Привлечение банком вкладов и депозитов

Вкладные (депозитные) операции банка — это часть его пассивных операций, результатом проведения которых должно являться увеличение (как минимум — недопущение уменьшения) той части привлеченных средств банка, которая формируется за счет добровольного размещения у него клиентами (физическими и юридическими лицами), а также другими кредитными организациями своих временно свободных денег на согласованных сторонами условиях именно в качестве банковского вклада или депозита.

Конкретно к данным операциям принято относить:

• открытие счетов для вкладов клиентов — физических лиц, на которые последние сразу вносят определенные суммы, и ведение данных счетов (в том числе прием дополнительных сумм вкладов, если это предусмотрено режимом счета);

• открытие счетов для депозитов юридических лиц, на которые последние сразу вносят определенные суммы, и ведение данных счетов (в том числе прием дополнительных сумм депозитов, если это предусмотрено режимом счета);

• открытие и ведение расчетных, текущих и иных банковских счетов, на которых накапливаются подвижные остатки средств клиентов (зачисление на счета клиентов денежных поступлений в их адрес или сумм их собственной денежной выручки).

В круг вкладных (депозитных) операций не включаются те пассивные операции банка, результатами проведения которых являются: увеличение его собственного капитала; получение кредитов и займов; привлечение средств другими способами (о последних см. § 6.4).

Если при этом учесть, что свободные средства юридических лиц банки традиционно привлекают одновременно всеми доступными способами, а население, особенно в России, так же традиционно ограничивает свои отношения с банками едва ли не одной вкладной операцией, то будет ясно, что рынок вкладов — это главная арена конкурентной борьбы за деньги населения.

Право привлечения денег населения во вклады имеют только банки, которым такое право дается в соответствии с лицензией, выдаваемой Центральным банком.

Причем данное право могут получить только те банки, которые работают уже не менее двух лет, а начиная с 2004 г. — участвующие в системе обязательного страхования вкладов и состоящие на учете в Агентстве страхования вкладов (об этом см. далее). Регулярное привлечение денег населения в банковские вклады называется сберегательным делом.

Вкладчиком может быть и юридическое лицо (хотя в ст. 36 Закона «О банках и банковской деятельности» вкладчиками называются только физические лица). Вклад юридического лада обычно именуется банковским депозитом. Согласно ст. 834 ГК банковский депозит — это то же, что и банковский вклад. На практике данный термин обычно используется в двух случаях: когда вкладчиком выступает не физическое, а юридическое лицо; когда речь идет о сумме, внесенной в банк на строго определенный и, как правило, не подлежащий изменению срок (срочный вклад).

Правовая база ведения вкладных (депозитных) операций

Из Гражданского кодекса

Вкладные (депозитные) операции банков (кредитных организаций) и их отношения с вкладчиками в Гражданском кодексе РФ регулируются ст. 834—860, 395 и 809. При этом договоры об открытии и ведении банковского вкладного (депозитного) счета должны отвечать требованиям ст. 426 ГК. Указанные статьи содержат следующие существенные нормы.

1. Право банка привлекать деньги во вклады должно быть записано в его лицензии, выданной в законном порядке.

2. Договор банковского вклада (депозита) должен быть заключен в письменной форме.

При этом форма договора считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов в законе, установленным в соответствии с ним банковских правилах, и применяемым в банковской практике обычаям делового оборота.

Договор банковского депозита — это то же самое, что и договор банковского вклада, но обладающий особенностями, определяемыми спецификой понимания депозита в современной банковской практике. Договорами банковского депозита обычно называют: 1) договор, в котором вкладчиком выступает юридическое лицо; 2) договор, в котором сумма депозита вносится на строго определенный и не подлежащий изменению срок; 3) договор, в котором сумма депозита вносится на уже существующий в банке счет вкладчика и «депонируется» на нем, что может быть связано с ограничением права владельца счета распоряжаться этой суммой.

3. По договору банковского вклада (депозита) банк, принявший поступившую от (для) вкладчика сумму денег, обязуется возвратить сумму вклада и выплачивать проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных в договоре.

Договор вклада (депозита) — реальный договор, т.е. считается заключенным с момента внесения (перечисления) в банк согласованной суммы. Внести сумму можно путем передачи наличных денег в кассу банка либо путем безналичного перечнеления денег на обусловленный счет. Всякий вариант внесения суммы вклада (депозита) предполагает наличие предварительного договора (соглашения) потенциального вкладчика с банком о сумме вклада, а вариант безналичного внесения суммы — также и договоренности о счете, на который должна быть зачислена сумма. Договоренность о сумме достигается в большинстве случаев в устной форме, о счете — в письменной (в виде отдельного документа, обычно соединяющего в себе черты предварительного договора о внесении вклада и самого договора вклада).

