроль поступающих расчетных документов на наличие в базе данных палаты банка-плательщика и банка-получателя;

4) контроль наличия заявленной к платежу суммы на счете банка-плательщика;

5) открытие и ведение счетов клиентов палаты для внутренних и внешних проводок;

6) сортировка (адресование) первичных и результирующих расчетных документов для проводки и последующей рассылки; 7) проводки по счетам клиентов с зачетом взаимных платежей, формированием сводных авизо; 8) перерасчет валютного курса; 9) печатание выписок из счетов клиентов; 10) подведение баланса по окончании операционного дня; 11) рассылка выписок из счетов клиентов, других отчетных документов в соответствии с регламентом обслуживания; 12) передача отчетных документов в ЦБ.

Указанные операции палаты конкретно реализуют на основе внутренних правил проведения таких операций с учетом требований ЦБ к форматам передаваемых сообщений, методам и средствам защиты информации, шифрования, электронной подписи и т.д.

Что касается разрешенных клиринговым палатам собственно банковских и иных операций, поддерживающих клиринг, то в соответствующий список входят: 1) привлечение вкладов (депозитов) и выдача краткосрочных кредитов; 2) открытие и ведение счетов клиентов и банков — их корреспондентов; 3) ведение расчетов по поручению клиентов и банков — их корреспондентов; 4) оказание брокерских и консультационных услуг, проведение лизинговых операций; 5) проведение форфейтинговых и факторинговых операций. Эти операции могут проводиться как в рублях, так и в иностранных валютах (при наличии соответствующей лицензии).

Первыми специализированными организациями, получившими в 1993 г. лицензии Банка России на банковскую клиринговую деятельность, были Клиринговая палата Московского финансового дома (МФД), «Московский клиринговый центр», «Банковские информационные технологии» (Тула) и «Финансовая.группа Урала» (Челябинск).

Эти и другие палаты и центры были организованы по двум моделям:

• модель 1 — клиринг с предварительным депонированием средств на корреспондентских счетах участников в клиринговом учреждении; все участники на начало операционного дня должны иметь на своих счетах в палате средства в объемах, необходимых для клиринга, операции для них проводятся в пределах кредитовых остатков на счетах (если не применяется кредитование в форме овердрафта), а после завершения сеанса или операционного дня участники-дебиторы должны внести деньги для покрытия своих незачтенных долгов;

• модель 2 — клиринг без депонирования денег на счетах участников в палате (этой модели придерживался только МФД), при котором итоговые сальдо в конце

каждого операционного дня передаются на основные корреспондентские счета банков в РКЦ Банка России, где и происходит окончательное урегулирование платежей. Действительный (многосторонний) банковский клиринг в России в течение истекших более чем десяти лет не получил широкого развития в количественном плане (объемы операций клиринговых учреждений были незначительными), а в плане качественном он фактически пока не состоялся. В работе всех этих учреждений доминировали на самом деле не клиринговые, а прямые расчеты по традиционной и примитивной схеме, когда банк № 1 из рассмотренного ранее примера переводит банку № 2 сумму (или даже суммы) в 750 ед. и получает от него в тот же день 200 ед., причем деньги реально движутся в обоих направлениях. Слабое развитие клиринговых систем объясняется, видимо, и влиянием такого препятствия, как повышенные риски для самой клиринговой организации, связанные с данным видом деятельности в условиях современной России.