Ранее (см. гл. 2) уже были названы принципы управления, общие для всех организаций. Теперь к ним следует прибавить принципы, более характерные для деятельности банков. Их немного, но все они существенно важны и составляют взаимосвязанное множество:
• принцип неукоснительного соблюдения норм действующего банковского и иного законодательства, выполнения обязательных нормативов, устанавливаемых центральным банком;
• принцип добровольности взаимоотношений и взаимной заинтересованности банков и их клиентов;
• принцип максимизации удобств для клиентов;
• принцип минимизации рисков, прежде всего в отношении капиталов клиентов;
• принцип неиспользования недобросовестных методов конкуренции в отношениях с другими субъектами финансового рынка;
• принцип максимизации прибыли при: а) минимальных общих затратах; б) минимальной собственной доле в пассивах; в) минимальном размере не находящихся в обороте резервов;
• принцип постоянной ориентации на инновации (обновление и совершенствование методов и технологий деятельности и управления).
Разные банки или их группы могут применять перечисленные принципы с теми или иными особенностями, формулировать для себя новые принципы в дополнение к общепризнанным.
К вопросу о названных принципах см. также следующие рекомендательные документы Ассоциации российских банков (АРБ): договор кредитных организаций об обязательствах перед клиентами (1999 г.); проект Кодекса этических принципов банковского дела (2002 г.).