В случае внесения суммы наличными в кассу банк по желанию клиента обязан открыть ему счет либо зачислить сумму на уже имеющийся счет. При перечислении денег безналичным путем клиент также может распорядиться либо о депонировании суммы на имеющемся у него счете, либо открыть для этого вклада особый счет.

4. Договор заключается на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклад до востребования) либо на условиях возврата вклада по истечении определенного в договоре срока (срочный вклад).

В ГК ничего не говорится о случае, когда договор вклада не содержит условия о сроке. Следуя смыслу ГК и Закона о банках, такой договор, видимо, нужно считать договором, заключенным на условиях «до востребования».

5. Банк обязан выдать вклад любого вида или его часть по первому требованию вкладчика, за исключением вклада, внесенного юридическим лицом на иных (предусмотренных в договоре) условиях. Условие об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию, если таковое будет включено в договор, будет считаться ничтожным.

Требование вкладчика к банку возвратить вклад не погашается исковой давностью (ст. 208 ГК). То.же самое можно сказать и о требовании вкладчика выплатить ему проценты за вклад — оно также не подвержено действию общего трехлетнего срока исковой давности.

6. Если вкладчик не требует возврата срочного вклада по истечении срока либо вклада, внесенного на иных условиях, при наступлении предусмотренных в договоре обстоятельств, то договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не будет предусмотрено в договоре.

7. Банк платит вкладчику проценты на сумму вклада в размере, определенном в договоре.

Всякий договор банковского вклада (депозита) представляет собой договор возмездный. В ГК (ст. 838) это выражено правилом о том, что банк обязан выплатить вкладчику проценты в размере, определяемом в договоре, а если в договоре размер процентов не определен — в размере, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 809 ГК, т.е. в размере ставки рефинансирования Центрального банка.

По договору вклада до востребования банк вправе изменить в одностороннем порядке размер выплачиваемых им процентов, но только при условиях, что, во-первых, в договоре не предусмотрено иное, во-вторых, банк сообщит об уменьшении размера процентов вкладчику за месяц до такого уменьшения, если иное не будет предусмотрено в договоре.

Если иное не оговорено в договоре, то проценты выплачиваются вкладчику по его требованию по истечении каждого квартала отдельно от суммы вклада, а не воетребованные в этот срок проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты.

8. Банк обязан обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, а в предусмотренных законом случаях — и иными способами. Способы обеспечения возврата вкладов (депозитов) юридических лиц определяются в договоре. Уже при заключении договора банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата его вклада.

9. Юридическое лицо не вправе перечислять находящиеся во вкладе (депозите) средства другим лицам.

Из Закона «О банкрх и банковской деятельности»

Вопросам привлечения денег физических и юридических лиц во вклады (депозиты) в данном Законе посвящены ст. 29, 30, 36—39.

Ст. 30. Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй

Отношения между Банком России, КО и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено в федеральном законе.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по... вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора... а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Ст. 36. Банковские вклады физических лиц

Вклад — денежные средства в рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида в федеральном законе и соответствующем договоре.

Вклады принимают только банки, имеющие такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующие в системе обязательного страхования вкладов и состоящие на учете в организации, осуществляющей функции обязательного страхования вкладов, Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады ... средств физических лиц предоставляется банкам, с даты... регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату... регистрации. При преобразова-нии банка указанный срок не прерывается.___________________________________________

Ст. 38. Система обязательнрго страхования вкладов физических лиц в банках

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках.

Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организация, осуществляющая функции обязательного страхования вкладов, и банки, привлекающие средства граждан.

Порядок создания, формирования и использования средств системы обязательного стра-хования вкладов физических лиц в банках определяется в федеральном законе._____________

Порядок открытия и ведения вкладных (депозитных) счетов

Основанием для заключения договора банковского вклада (депозита) является письменное заявление вкладчика. Указанный договор не имеет строго регламентированной формы, но он должен быть оформлен с соблюдением требований, предъявляемых к такого рода документам в соответствии с ГК (главы 9, 28, 29).

Так, он должен иметь номер, дату составления, содержать полное наименование банка и вкладчика, их банковские реквизиты и адреса. Договор должен быть подписан лицами, имеющими право такой подписи, и (для юридических лиц) заверен печатями обеих сторон. Документ может быть заполнен от руки на готовом бланке или напечатан полностью, но в нем не допускаются подчистки, а исправления должны быть оговорены и подписаны лицами, имеющими соответствующие полномочия.

В разделе «Предмет договора» отражаются: содержание договора (предоставление банку денежных средств), размер вклада, на какой срок он предоставлен, под какой процент, сроки выплаты процентов, дата возврата вклада. Суммы депозита и выплаты за него в рублях указываются цифрами и прописью.

В разделе «Права и ответственность сторон» указываются: право вкладчика (депозитора) потребовать возврата ему денег до окончания договорного срока и право банка снижать за это процентную ставку; право банка на досрочный возврат денег; ответственность банка за нарушение условий договора.

В дополнительных условиях к договору могут быть предусмотрены корректировки платы за пользование привлеченными средствами в связи с изменением процентных ставок по кредитам Банка России, а также возможные изменения отдельных условий договора, если такие изменения не противоречат законодательству.

Дополнительные соглашения к договору должны отвечать тем же требованиям, что и сам договор.

Юридическому лицу депозитный счет может быть открыт только при наличии справки из налоговой инспекции.

Необходимо следить, чтобы не допускались нарушения как при оформлении договоров рассматриваемого типа, так и в процессе ведения вкладных (депозитных) операций и соответствующих им бухгалтерских счетов.

Конкретные правила соответствующей работы, включая правила определения процентных ставок по вкладам (депозитам), должны регламентироваться в каждом банке внутренними документами, адекватно отражающими его политику на данном рынке. Величина процента, устанавливаемая по этим привлеченным средствам, должна быть реальной, верно учитывать уровень процентов по активным операциям и маржи.

Основные виды и характеристики вкладов (депозитов)

Средства, принятые от клиентов, принято подразделять на вклады (депозиты) до востребования, вклады (депозиты) срочные, сберегательные вклады, вложения в ценные бумаги (долговые обязательства). С точки зрения формирования ресурсной базы банка каждая из перечисленных групп имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки.

Вклады (депозиты) до востребования — это средства в рублях и/или в иностранных валютах (если банк располагает лицензией, дающей ему право проводить также валютные операции), внесенные (переведенные) на банковские счета, которые их владельцы в соответствии с договором вклада (депозитным договором) могут получить полностью или в необходимой части по первому требованию, выписав соответствующий денежный документ и предъявив (направив) его в банк.

Возврат вклада «по первому требованию» означает, что банк выдает или перечисляет сумму вклада (целиком или частично) немедленно после получения об этом надлежаще оформленного письменного распоряжения (документа) вкладчика или распорядителя счета (если счет был открыт вкладчиком на имя другого лица — бенефициара, т.е. выгодоприобретателя).

К вкладам (депозитам) до востребования относятся, в частности: средства на расчетных и текущих счетах юридических лиц; средства на специальных депозитных счетах юридических лиц; средства на корреспондентских счетах других кредитных организаций, открытых в данном банке; средства во вкладах физических лиц.

Преимущество размещения денег в банке на условиях «до востребования» — высокая ликвидность (быстрое обращение в «живые» деньги). Наличные и/или безналичные деньги зачисляются на банковские счета и снимаются (списываются) с них по мере проведения владельцами счетов хозяйственных и других операций. Однако с точки зрения банка этот ресурс, отличающийся повышенной мобильностью, является не очень надежным, поэтому процент, который он платит за данные привлеченные средства, относительно невелик.

Таким образом, вкладные (депозитные) средства до востребования имеют следующие особенности: деньги вносятся (зачисляются) и изымаются (списываются) свободно (применяются лишь некоторые ограничения на изъятие); владелец счета платит банку комиссию за открытие и/или пользование счетом в виде твердой месячной ставки или в процентах от дебетового оборота по счету (суммы списаний со счета); банк платит владельцу счета невысокий процент либо вообще не платит (средства в расчетах).

Срочные вклады (депозиты) — это деньги, внесенные (переведенные) в банк на фиксированный срок, которые их владельцы в соответствии с договором вклада (депозитным договором) обязуются не забирать из банка (не снимать со счета) до истечения указанного срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре. Такие вклады (депозиты) в зависимости от срока пребывания соответствующих сумм на банковских счетах можно классифицировать на множество групп. Так, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках срочные депозиты в банках делятся на срок: до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от • 181 дня до одного года; от одного года до трех лет; свыше трех лет.

При ближайшем рассмотрении оказывается также, что срочные вклады (депозиты) подразделяются на: срочные вклады (депозиты) в строгом смысле этого слова и на вклады (депозиты) с предварительным уведомлением об изъятии, в том числе досрочном. В этом случае банки требуют от владельца счета подачи специального уведомительного заявления о намерении изъять средства. Срок подачи такого заявления заранее оговаривается, с учетом этого срока устанавливается также величина платы (процента) за вклад (депозит); указанный срок может колебаться от недели до нескольких месяцев в зависимости от срока и размера вклада (депозита).

Как уже отмечалось, банку удобнее (и прибыльнее) работать со срочными вкладами. Но ПС РФ поставил под большое сомнение саму возможность приема банками срочных вкладов от населения. В соответствии с ГК соблюдение физическим лицом срока договора вклада — не обязанность, а лишь его право, т.е. физическое лицо может дождаться истечения указанного срока, но может и потребовать возвратить ему вклад (либо перечислить его полностью или частично на другой счет в этом же банке или в ином банке) в любое время до наступления оговоренного срока (п. 2 ст. 837 ГК). Правда, данное правило применяется только к вкладчикам — физическим лицам.

В связи с этим банковская общественность давно уже ставит перед законодателем вопрос о том, чтобы разрешить сторонам договора банковского вклада самостоятельно устанавливать в договоре условия возврата вкладчику его денег, размещенных в банке на конкретный срок, т.е. чтобы банк, если такой пункт будет внесен в соответствующий договор, мог возвращать вкладчику его деньги не по его первому требованию, а именно в срок, указанный в договоре между ними (для этого требуется внести небольшое изменение в п. 2 ст. 837 ГК РФ).

Что касается юридического лица, то оно, заключив срочный депозитный договор, не имеет права требовать вернуть ему соответствующую сумму раньше согласованного срока (если только это право особо не предусмотрено в самом договоре), а также не вправе перечислять находящиеся на депозите средства другим лицам.

Итак, характерными особенностями срочных вкладов (депозитов) являются следующие: они привлекаются на четко определенные сроки, но клиенты, особенно физические лица, могут и не соблюдать эти сроки; средства на срочном депозите юридического лица не могут использоваться для платежей, на них не выписываются платежные документы; владельцам соответствующих счетов банк платит фиксированный процент.

По срочным договорам вклада банк не может односторонне уменьшить размер процентов, если иное не предусмотрено в законе, а для случая с юридическим лицом — в законе или договоре (п. 2 и 3 ст. 838 ГК). В самом же Гражданском кодексе назван лишь один из случаев, когда банк имеет право в одностороннем порядке уменьшить размер процентов за вклад: если срочный вклад возвращается вкладчику по его требованию до истечения ранее оговоренного сторонами срока, то проценты платятся как за вклад до востребования, если в договоре не был предусмотрен иной размер процентов (п. 3 ст. 837 ГК).

С точки зрения банка привлечение средств на определенный срок привлекательно тем, что в этом случае он может более уверенно планировать свою деятельность (проведение активных операций) и поддерживать свою ликвидность с меньшим оперативным денежным резервом (нет опасности, что владельцы срочных вкладов в любой момент неожиданно для банка востребуют свои деньги). В то же время такие средства, как правило, обходятся банку дороже.

Данные о привлечении российскими банками вкладов и депозитов в 2003 г. и в начале 2004 г. представлены в табл. 6.3.

Особую группу составляют банковские сберегательные вклады, открываемые физическим лицам: до востребования; срочные, в том числе с дополнительными взносами; выигрышные; денежно-вещевые выигрышные; целевые; условные; с предуведомленными платежами и др. Наиболее распространенным документом, удостоверяющим внесение физическим лицом в банк денег, является сберегательная книжка (именная или на предъявителя).

Таблица 6.3 Объемы привлеченных депозитов и вкладов, млн руб.

Депозиты и вклады

1.01.2003

1.03.2003

1.06.2003

1.11.2003

1.04.2004

Депозиты и вклады в рублях,

всего

В том числе:

физических лиц

предприятий и организаций

банков

Брокер максимаркетс смотрите здесь.

753 811

649 123

101319

3369

802 600

700 656

98 493

3451

912 853

797 577

112512

2764

1 079 933

940 051

136 293

3859

1406 818

1236 057

165 904

4856

Депозиты и вклады в иностранной валюте, всего В том числе:

физических лиц

предприятий и организаций

банков

608 515

397 453 175 417 35 645

628 372

425 584 169 312 33 476

637 749

433 572 156 069 48 107

694 571

471 841 179 008

43 722

698 731

448 423 191 527 58 781

Приведенные в таблице цифры заслуживают серьезного осмысления. Очевидно, 2003-иг войдет в историю России как год поворота банковской системы к розничному бизнесу, год «взрыва» данного бизнеса, т.е. фактически поворота банков и населения друг к другу.

Это означает, что те банки, которые научатся лучше работать с частным вкладчиком, смогут интенсивно развиваться в отличие от тех, кто ограничится сегментом корпоративных клиентов. Другое дело, что путь этот непрост. Российский человек пока не очень привык к банковским услугам, поэтому рынок предстоит формировать, в том числе обучать людей, консультировать.

О политике банков в сфере привлечения вкладов (депозитов)

Каждый банк должен располагать собственной политикой в отношениях с клиентами, в том числе физическими лицами. Коротко о такой политике можно сказать следующее.

Если банк сегодня хочет развиваться, то он должен выходить на рынок розничных услуг: все привлекательные корпоративные клиенты уже поделены, экспортный сектор в избытке обеспечен ресурсами. На противоположном полюсе оказались частные лица с огромными по российским меркам накоплениями (по некоторым оценкам, неорганизованные сбережения населения только в валюте составляют около 40 млрд долл.), которые люди хранят неведомо где, а также малый и средний бизнес — этот сегмент рынка почти не освоен банками. Так что развитие розничных услуг физическим лицам можно признать стратегическим направлением для российских банков.

Большинство банков прилагает немалые усилия для завоевания доверия клиентов. При этом речь идет не столько о том, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности рентабельных клиентов, а о том, чтобы максимально долго продлить отношения с потенциально выгодными клиентами, т.е. установить с ними прочные и Долгосрочные связи. Стоящая перед банками цель повышения общей рентабельности заставляет их наряду с политикой снижения издержек разрабатывать проекты развития отношений с клиентами. Привлечение новых клиентов обходится банку дорого, тем более что клиент, даже удовлетворенный предоставляемыми ему услугами, не всегда остается верным банку. В результате в условиях обостряющейся конкуренции каждый клиент становится для банка уникальным, и потому важно развивать различные сценарии развития отношений с клиентами с учетом не только нынешних, но и будущих отношений.

Сегодня программы привлечения и удержания клиентов рассчитаны главным образом на клиентов — физических лиц в соответствии с концепцией так называемого «управления отношениями с клиентом». Однако этот подход мало применим к другим партнерам банков — малым, средним и крупным предприятиям. Интенсификация отношений с этими клиентами является определяющим фактором дифференциации и удержания клиентов. Именно поэтому каждый банк должен особенно внимательно относиться к формированию таких отношений с клиентами, которые банки-конкуренты не смогут быстро воспроизвести. В этих условиях банки должны демонстрировать обоснованность, высокое качество и непрерывность обслуживания клиентов, способность предвидеть их будущие потребности и предлагать новаторские решения, т.е. позиционироваться как долгосрочный и надежный партнер клиента. Только на этой основе может возникнуть «капитал доверия» к банку.

Идеальный вариант отношений может быть выражен девизом: «Банк и клиент — единая команда», что требует от банка создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. При этом важно помнить, что правильная клиентская политика — это не одна только политика привлечения средств клиента, а и согласованная с нею политика предоставления кредитов и проведения других активных операций в интересах клиента.

Клиентская политика* банка в указанном здесь широком понимании должна постоянно совершенствоваться, становиться более гибкой, все более взаимовыгодной. Последнее предполагает, в частности, сближение интересов сторон, все лучшее узнавание ими друг друга, совершенствование и обновление самих технологий поддержания и развития отношений, а также технологий собственно банковского обслуживания клиентов (пересмотр и целенаправленная переработка банками своих стратегий и бизнес-моделей).

Важно также не принимать слепо «общеизвестные» мнения и избегать шаблонных, стереотипных решений.

Наконец, для укрепления сотрудничества, для более эффективного использования всего комплекса банковских услуг клиентам необходима стабильная информационная и консультационная поддержка со стороны банка.

Механизмы предотвращения панического изъятия вкладов из банков и система страхования вкладов в России

Банки привлекают значительные объемы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся не способны рассчитаться по долгам в срок. Когда общественность узнает о нарушении ликвидности у банка, то часто ответной реакцией с ее стороны бывает наплыв в банк требований о возврате вкладов. Это приводит к истощению банковских ресурсов и заставляет банки резко сокращать объемы операций, приносящих доходы. То есть банки страдают даже от случайной нестабильности рынка, от панически разрастающегося чрезмерного изъятия вкладов. Незапланированное увеличение оттока вкладов (депозитов) может привести отдельные банки к банкротству.

Любое значительное банкротство обладает потенциалом, способным вызвать цепную реакцию трудностей у контрагентов банкрота. Банкротства банков не более часты, чем банкротства в других секторах хозяйства, но они могут иметь более опасные последствия для экономики в целом. Когда происходит банкротство крупного банка или нескольких банков, то это всегда влечет за собой волну банкротств других банков и клиентов, имеющих тесные связи с этими банками. Иногда наплыв требований от кредиторов о досрочном возврате вкладов распространяется не только на банк, оказавшийся в затруднительной ситуации, но и на другие, в том числе и платежеспособные банки. Бывает, что изъятие вкладов охватывает большое количество банков, что провоцирует финансовую панику. Последняя, представляющая собой стихийное и досрочное изъятие вкладов (депозитов) из большого количества банков, является своеобразным фактором сугубо банковских кризисов, зарождающихся на самостоятельной основе (хотя чаще волны банковских кризисов являются следствием общего экономического кризиса или спада в экономике).

С другой стороны, можно понять и мотивы вкладчиков, пытающихся срочно и в массовом порядке изъять свои деньги из банков, о которых стала известна тревожная информация, т.е. спасающих свои средства, доверенные банкам.

Восстановление платежеспособности банковского сектора и доверия к банкам после прокатившегося кризиса всегда требует от общества значительных затрат. Для уменьшения таких затрат давно уже изобретен действующий в упреждающем порядке способ борьбы со вспышками массового изъятия вкладов и предотвращения кризисных ситуаций в экономике. Этот механизм называется государственным гарантированием (страхованием) банковских вкладов населения. Главной целью такого механизма, финансируемого преимущественно за счет средств самих же коммерческих банков, является компенсация вкладов населения в случае банкротства конкретного банка (банков).

История развития системы гарантирования вкладов начиналась с установления в США государственного (в пределах штата) страхования вкладов (в том числе и граждан) в Нью-Йорке в 1829 г., но оно широкого распространения в то время не получило, как не дало и ощутимых позитивных результатов. Реально страхование вкладов (депозитов) вошло в банковскую практику США в годы Великой депрессии с принятием в 1933 г. соответствующего банковского закона. На его основе была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), что явилось одним из факторов, позволивших остановить паническое массовое изъятие вкладов и массовое разорение американских банков (в 1920-е гг. в числе банкротов оказывалось до 600 банков в год, а в годы Великой депрессии — свыше 2 тыс. банков ежегодно). В дальнейшем с 1934 по 1981 г. число банкротств составляло в среднем 10 банков ежегодно. В 1980-х гг. количество банковских банкротств в стране опять стало интенсивно нарастать (только в 1986 г. это количество составило 206). Таким образом, даже самая старая в мире система гарантирования вкладов (депозитов) в самой богатой стране не может дать 100-процентной гарантии всем вкладчикам (тем более что гарантии распространяются не на любые суммы вкладов) и соответственно всем банкам.

Когда в послевоенный период по разным странам прокатились очередные волны кризисов ликвидности у банков, наносившие огромный ущерб экономике, многие правительства вынуждены были обратиться к опыту США в борьбе с банковскими банкротствами при помощи системы страхования вкладов. Такие системы возникли в Германии в 1966—1969 гг., в Испании — в 1977 г., во Франции — в 1980 г., в Великобритании — в 1982 г., в Бельгии — в 1985 г. Первые системы гарантирования вкладов создавались по инициативе государств, при этом банки имели возможность выбора — участвовать или нет в этих системах.

В последние годы защита вкладов в банках организуется в странах Восточной Европы и Средней Азии.

Основными целями, которые государство в лице законодательных органов стремится достичь при создании системы гарантирования вкладов (депозитов), как правило, являются: содействие образованию и мобилизации сбережений; защита банковских систем от финансовых кризисов, обеспечение устойчивости банков и денежного обращения; защита вкладчиков от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих экономических решениях.

Как правило, защита вкладчиков на законодательной основе ограничивается мелкими и средними вкладчиками.

По данным МВФ, который в 1995 г. и в 1998 г. изучал данный вопрос, исследовав ситуацию соответственно в 102 и 65 странах мира, в 1995 г. системы гарантирования вкладов действовали в 55% обследованных стран, в 1995 г. — уже в 95%. В 1998 г. в 87% стран участие банков в системах гарантирования вкладов было обязательным (против 65% в 1995 г.).

Однако есть страны (например, Австралия), где правительство и руководство банков против введения страхования депозитов. Свою позицию они аргументируют тем, что страхот вание приведет к увеличению расходов, которые банкам придется переложить на клиентов, и в результате понизятся процентные ставки по вкладам. При этом предполагается, что удержание банковской системы в стабильно ликвидном состоянии, наличие устойчивых и эффективно работающих кредитных организаций — это контрольная функция центральных банков, которые должны вести надзор за банками таким образом, чтобы исключить в них неэффективное управление и факты мошенничества, не допускать образования системных рисков, т.е. предотвращать внутренние банковские кризисы на ранней стадии их зарождения, когда еще возможно поддержание ликвидности банков с помощью изыскания внутренних резервов.

Но организовать такой надзор — дело проблематичное. Поэтому власти все же вынуждены создавать системы гарантирования вкладов. При этом взаимодействие между системой гарантирования вкладов и центральным банком имеет в разных странах некоторые особенности (скорее внешнего характера, чем внутреннего). Так, в странах, где надзор за банковской системой осуществляют непосредственно центральные банки, система гарантирования вкладов подчинена главным банкам (например, в Бельгии, Германии, Швейцарии, Японии). В некоторых странах органы надзора институционально отделены от центрального банка, и там система гарантирования вкладов имеет возможность самостоятельно регулировать ликвидность банков, а центральные банки не оказывают прямого и достаточно ощутимого воздействия на работу данного механизма. В ряде других стран центральные банки контролируют деятельность кредитных организаций совместно с другими институтами. Так, в США ФРС ведет надзорную деятельность совместно с ФКСД.

При всем многообразии различных форм организации систем гарантирования вкладов в мире внутренняя природа процесса защиты вкладов всегда одна и та же, т.е. все они имеют внутреннее родство. Именно определенное внутреннее содержание таких систем позволило МВФ отнести все национальные системы гарантирования вкладов и депозитов к двум основным типам: система прямо не выраженных гарантий, когда обязанность государства защищать банковскую систему вообще и банковские вклады и депозиты в частности рассматривается как сама собой разумеющаяся и строится на основании прошлого опыта; система положительно выраженных гарантий, когда указанная обязанность государства закреплена в общеправовых и/или в специальных банковских и финансовых законах. В последнем случае обязательным считается наличие специально созданного фонда для покрытия убытков, возникающих в связи с кризисами или банкротством банков. То есть такие системы основаны на взаимном участии банков (и частично государства) в покрытии возможных потерь. Однако такое разложение тяжести рисков на участников возможно лишь в том случае, если банкротства банков представляют собой редкие случаи. Если же масштабы «заражения» в банковском секторе значительны, то система оказывается неработоспособной.

Системы второго типа организованы одним из следующих альтернативных способов: основаны за счет государственной собственности и находятся в государственном управлении; управляются государством и частично финансируются банками; управляются государством совместно с банками и финансируются банками; управляются частным образом, когда депозитные институты страхуют друг друга.

Наиболее часто встречающимися формами финансового участия государства в системе гарантирования депозитов являются: 1) государство предоставляет фонду часть или в полном объеме начальный капитал для запуска системы гарантирования вкладов (Япония, Филиппины, США); 2) государство делает регулярные взносы в фонд для создания резерва системы (Испания, Индия); 3) государство в расходной части своего бюджета на текущий год резервирует установленный в законе размер средств для своевременного поддержания ликвидности фонда (США, Турция).

Желание банков одержать победу в борьбе с конкурентами за сбережения граждан толкает их ко все большему охвату вкладов системой гарантирования. С другой стороны, это желание объективно наталкивается на ограниченность финансовых возможностей системы. Поэтому практически во всех странах действуют лимиты ответственности страховых фондов по вкладам. Эти лимиты выражаются, во-первых, предельной суммой подлежащего гарантированию вклада, во-вторых, процентной долей покрытия вклада гарантией. Размер гарантии своевременной выплаты компенсации в мире колеблется от 1 тыс. долл. в Турции и Чили до 100 тыс. долл. в США. Органы ЕС рекомендуют применять единый уровень защиты депозитов и вкладов в размере 20 тыс. евро, а для более бедных стран — 15 тыс. евро. При этом существуют разные подходы к определению конкретных объектов защиты.

В странах, где применяется система прямо выраженных гарантий и соответственно формируются компенсационные фонды, ставки взносов в такие фонды колеблются в весьма широких пределах: от 1,2% в Чили до 0,008% в Японии. Нет также единообразия при определении базы исчисления размера взноса в резерв. За такую базу могут принимать: либо все числящиеся на данную дату вклады (депозиты) конкретного банка (США, Великобритания, Германия); либо только их гарантированную часть (Япония, Турция, Испания); либо сумму вкладов (депозитов) на 1 января или средневзвешенную их величину за год.

Представляют также интерес следующие данные, полученные специалистами МВФ. Организация управления системами гарантирования вкладов была различной: в 50% стран системами управляли правительственные органы, в 22% — сами банки и в остальных 28% — совместно представители правительства и/или центрального банка или банков. В 93% изученных в 1998 г. стран системы гарантирования финансировали сами банки, в остальных странах — государство. При этом 87% обследованных систем располагали средствами, регулярно пополнявшимися за счет взносов (против 79% в 1979 г.), а 13% собирали эти средства среди «выживших» банков только в случае банкротства того или иного банка. При этом сумма необходимых взносов распределялась между банками — участниками системы пропорционально объему привлеченных ими вкладов. Среди стран с регулярно пополняемыми фондами гарантирования вкладов в 23% (среди которых Аргентина, Болгария. Финляндия, Венгрия, Италия, Норвегия, Перу, Португалия, Румыния, Швеция и США) взнос банка устанавливался с учетом индивидуального риска его банкротства (в 1995 г. доля таких стран составляла 9%).

Что касается компенсации вкладов, то в 28% обследованных систем предусматривалась компенсация любых вкладов, в 37% компенсировалась большая часть вкладов, в 24% исключалась компенсация вкладов в иностранной валюте, в 70% не компенсировались межбанковские вклады, в 24% гарантировалась компенсация только вкладов домашних хозяйств и физических лиц, в 90% были установлены потолки компенсации.

Накопленный опыт работы систем защиты вкладов в разных странах выявил и определенные негативные моменты. Многие правительства оплачивали обязательства несостоятельных финансовых институтов и тем самым изменили поведение вкладчиков и банкиров. Вкладчики перестали быть «разборчивыми» при выборе банка, не требовали от банков защищать стоимость своих вкладов. А банкиры перестали беспокоиться о возможности массового изъятия вкладов, поэтому могли выдавать более рискованные кредиты, что в свою очередь увеличивало риски банковской системы. Компромисс между проблемой регулирования ликвидности банковской системы и проблемой предотвращения массового изъятия вкладов из банков во многих странах найден в форме общественно-государственной организации, выполняющей функцию гарантирования вкладов.

Системы гарантирования эволюционируют. В основе этого процесса лежит тот факт, что в своей деятельности банк опирается на ресурсы двух типов: на постоянные ресурсы (собственный капитал и долгосрочная задолженность банка) и более изменчивые привлеченные ресурсы. Объем последних во многом зависит от участия банка в системе гарантирования и от размера гарантированной компенсации вкладов в случае банкротства банка. С этой точки зрения система гарантирования играет важную роль в обеспечении безопасности не только отдельных банков, но и банковской системы в целом, так как укрепляет доверие вкладчиков.

В России проблема создания механизма гарантирования банковских вкладов населения весьма нервно обсуждалась много лет, но к ее практическому решению приступили только в 2004 г.

В 2003 г. Банк России разработал и обнародовал для обсуждения проект Положения «Об оценке соответствия банка критериям допуска в систему страхования вкладов». При этом имелось в виду, что такой документ будет иметь смысл только после того, как появится соответствующий закон, проект которого много лет не мог «пройти» Государственную Думу.

Долгожданный Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ был подписан Президентом 23 декабря 2003 г. В соответствии с ним в России впервые создаются общенациональный фонд обязательного страхования банковских вкладов физических лиц и соответствующий орган управления в форме государственной корпорации — Агентство страхования вкладов (ст. 38 Закона «О банках и банковской деятельности», приведенная ранее, современную свою редакцию получила как раз после принятия Закона № 177).

Основываясь на нормах последнего Закона, Центробанк в течение 2004 и 2005 гг. решает посредством многоходовой процедуры, соответствует ли каждый банк, даже давно имеющий право привлекать деньги физических лиц и вести их счета (таких, напомним, на 1 января 2004 г. было 1190), требованиям к участникам системы страхования вкладов, т.е. сохранить за ним указанное право или отобрать его. Для этой уникальной по форме и далеко не бесспорной по сути процедуры используются нормы самого Закона, а также следующих нормативных актов Банка России:

• Указание «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16 января 2004 г. № 1379-У;

• Положение «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов» от 16 января 2004 г. № 248-П;

• Положение «О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов» от 16 января 2004 г. № 247-П;

• Указание «О порядке составления и представления банками отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады» от 1 апреля 2004 г. №1416-У;

• Указание «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками» от 1 апреля 2004 г. № 1417-У;

• Указание «О порядке направления требования Банка России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами» от 16 июля 2004 г. № 1476-У;

• Указание «О порядке признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов» от 16 июля 2004 г. № 1477-У и др.

В результате могут последовать события двоякого рода: с одной стороны, банковская система в целом (в оставшейся ее части) может приобрести большую устойчивость, поскольку усилится доверие к банкам со стороны людей, пользующихся их услугами, с другой же стороны — ситуация на рынке вкладов населения для многих банков, особенно малых и средних, может поменяться самым решительным образом, причем в неблагоприятную сторону (многие из таких банков могут вообще лишиться банковских лицензий). В связи с этим вполне вероятны также неблагоприятные последствия для населения, особенно в регионах, где у людей и так нет или почти нет возможности выбирать между банками. Весьма вероятны также споры и конфликты между проверяемыми коммерческими банками и Центральным банком (его ТУ).

Недопущение панического изъятия вкладов из банков нельзя связывать только с рассмотренным выше механизмом их гарантирования за счет специально формируемого денежного фонда. Как уже отмечалось, многие страны вполне обходятся системами прямо не выраженных гарантий. В этой связи значительный интерес для наших банков и их клиентов — физических лиц представляют два источника.

Один из них — фонды обязательного резервирования (ФОРы). Средств, концентрируемых в этих фондах и в случае ликвидации в обязательном порядке подлежащих направлению на удовлетворение претензий вкладчиков, обычно вполне хватает на выплаты по вкладам в пределах до 1 тыс. долл.

Другой возможный источник удовлетворения требований вкладчиков — достаточно большие суммы, числящиеся в последние годы на корреспондентских счетах банков в подразделениях Банка России, являющиеся фондами предстоящих платежей.